Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 5
с углубленным изучением математики»
« ТРИЗ – игра»
( Теория решения изобретательских задач,
развитие творческого воображения
для учащихся начальных классов)
1-2 классы
Составила:
Ермошина Татьяна Александровна
учитель начальных классов
Магнитогорск 2017
г Магнитогорск, Челябинская область
МОУ « СОШ № 5 УИМ»
Ермошина Т.А.
учитель начальных классов
Подготовка к ТРИЗ –игре.
ТРИЗ -игра проводится с целью выявления талантливых детей в области научно — технического творчества. Качество выполнения участниками заданий позволяет оценить способность учащихся к решению изобретательских задач, развитию творческого воображения у учащихся начальных классов, умение участников реализовывать в моделях свои фантастические идеи, уровень логического мышления школьников.
Подготовка к игре включала в себя следующие этапы:
определение структуры и объема заданий игры, разработка содержания заданий для различных возрастов участников;
разработка заданий творческих конкурсов;
Проведении ТРИЗ – игры в общеобразовательном учреждении
Школьная игра по ТРИЗ для учащихся начальных классов направлена на всестороннее развитие школьников и призвана способствовать:
г Магнитогорск, Челябинская область
МОУ « СОШ № 5 УИМ»
Ермошина Т.А.
учитель начальных классов
Организаторы
Место и время проведения
Актовый зал образовательного учреждения
Участники мероприятия
В мероприятии могут принять участие учащиеся 1-2 классов образовательного учреждения, знакомые с основами ТРИЗ.
5.Условия проведения
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
презентации;
столы, ручки, цветные карандаши, линейки, простые карандаши, бумага для черновиков, дипломы для всех команд.
листы с заданиями по турам, полные тексты решений для жюри и для координатора, сводный протокол;
на столах таблички с закодированным номером команды.
1.В мероприятии участвуют школьные команды учащихся параллели 1-2 классов. В составе каждой команды – 4-5 человек. Класс может быть представлен одной или несколькими командами. Названием команды является литер с добавленным к нему числового индекса 1,2,3,4,5…..и т.д.
( например: А 1- команда по номером 1 из 2 а класса).
2. Соревнование проводится в 3 тура. Каждый тур представляет собой коллективное письменное решение задачи. Любая задача оформляется и сдается в жюри на отдельном одинарном листе. Каждая команда имеет право сдать несколько вариантов решения каждой задачи. (Эти листы раздаются каждой команде вместе с условием задачи; на каждом из них сверху пишется литер команды, а ниже – её решение.)
При проведении игры ТРИЗ у жюри не может быть представлен один вариант решения. При проверке решения и выявления абсолютно правильного другого решения жюри коллегиально принимает решение о начислении баллов за данное решение.
3. Проведением игры руководит Координатор. Он организует раздачу заданий и сбор листов с решениями; проводит разбор задач и объявляет итоги проверки (помощники учащиеся старших классов). Классные руководители координируют выполнения задания и поведения участников команд во время мероприятия.
4. Время, отведенное командам для решения определяется координатором мероприятия. "Ценность" задач каждого тура в баллах определяется составом жюри при разборе заданий творческого характера.
5. Проверка решений осуществляется жюри после окончания каждого тура. Жюри состоит из учителей начальных классов (учащихся старших классов), специализирующихся на проверке задач каждого тура соответственно.
6. Параллельно с проверкой, Координатор осуществляет разбор задач для учащихся, а затем объявляет итоги проверки.
7. Команды – победители и призеры ТРИЗ - игры определяются по сумме баллов, набранных каждой командой во всех турах. Награждение победителей и призеров происходит сразу после подведения итогов игры.
Жюри состоит из преподавателей начальных классов или учащихся старших классов.
Наиболее ответственная часть работы координатора– подробный разбор решений задач для школьников, который проводится после каждого тура и занимает, в среднем 5-7 минут. (Разбор задач проходит по заранее подготовленной компьютерной презентации.) Этого времени обычно хватает жюри, чтобы завершить проверку работ.
По окончании разбора задач и по мере завершения проверки, результаты команд по каждой из задач тура вносятся в протокол.
План мероприятия « ТРИЗ – игра»
Организационный (музыкальный фон)
Учащиеся в актовом зале рассаживаются на закрепленные для каждого класса места.
Просмотр мультипликационного фильма о применении творческого воображение и рационализаторстве.
Слайд № 2
Подготовительный этап (анализ изобретений и их применение)
Слайд № 3
4.Совместное решение задания РАЗМИНКА
Слад № 4,5,6
1тур Задание № 1 ( время выполнения 7 минут)
Слайд № 7,9,10
Критерии оценивания Слайд № 8
Разбор задания № 1 во время проверки жюри решений
Варианты ответов
Слайд № 11-19
2 тур Задача № 2 ( время выполнения 10 минут)
Слайд № 20
Критерии оценивания Слайд № 21
Разбор задания № 2 во время проверки жюри решений
Варианты ответов
Слайды № 22-30
3 тур Задача № 3 ( время выполнение 10 минут)
Слайды № 31-34
Разбор задания № 3 во время проверки жюри решений
Слайды № 35-45
10.Подведение итогов и награждение победителей.