СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочные задания по лексике для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ по русскому языку - 2016.  Задания  по лексике  -  и не только - из открытого банка заданий ФИПИ.  Успехов Вашим ученикам!

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные задания по лексике для подготовки к ОГЭ по русскому языку.»

13.04.16 ФИ____________________________
1.
Задания на правописание гласной в корне слова.

1) Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1. протянуть 2. коллекция 3. выскочить 4. родители


2) Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1. обязательно 2. замер 3. потерялись 4. бежали


3) Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1. домашняя 2. крикливая 3. пролистать 4. прикоснуться


4) Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.

1. дощатая 2. лагерь 3. слипаются 4. удивительная


5) Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1. наклонить 2. помириться 3. рядовой 4. держать

6) Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1. распирают 2. замечать 3. удаляемся 4. сказала

7) Укажите слово с не проверяемой ударением гласной в корне.
1. пастухов 2. повеселей 3. хлопотливых 4. гравюры

8) Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1. зари 2. скакнули 3. замирает 4. вставлять

9) Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1. разгорался 2. питаясь 3. шептал 4. развивать


10) Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1. сливались 2. блестели 3. обновлял 4. долетало

11) Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1. огорчилась 2. собирались 3. держать 4. восклицала


2. Синонимия.


1) Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. ___________________________
(21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку

2) Замените книжное слово «поведать» из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру. _______________________________


3) Замените разговорное слово «долговязый» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.
_______________________________________

4) … слово «дуться» из предложения “Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет”. стилистически нейтральным синонимом. _______________________________

5) Замените разговорное слово «швырнул» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом (Швырнул портфель.) ____________________________

6) Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом.
Небось, видели? _________________________________

7) Замените книжное слово «отныне» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимичным словом или словосочетанием. Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич. ________________________________

8) Замените просторечное слово «орава» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. ...беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили. _________________________________



3. Словосочетание.

1) Замените словосочетание «собачьего языка» (предложение 18), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________________________

2) Замените словосочетание «книжный магазин» (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. __________________________________

3) Замените словосочетание «человеческая вера» (предложение 24), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. _______________________________


4. Замените словосочетание «отнестись юмористически» (предложение 15), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. _________________________________________


5. Замените словосочетание «слёз матери» (предложение 4), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
______________________________________________________

6.
Замените словосочетание «бессонных ночей» (предложение 33), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. ___________________

7. Замените словосочетание «известия с фронта» (предложение 22), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. _______________________

8. Замените словосочетание «боксёрскую грушу» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. _________________________

9. Замените словосочетание «к железным воротам» (предложение 15), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. ______________________


4. Лексическое значение слова.


1) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «земля» (предложение 32) Словно и нет войны на земле.).

1.мир 2. суша 3. почва 4. чернозём


2) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «тяжёлой» (предложение 39) )Ты будешь находиться под её тяжёлой властью и, оглядываясь, скажешь: «Прости!»
1. имеющей большой вес 2. мучительной 3. требующей больших усилий
4. лишённой лёгкости, быстроты

3) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «почитать» (предложение 32).«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо.
1. уважать 2. относиться с восторгом 3. обожать 4. относиться с подобострастием

4) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сорвался» (предложение 18).Лишь однажды Вовка сорвался.  1. не удержавшись, упал 2. стремительно удалился
3. утратил контроль над собой 4. споткнувшись, оступился

5) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «устроил» (предложение 21).И я устроил мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.

1. организовал 2. поместил 3. обеспечил 4. изготовил

6) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «точка» (предложение 14).Её глаза так сосредоточенно смотрели в одну точку, что я подумал: она видит сон с открытыми глазами.
1. место в пространстве 2. метка, след 3. круглое пятнышко 4. предел чего-либо

7) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «провал» (предложение 6).Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.
1. углубление 2. банкротство 3. неудача 4. обрушение

8) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «горестно» (предложение 8).Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза.
1. печально 2. беспомощно 3. трогательно 4. неприятно

5. Фонетика
1) Укажите ошибочное суждение.
1. В слове ОБЪЯВИТ количество букв и звуков совпадает.

2. В слове ЩУПЛОМУ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.

3. В слове РАДОСТНО звуков меньше, чем букв.

4. В слове СЕРЬЁЗНЫМ буква Ё обозначает 2 звука.

2) Укажите ошибочное суждение.

1. В слове ДЕНЬГИ все согласные звуки мягкие.
2. В слове ПÓЕЗДА одинаковое количество гласных и согласных звуков.
3. В слове СЕРЬЁЗНОСТИ буква Ё обозначает 2 звука.
4. В слове ПОЕЗД последний звук – [т].

3) Укажите ошибочное суждение.

1. В слове СНЕГ последний звук – [к].
2. В слове ДРУГОМУ все согласные звуки звонкие.
3. В слове ЖЕНЩИНА все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
4. В слове НЕЧАЯННО буква Е обозначает один звук.




4) Укажите ошибочное суждение.
1. В слове СПАТЬ все согласные звуки имеют пару по звонкости.
2. В слове СВЯЗИСТОВ последний звук – [ф].
3. В слове ЧУВСТВО количество звуков и букв совпадает.
4. В слове ТЕПЕРЬ все согласные звуки мягкие.

№ 3. Лексические средства выразительсности. ФИ____________________________

1) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1.Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
2. Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
3. Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
4. Пришло время удивляться Валерке.

2) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. ___

1. Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2. Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
3. Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4. Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

3) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
2. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
3. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
4. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

4) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1. Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.
2. Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?
3. Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.
4. И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

5) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1.
Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

2. А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
3. Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится нУкажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.аперегонки.
4. Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

6) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1. Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
2. Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд –
 против ветра.
3. Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
4. Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.


7) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1.
Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
2. Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.
3. Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
4. Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.

8) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1. На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.
2. Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.
3. Скрипка замолчала надолго.
4. И свет фонариков погас.

9) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1. Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.
2. И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.
3. Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.
4. Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.


10) Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.
1. Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.

2. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.
3. Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.
4. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.


11) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1. Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.
2. Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы.
3. Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.
4. Прошло немалое время, пока я узнал музыку.


12) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1. Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
2. Музей не возьмёт копии.
3. Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4. Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал.


13) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1. От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги.
2. Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.
3. Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.
4. Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала.

14) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1. Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог?
2. Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу – след ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине.
3. Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки.
4. Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге.

15) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1. Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.
2. Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
3. Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.
4. И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется...»




№ 3 – ответы
1 – 3 (перевёл дух) 2- 4 (на седьмом небе) 3- 3 (провалиться сквозь землю)
4 – 4 (лезут в голову мысли) 5 – 2 (провалиться сквозь землю) 6 – 1 (к сонным волнам)
7- 2 (чёрная головёшка на четырёз ножках) 8- 3 9- 2 , 10 – 3 (внутри у неё шумела буря)
11 – 1 (сердце, раненное на всю жизнь музыкой) 12 – 4 (душа молчала) 13 – 3, 14 – 2, 15 - 2





16) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика.
1. – Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
2. Встревает тут Федосья, баба из
Пýстыни…
3.
Эти доски и пригодятся.
4. Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!