СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" ТРИЗ- игра" ( развитие творческого воображения и решение изобретательских задач в игровой форме)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТРИЗ -игра проводится с целью выявления талантливых детей в области научно — технического творчества. Качество выполнения участниками заданий позволяет оценить способность учащихся к решению изобретательских задач, развитию творческого воображения у учащихся начальных классов, умение участников реализовывать в моделях свои фантастические идеи, уровень логического мышления школьников. Мероприятие проводится для учащихся 1 ( 2 ) классов во внеурочное время в рамках программы " ТЕМП"

Просмотр содержимого документа
«положение ТРИЗ - игра»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 5

с углубленным изучением математики»













« ТРИЗ – игра»

( Теория решения изобретательских задач,

развитие творческого воображения

для учащихся начальных классов)

1-2 классы







Составила:

Ермошина Татьяна Александровна

учитель начальных классов









Магнитогорск 2017


г Магнитогорск, Челябинская область

МОУ « СОШ № 5 УИМ»

Ермошина Т.А.

учитель начальных классов



  1. Подготовка к ТРИЗ –игре.

ТРИЗ -игра проводится с целью выявления талантливых детей в области научно — технического творчества. Качество выполнения участниками заданий позволяет оценить способность учащихся к решению изобретательских задач, развитию творческого воображения у учащихся начальных классов, умение участников реализовывать в моделях свои фантастические идеи, уровень логического мышления школьников.



Подготовка к игре включала в себя следующие этапы:



  • проведение занятий по развитию творческого воображения и решению изобретательских задач;



  • разработка положения о проведении игры;



  • формирование жюри по проверке заданий;



  • определение структуры и объема заданий игры, разработка содержания заданий для различных возрастов участников;

  • разработка заданий творческих конкурсов;



  • определение требований к знаниям участников, разработка критериев оценки выполнения заданий, разработка форм проверочных таблиц.



  1. Проведении ТРИЗ – игры в общеобразовательном учреждении

Школьная игра по ТРИЗ для учащихся начальных классов направлена на всестороннее развитие школьников и призвана способствовать:

    • выявлению творчески одаренных детей;



    • привлечению учащихся к углубленному изучению ТРИЗ;



    • подготовке талантливых детей к участию в научно-технических мероприятиях.





г Магнитогорск, Челябинская область

МОУ « СОШ № 5 УИМ»

Ермошина Т.А.

учитель начальных классов



  1. Организаторы



    • Ермошина Татьяна Александровна и коллектив учителей начальных классов МОУ « СОШ № 5 УИМ»



  1. Место и время проведения


Актовый зал образовательного учреждения



  1. Участники мероприятия



В мероприятии могут принять участие учащиеся 1-2 классов образовательного учреждения, знакомые с основами ТРИЗ.



5.Условия проведения



Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • презентации;

  • столы, ручки, цветные карандаши, линейки, простые карандаши, бумага для черновиков, дипломы для всех команд.

  • листы с заданиями по турам, полные тексты решений для жюри и для координатора, сводный протокол;

  • на столах таблички с закодированным номером команды.

1.В мероприятии участвуют школьные команды учащихся параллели 1-2 классов. В составе каждой команды – 4-5 человек. Класс может быть представлен одной или несколькими командами. Названием команды является литер с добавленным к нему числового индекса  1,2,3,4,5…..и т.д.

( например: А 1- команда по номером 1 из 2 а класса).

2. Соревнование проводится в 3 тура. Каждый тур представляет собой коллективное письменное решение задачи. Любая задача оформляется и сдается в жюри на отдельном одинарном листе. Каждая команда имеет право сдать несколько вариантов решения каждой задачи. (Эти листы раздаются каждой команде вместе с условием задачи; на каждом из них сверху пишется литер команды, а ниже – её решение.)

При проведении игры ТРИЗ у жюри не может быть представлен один вариант решения. При проверке решения и выявления абсолютно правильного другого решения жюри коллегиально принимает решение о начислении баллов за данное решение.

3. Проведением игры руководит Координатор. Он организует раздачу заданий и сбор листов с решениями; проводит разбор задач и объявляет итоги проверки (помощники учащиеся старших классов). Классные руководители координируют выполнения задания и поведения участников команд во время мероприятия.

4. Время, отведенное командам для решения определяется координатором мероприятия. "Ценность" задач каждого тура в баллах определяется составом жюри при разборе заданий творческого характера.

5. Проверка решений осуществляется жюри после окончания каждого тура. Жюри состоит из учителей начальных классов (учащихся старших классов), специализирующихся на проверке задач каждого тура соответственно.

6. Параллельно с проверкой, Координатор осуществляет разбор задач для учащихся, а затем объявляет итоги проверки.

7. Команды – победители и призеры ТРИЗ - игры определяются по сумме баллов, набранных каждой командой во всех турах. Награждение победителей и призеров происходит сразу после подведения итогов игры.

Жюри состоит из преподавателей начальных классов или учащихся старших классов.

Наиболее ответственная часть работы координатора– подробный разбор решений задач для школьников, который проводится после каждого тура и занимает, в среднем 5-7 минут. (Разбор задач проходит по заранее подготовленной компьютерной презентации.) Этого времени обычно хватает жюри, чтобы завершить проверку работ.
По окончании разбора задач и по мере завершения проверки, результаты команд по каждой из задач тура вносятся в протокол.












План мероприятия « ТРИЗ – игра»

  1. Организационный (музыкальный фон)

Учащиеся в актовом зале рассаживаются на закрепленные для каждого класса места.

  1. Просмотр мультипликационного фильма о применении творческого воображение и рационализаторстве.

Слайд № 2

  1. Подготовительный этап (анализ изобретений и их применение)

Слайд № 3

4.Совместное решение задания РАЗМИНКА

Слад № 4,5,6

  1. 1тур Задание № 1 ( время выполнения 7 минут)

Слайд № 7,9,10

Критерии оценивания Слайд № 8

  1. Разбор задания № 1 во время проверки жюри решений

Варианты ответов

Слайд № 11-19

  1. 2 тур Задача № 2 ( время выполнения 10 минут)

Слайд № 20

Критерии оценивания Слайд № 21

  1. Разбор задания № 2 во время проверки жюри решений

Варианты ответов

Слайды № 22-30

  1. 3 тур Задача № 3 ( время выполнение 10 минут)

Слайды № 31-34

  1. Разбор задания № 3 во время проверки жюри решений

Слайды № 35-45

10.Подведение итогов и награждение победителей.



Просмотр содержимого презентации
«ТРИЗ игра 1 класс (1)»

ТРИЗ – игра для 1 класса

ТРИЗ – игра для 1 класса

Разминка

Разминка

  • Рассмотри картинку. Подумай, что делает ёжик с яблоком и что делает яблоко с ёжиком.
Задание 1 1.Рассмотри картинки. 2. Напиши, что в них общего: ________________________ 3. Запиши в схему функцию рук: 4. Напиши или нарисуй под схемой, что ещё (кроме рук) может выполнять  такую же функцию (работу).

Задание 1

1.Рассмотри картинки.

2. Напиши, что в них общего: ________________________

3. Запиши в схему функцию рук:

4. Напиши или нарисуй под схемой, что ещё (кроме рук) может выполнять

такую же функцию (работу).

Критерии оценивания

Критерии оценивания

  • Написано общее для картинок 1 б
  • Записана схема функции рук 1б
  • Записаны ( нарисованы) предметы, которые выполняют функцию рук по 1б за каждый предмет
Решение задания 1 1.Рассмотрели эти картинки.  2. Общее: руки держат яблоко, воду 3. Схему функции рук: 3.Напиши под схемой, что ещё (кроме рук) может выполнять  такую же функцию (работу). удерживать груз

Решение задания 1

1.Рассмотрели эти картинки.

2. Общее: руки держат яблоко, воду

3. Схему функции рук:

3.Напиши под схемой, что ещё (кроме рук) может выполнять

такую же функцию (работу).

удерживать

груз

Задание 2

Задание 2

  • Приложи к бумаге свою ладошку и обведи большой и указательные пальцы. Дорисуй это так, чтобы получилась картинка о том, что берут с собой в полёт космонавты. Поясни свой рисунок словами. Придумай несколько вариантов.
Критерии оценивания  Нарисованы предметы и подписано назначение этого предмета в космосе  по 1б за каждый предмет

Критерии оценивания

Нарисованы предметы и подписано назначение этого предмета в космосе

по 1б за каждый предмет

Задание 3 Гена и Чебурашка переехали жить в новый девятиэтажный дом и поселились на 8 этаже. Все хорошо, но когда Чебурашке нужно ехать в лифте без Гены, он не может дотянуться до кнопки. Чебурашка пробовал использовать палочку, но носить её с собой неудобно, а если оставлять в лифте или где-то рядом, её обязательно выбросят.

Задание 3

Гена и Чебурашка переехали жить в новый девятиэтажный дом и поселились на 8 этаже. Все хорошо, но когда Чебурашке нужно ехать в лифте без Гены, он не может дотянуться до кнопки. Чебурашка пробовал использовать палочку, но носить её с собой неудобно, а если оставлять в лифте или где-то рядом, её обязательно выбросят.

дом ЛИФТ лифт голова уши руки ноги

дом

ЛИФТ

лифт

голова

уши

руки

ноги

Критерии оценивания По 1 баллу за каждый вариант решения проблемы

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый вариант решения проблемы

Просмотр содержимого презентации
«ТРИЗ игра 2 класс»

ТРИЗ – игра для 2 класса

ТРИЗ – игра для 2 класса

Разминка

Разминка

  • Рассмотри картинку. Подумай, что делает ёжик с яблоком и что делает яблоко с ёжиком.
Задание 1 1.Рассмотри картинки. 2. Какую работу ( функцию) выполняет швабра. 4. Напиши (нарисуй) как можно больше объектов, которые могут выполнять ту же работу (имеющих то же назначение, выполняющих ту же функцию).

Задание 1

1.Рассмотри картинки.

2. Какую работу ( функцию) выполняет швабра.

4. Напиши (нарисуй) как можно больше объектов, которые могут выполнять ту же работу (имеющих то же назначение, выполняющих ту же функцию).

Критерии оценивания

Критерии оценивания

  • Определена работа ( функция) швабры
  • 1 б за правильный ответ
  • Записаны ( нарисованы) предметы, которые выполняют функцию перемещения
  • по 1б за каждый предмет
Решение задания 1 3. Схему функции швабры: 3.Напиши под схемой, что ещё (кроме рук) может выполнять  такую же функцию (работу). перемещать мусор

Решение задания 1

3. Схему функции швабры:

3.Напиши под схемой, что ещё (кроме рук) может выполнять

такую же функцию (работу).

перемещать

мусор

Задание 2

Задание 2

  • Перечисли недостатки, которые есть у цветочного горшка. С помощью методов и приёмов фантазирования придумай новый цветочный горшок, устранив эти недостатки.
Недостатки

Недостатки

Критерии оценивания  Нарисованы новые цветочные горшки согласно условию задачи по 1б за каждый предмет

Критерии оценивания

Нарисованы новые цветочные горшки согласно условию задачи

по 1б за каждый предмет

Задание 3 У многих детей накапливаются дома старые игрушки. Некоторым они надоедают. А некоторые дети просто взрослеют. Выбрасывать в помойку «бывших друзей» жалко, это – как предательство! Можно отнести игрушки в детский сад, но там хватает и своих. Что же делать?

Задание 3

У многих детей накапливаются дома старые игрушки. Некоторым они надоедают. А некоторые дети просто взрослеют. Выбрасывать в помойку «бывших друзей» жалко, это – как предательство! Можно отнести игрушки в детский сад, но там хватает и своих. Что же делать?

ЛИФТ Комната полка голова руки уши ноги

ЛИФТ

Комната

полка

голова

руки

уши

ноги

Критерии оценивания По 1 баллу за каждый вариант решения проблемы

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый вариант решения проблемы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!