Просмотр содержимого документа
«Тренинг на командообразование "Мы - команда!"»
Тренинг на командообразование.
Цель:
Создать условия для активизации процесса успешного сплочения группы.
Задачи:
формирование чувства команды;
навыков взаимодействия в команде (в группе);
формирование групповых норм партнерского общения.
Формирование доверительной обстановки в группе;
умения координировать совместные действия
Список правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего
3. Уважать мнение друг друга
4. Я - высказывание
5. Безоценочность суждений
6. Активность
7. Правило «стоп»
8. Конфиденциальность
Этапы и упражнения
I этап. “Знакомство”.
Цели:
Ориентация учащихся в целях занятия;
знакомство с участниками;
установление групповых норм;
создание рабочей атмосферы в группе.
-
Упражнения | Содержание | Цель |
Слово ведущего. | Знакомство с группой, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе. | Знакомство, ориентация участников в целях занятий, установление групповых норм, создание рабочей атмосферы в группе. |
Упражнение “Снежный ком” | Первый участник называет свое имя, следующий – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д. | Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций. |
Упражнение “Интервью в парах” | Разбить участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). За 5 минут необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим. | Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга. |
II этап. “Учимся общаться”.
Цели:
5 общих признаков
Цель: развитие умения учитывать интересы каждого в команде.
Материалы: фломастеры и ватман.
Проведение: Все участники делятся на две группы. Каждой группе предлагается придумать и нарисовать новое несуществующие блюдо, состав которого бы удовлетворял пожеланиям и соответствовал вкусам всех членов команды. После чего каждая команда презентует другой свое блюдо, с его названием, составом и всем остальным.
III этап. “Мы – команда”.
Цели:
Упражнения | Содержание | Цель |
Упражнение “Вавилонская башня” (нужен скотч, ножницы и стопка газет). Примечание: обязательна рефлексия упражнения. | Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача: за 15 минут построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы, людей. | Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе. |
| | |
Упражнение “Пантомима” | Группу разделить на несколько команд (по 7–8 человек), раздать карточки с заданиями (без слов изобразить паровоз; гусеницу; оркестр; Пизанскую башню; болельщиков; команду, которая выигрывает (проигрывает) и т.д., используя всех участников команды. | Развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков вербального и невербального общения, саморегуляции. |
IV этап. “Сплочение и доверие”.
Цели:
умения координировать совместные действия,
Упражнение “Сквозь кольцо” При обсуждении упражнения выяснить, что помогало, что мешало выполнению упражнения. Как действовали – по плану или каждый действовал по-своему? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча? | Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (или кольцо из веревки, проволоки). Задача участников: не разжимая рук, “просочиться” через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. | Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции. |
Группа - семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию. Обсуждение и интерпретация - кто какое место занял на фотографии.
V этап.
«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.
Утверждение |
На тренинге я приобрел много новой информации |
В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно |
Информация, полученная на тренинге пригодится мне в дальнейшем |
Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией. |
В ходе тренинга я получил ответы на все свои вопросы по теме занятия! |
Все вот эти упражнения на командообразование я использовала лично и была полностью удовлетворена результатом. После первых двух упражнений на командообразование, чувствуется, что атмосфера становится более дружелюбной, а на лицах участников появляется улыбка. Я надеюсь, что вам помогут эти упражнения на командообразование в своих тренингах на сплочение коллектива. Ведь если в команде налажены межличностные отношения, то решение задач не заставит себя долго ждать.
Литература.
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.
Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.
Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003