«Никогда не бывает больших дел без
больших трудностей»
Цель: повышение самооценки педагогов, профилактика эмоционального выгорания, формирование чувства уверенности перед аттестацией.
Задачи:
-помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности;
-актуализировать знания о приемах саморегуляции;
-оптимизировать самооценку педагогов;
-способствовать снятию эмоционального напряжения;
-создать условия для актуализации личностных ресурсов стрессоустойчивости.
Оборудование: бумага, ручки, стакан воды.
1. Вступительная часть (знакомство, сплочение).
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало. Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что ж, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо. Теперь вы готовы к работе, и эта информация для вас!
2. Упражнение «Владей собой среди толпы смятенной…»
1. Сложите руки в «замок» за спиной, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
2. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» - эндорфин.
3. Улыбнитесь!
4. Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. Почувствуйте, как расслабляется Ваше тело от улыбки!
Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.
Упражнение «Стакан».
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Момент аттестации для всех вас очень волнующий. Предлагаю вам сказать по одной фразе, что для вас есть аттестация?
(Ответы участников: стресс, волнение, проверка на профпригодность и т.д.).
Спасибо. А сейчас я хочу предложить одному из участников побыть героем истории, которую я прочитаю. (Участник выходит, в руку ему дается стакан с небольшим количеством воды).
Ведущий спрашивает: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" – предположения участников.
- Я и сама не знаю, - продолжает ведущий, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если наш герой подержит так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего.
- Хорошо. А что будет, если герой подержит этот стакан в течение часа? - снова спрашивает ведущий.
(Ответы участников).
- Так. А что будет, если наш участник, таким образом, продержит стакан целый день?
(Ответы: рука окаменеет, почувствуете сильное напряжение в мышцах, даже может парализовать руку, он будет злиться и т.д.).
Ведущий проводит ассоциацию с признаками этапов эмоционального выгорания.
1 стадия - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; исчезают положительные эмоции, возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
2 стадия - профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из учеников; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
3 стадия - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
-Так, - продолжает ведущий, - однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?
- Нет.
- Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
- Что ему нужно сделать, чтобы избавиться от боли?
(Ответ: опустить стакан)
- Вот, точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И, таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
4. Экспресс-диагностика
Существуют различные методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания. Чтобы получить общее представление о степени актуальности данной проблемы лично для Вас в настоящее время, предлагаю вам заполнить анкету.
Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
| Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня | | | | |
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой | | | | |
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня | | | | |
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких | | | | |
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела | | | | |
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня | | | | |
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье | | | | |
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил | | | | |
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей | | | | |
Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда-3балла.
Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;
3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.
5. Информирование «Стрессовый и нестрессовый стили жизни».
Модели поведения часто связаны со стилем жизни. Для профилактики «выгорания» и преодоления поставленной цели-аттестации, полезно проанализировать свой стиль жизни и стремиться уменьшить его «стрессонаполненность». Для этого предлагаем познакомиться с признаками стрессового стиля жизни, которые выделил О. Грегор:
- человек выполняет неинтересную, скучную работу, раздражающую его;
-испытывает постоянную нехватку времени, слишком много планирует сделать в течение короткого промежутка времени;
-задолго беспокоится по поводу потенциально возможных или наступающих событий;
-постоянно драматизирует события, воспринимает жизнь в черном цвете;
-постоянно обвиняет себя или других в своих проблемах;
-воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно, страдает молча, не ищет ресурсов их преодоления.
Нестрессовый стиль жизни:
-человек активно работает и отдыхает;
-допускает наличие «творческого стресса» в определенные периоды напряженной деятельности;
-умеет отстаивать собственные права и потребности;
-периоды «перегрузки» уравновешиваются периодами «передышки»;
-правильно питается, бывает на свежем воздухе;
-наслаждается жизнью в целом, имеет близких людей рядом;
-умеет выражать свои желания, мысли и чувства;
-эффективно распределяет время, хорошо планирует дела.
-Скажите, какой стиль жизни вам больше по душе?
-От кого зависит изменение вашего стиля жизни (распределение 100% по частям - «Я», «Окружающие», «Работа»).
Обсуждение результатов, раздача памяток «Способы регуляции в ситуации стресса».
Упражнение «Превращаем проблемы в цели».
Инструкция: У каждого из нас есть свои проблемы. Некоторые из них мы должны принять и жить с ними так, как можем. Но сегодня мы говорим с вами об аттестации, как некотором стрессирующем факторе для нас. Попробуем представить процесс аттестации не как проблему, а как цель, которую мы хотели бы достичь. Давайте попробуем сделать это. Обозначьте самую острую проблему, связанную с предстоящей аттестацией, которую вы хотели бы как можно быстрее решить.
А теперь попробуйте переформулировать эту проблему в цель и напишите, что вам нужно сделать для достижения этой цели.
Например:
- Я не успеваю подготовить бумаги к аттестации!
Цель:
- Мне нужно подготовить все бумаги к аттестации и для этого я попрошу коллегу, подругу, мужа, сына помочь мне.
Не стесняйтесь просить помощи у близких вам людей, у коллег. Но самое главное, поищите в закромах самого себя те скрытые на первый взгляд качества, умения, знания, которые могут помочь вам преодолеть трудности, связанные с любой проблемой.
7. Упражнение «Я — подарок для человечества».
— Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою
исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность.
Итак, подумайте над тем, что вы, действительно, являетесь подарком для человечества.
Аргументируйте свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я...»
Рекомендации.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
— громко запеть;
— резко встать и пройтись;
— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
7