СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для педагогов «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для повышения самооценки аттестующихся педагогов, профилактика эмоционального выгорания, формирование чувства уверенности перед аттестацией.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей»»

«Никогда не бывает больших дел без

больших трудностей»


Цель: повышение самооценки педагогов, профилактика эмоционального выгорания, формирование чувства уверенности перед аттестацией.

Задачи:

-помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности;

-актуализировать знания о приемах саморегуляции;

-оптимизировать самооценку педагогов;

-способствовать снятию эмоционального напряжения;

-создать условия для актуализации личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Оборудование: бумага, ручки, стакан воды.

1. Вступительная часть (знакомство, сплочение).

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало. Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что ж, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо. Теперь вы готовы к работе, и эта информация для вас!

2. Упражнение «Владей собой среди толпы смятенной…»

1. Сложите руки в «замок» за спиной, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

2. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» - эндорфин.

3. Улыбнитесь!

4. Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. Почувствуйте, как расслабляется Ваше тело от улыбки!

Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.


  1. Упражнение «Стакан».

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Момент аттестации для всех вас очень волнующий. Предлагаю вам сказать по одной фразе, что для вас есть аттестация?

(Ответы участников: стресс, волнение, проверка на профпригодность и т.д.).

Спасибо. А сейчас я хочу предложить одному из участников побыть героем истории, которую я прочитаю. (Участник выходит, в руку ему дается стакан с небольшим количеством воды).

Ведущий спрашивает: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" – предположения участников.

- Я и сама не знаю, - продолжает ведущий, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если наш герой подержит так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего.

- Хорошо. А что будет, если герой подержит этот стакан в течение часа? - снова спрашивает ведущий.

(Ответы участников).

- Так. А что будет, если наш участник, таким образом, продержит стакан целый день?

(Ответы: рука окаменеет, почувствуете сильное напряжение в мышцах, даже может парализовать руку, он будет злиться и т.д.).

Ведущий проводит ассоциацию с признаками этапов эмоционального выгорания.

1 стадия - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; исчезают положительные эмоции, возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2 стадия - профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из учеников; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3 стадия - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

-Так, - продолжает ведущий, - однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?

- Нет.

- Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

- Что ему нужно сделать, чтобы избавиться от боли?

(Ответ: опустить стакан)

- Вот, точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И, таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

4. Экспресс-диагностика

Существуют различные методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания. Чтобы получить общее представление о степени актуальности данной проблемы лично для Вас в настоящее время, предлагаю вам заполнить анкету.

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.


Почти никогда

Иногда

Часто

Почти
всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня





2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой





3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня





4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких





5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела





6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня





7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье





8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил





9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей





Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда-3балла.
Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;

3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.

5. Информирование «Стрессовый и нестрессовый стили жизни».

Модели поведения часто связаны со стилем жизни. Для профилактики «выгорания» и преодоления поставленной цели-аттестации, полезно проанализировать свой стиль жизни и стремиться уменьшить его «стрессонаполненность». Для этого предлагаем познакомиться с признаками стрессового стиля жизни, которые выделил О. Грегор:

- человек выполняет неинтересную, скучную работу, раздражающую его;

-испытывает постоянную нехватку времени, слишком много планирует сделать в течение короткого промежутка времени;

-задолго беспокоится по поводу потенциально возможных или наступающих событий;

-постоянно драматизирует события, воспринимает жизнь в черном цвете;

-постоянно обвиняет себя или других в своих проблемах;

-воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно, страдает молча, не ищет ресурсов их преодоления.

Нестрессовый стиль жизни:

-человек активно работает и отдыхает;

-допускает наличие «творческого стресса» в определенные периоды напряженной деятельности;

-умеет отстаивать собственные права и потребности;

-периоды «перегрузки» уравновешиваются периодами «передышки»;

-правильно питается, бывает на свежем воздухе;

-наслаждается жизнью в целом, имеет близких людей рядом;

-умеет выражать свои желания, мысли и чувства;

-эффективно распределяет время, хорошо планирует дела.

-Скажите, какой стиль жизни вам больше по душе?

-От кого зависит изменение вашего стиля жизни (распределение 100% по частям - «Я», «Окружающие», «Работа»).

Обсуждение результатов, раздача памяток «Способы регуляции в ситуации стресса».

  1. Упражнение «Превращаем проблемы в цели».

Инструкция: У каждого из нас есть свои проблемы. Некоторые из них мы должны принять и жить с ними так, как можем. Но сегодня мы говорим с вами об аттестации, как некотором стрессирующем факторе для нас. Попробуем представить процесс аттестации не как проблему, а как цель, которую мы хотели бы достичь. Давайте попробуем сделать это. Обозначьте самую острую проблему, связанную с предстоящей аттестацией, которую вы хотели бы как можно быстрее решить.

А теперь попробуйте переформулировать эту проблему в цель и напишите, что вам нужно сделать для достижения этой цели.

Например:

- Я не успеваю подготовить бумаги к аттестации!

Цель:

- Мне нужно подготовить все бумаги к аттестации и для этого я попрошу коллегу, подругу, мужа, сына помочь мне.

Не стесняйтесь просить помощи у близких вам людей, у коллег. Но самое главное, поищите в закромах самого себя те скрытые на первый взгляд качества, умения, знания, которые могут помочь вам преодолеть трудности, связанные с любой проблемой.

7. Упражнение «Я — подарок для человечества».

— Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою

исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность.

Итак, подумайте над тем, что вы, действительно, являетесь подарком для человечества.

Аргументируйте свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я...»







 Рекомендации.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

 — громко запеть;

 — резко встать и пройтись;

 — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

 — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

 4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!



























7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!