СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный тест по русскому языку для 11 класса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест для подготовки учащихся 11 класса к экзамену по русскому языку представляет собой варианты заданий  с 1 по 24. Позволяет повторить все темы, включенные в кимы.Можно применять на уроках обощающего контроля и на занятиях элективного курса по подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный тест по русскому языку для 11 класса.»

4 вариант

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

(1)Хотя фрегата обычно причисляют к пеликанам, он почти ничем не похож на эту неуклюжую, напоминающую домашнего гуся птицу и существенным образом отличается от прочих океанских птиц. (2) По своему строению фрегат похож на крупного сокола или даже на орла: его нижние конечности оканчиваются не перепончатой утиной лапой, а острыми когтями, что не позволяет фрегату держаться на воде, зато помогает ему смертельной хваткой вцепляться в добычу. (3) Он и в повадках своих очень походит на сокола и орла, …. моряки зовут фрегата морским соколом или фрегат-орлом.


1) Фрегат по своему строению и повадкам больше похож на сокола или орла, чем на морскую птицу, поэтому моряки называют его морским соколом или фрегат-орлом.

2) Хотя фрегата причисляют к пеликанам, он по своему строению и повадкам мало напоминает эту неуклюжую, похожую на домашнего гуся птицу.

3) Сходство фрегата с соколом и орлом позволило морякам называть его морским соколом или фрегат-орлом, хотя обычно его причисляют к пеликанам.

4) Нижние конечности фрегата оканчиваются острыми когтями, что позволяет ему крепко вцепляться в добычу.

5) Фрегат не способен держаться на воде, поскольку его лапы не похожи на перепончатые конечности водоплавающих птиц.


2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

однако

поэтому

это

потому что

хотя


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛАПА. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЛАПА, -ы, жен.

1. Стопа ноги или вся нога у животных, имеющих подвижные конечные члены пальцы, а также (прост.) о руке (реже о ноге) человека. Медвежья л. Л. птицы, черепахи. Попасть в лапы к кому-н. (перен.: стать в зависимое положение от кого-н.; разг. неод.). Наложить свою лапу на что-н. (перен.: распространить своё влияние, власть на кого-что-н.; разг. неод.). Забрать кого-н. в лапы (перен.: подчинить себе; разг. неод.). Положить, дать на лапу или в лапу кому-н. (дать взятку; разг.).

2. Ветвь хвойного дерева. Лапы ели.

3. Шип в конце бревна (спец.). Рубить в лапу.

4. Изогнутый и расплющенный конец некоторых инструментов, приспособлений. Л. якоря.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

плодонОсить

прИнятый

сверлИт

ждалА

красИвейший


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Попадая в ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЕ положение, каждый из нас действует обычно в соответствии со своим характером.

Интерьеры с дизайном в готическом стиле ВЕЛИЧЕСТВЕННЫ и изящны.

ЭФФЕКТИВНЫЙ метод лечения заболеваний верхних дыхательных

путей – ингаляция.

Вера Александровна чересчур ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНА, и малейшая безделица ее может встревожить.

ГЛИНЯНЫЕ почвы трудно обрабатывать, но они хорошо задерживают влагу.


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями

РАЗОЖЖЁТ костер

современные ГОСПИТАЛИ

ОБЕИМИ страницами


7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


А) В качестве эпиграфа к сочинению ученик привёл несколько строк из поэмы

«Флейты-позвоночника»

В.В. Маяковского.


1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом


Б)Те, кто отдыхает в горах, может стать участниками захватывающего тура по обследованию пещер.


2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым


В)Вопреки тревожных прогнозов метеорологов, тайфун в этот раз обошёл город стороной.


3) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением


Г) Одним из путешественников, открывшего миру горные и пустынные районы Центральной Азии, был Н.М. Пржевальский.


4) ошибка в построении предложения с однородными членами


Д) Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

5) неправильное построение предложения с деепричастным

оборотом



6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом



7) неправильное построение предложения с косвенной речью


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ур…внение

раст...рание

разоч...рованный

р…сточек

пал..садник


9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та

же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

с.. мнительный, поз...вчерашний

ра...ветвлённый, и.. кусственный

пр...красное (утро), пр…косновение

раз...грать (друга, сверх...нтересный

пр…поведник , ..тдал


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

отчётл...вый

милост…вый

подозр...вать

успока..вающее

солом..нка


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

колебл.. мый

зате.. нный

надломл...нный

(она) наде...тся

прикле...вший (марку)


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дениска прислушивался к их разговорам и, ничего (не) понявший, тряхнул головой.

Мы вышли в коридор для (не)большого совещания.

Дворник наш (не)способен и муху обидеть.

Без дружбы никакое общение (не)имеет смысла.

Мы обратили внимание, что рубашка на кондукторе мятая, а ботинки (не)чищены.


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ОТКУДА(ТО) налетел ветер, поднялись волны, и ЧТО(БЫ) лодку не унесло в море, ребята вытащили её на берег.

Мы не знали точно, (ИЗ)ЗА чего Максим, (ОТ)РОДУ ничего не боявшийся, так испугался моря.

(НЕ)СМОТРЯ на мощные подпорки, за зиму старый сарай сильно покосился

(НА)БОК.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы Иван оставался (ТАК)ЖЕ спокоен, как и его отец.

Иван Петрович постоял с закрытыми глазами, КАК(БЫ) собираясь с мыслями, ЧТО(БЫ) произнести заключительное слово.


14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Старообрядцы сдержа(1)о посовещались, и один из них, пригибаясь, подошёл к печи и положил на колени Яшкина круглый каравай хлеба, кусок варё(2)ого мяса, две луковицы и берестя(3)ое лукошко с солью, сдела(4)ое в виде пенала.


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. Он вынул из кармана кисет и трубку и потом взял из костра горячий уголь.

2. Весь видимый мир для нас ограничивался этим костром да небольшим клочком острова с выступавшими очертаниями кустов.

3. Лодка мерно качалась и тихо взвизгивала под ударами отражённой и разбитой но всё ещё крепкой волны.

4. На небе не было видно ни звёзд ни месяца ни зари.

5. В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка и многие спешили выместить на нём свои обиды.


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые.

Пространство напротив (1) находившегося между крыльцом и глухой стеной окна (2) было забрано высокими досками (3) позволявшими видеть (4) только небольшой клочок неба.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским учёным было (1) доподлинно (2) известно, что на востоке Европы живут многочисленные племена венедов. Венеды (3) по мнению современных археологов (4) и были предками современных славянских народов.



18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я не стал обращать внимания на тон моего хмурого соседа (1) в лице (2) которого (3) старался теперь видеть простого и незлого человека (4) и взял предложенные им чашку и хлеб.


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Они заговорили о здоровье графини и об общих знакомых (1) и (2) когда прошли те требуемые приличием десять минут (3) после которых гость может встать (4)

Николай поднялся и стал прощаться.


Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)…Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила… (6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум – на Чернобыльской АЭС пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили. (10)Вызвали на обыкновенный пожар…

(11)А теперь – клиника острой лучевой болезни... (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно. (17)Звал и звал… (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения,

обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама…

(20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось

волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое… (24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко… (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная и я его боюсь.

(29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:

− (30)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый

человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки.

(33)А я как умалишённая:

− (34)Я его люблю! (35)Я его люблю!

(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»

(39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал.

(40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже

уговаривали:

− (43)Ты – молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.

(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они:

− (48)Чёрт с тобой! (49)Ты – ненормальная!

(50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь…

(57)Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58)О страшном…

(59)Но я вам рассказала о любви… (60)Как я любила... (61)И люблю…

(62)А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет

препятствий.

(по С.А. Алексиевич*)

*Светлана Александровна Алексиевич (род. 1948 г.) – всемирно известный

белорусский прозаик, пишущий на русском языке. Автор прозы о войне, о Чернобыле. Создатель уникального документально-художественного метода, основанного на беседах с реальными людьми.


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Супруг героини получил огромную дозу облучения, несмотря на то, что работал на пожаре в специальном защитном брезентовом костюме.

2. Героине повествования медсёстры не разрешали входить к мужу в барокамеру, однако она, в тайне от них, проникала туда.

3. Героиню никто не предупредил, что она тоже может получить большую дозу облучения, поэтому она не боялась находиться возле супруга.

4. Санитары отказывались подходить к больным в барокамерах, так что за больными (кроме мужа героини) ухаживали солдаты.

5. Героине помогла выстоять в страшных жизненных испытаниях настоящая любовь, не знающая границ.


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

ответов.

1. Суждение, высказанное в предложении 5, противопоставляется в тексте содержанию предложения 4.

2. В предложениях 1-4 содержится рассуждение .

3. Предложение 26 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 25.

4. В предложениях 30−32 представлено рассуждение.

5. Предложения 57−62 представляют собой описание


22. Из предложений 29, 42 выпишите синонимы (синонимическую пару).


23. Среди предложений 50−62 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

24 . Подчёркнутая документальность, на которой базируется «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич, создаёт весьма специфический стиль как представленного фрагмента, так и произведения в целом. Особенно ярко это

проявилось в синтаксисе. Обилие (А)______ (например, предложения 34, 35, 48, 49) передаёт волнение героини, глубину её эмоций. Довольно часто встречается также (Б)______ (предложения 22–23, 57–58, 59—61), что характерно для разговорного стиля, и благодаря этому достигается эффект живого повествования. В лексике текста обращают на себя внимание многочисленные (В)______ (например, в предложениях 4–5, 16−17, в предложении 8), а также (Г)______ («барокамера», «объект с высокой плотностью заражения», «катетер»).

Список терминов:


1. литота

2. сравнение(-я)

3. парцелляция

4. восклицательное(-ые) предложение(-я)

5. риторический(-е) вопрос(-ы)

6. профессиональная лексика

7. назывное(-ые) предложение(-я)

8. лексический(-е) повтор(-ы)

9. оксюморон(-ы)


Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!