СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к современному уроку

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как построить урок,  отвечающий современным требованиям? Это презентация- попытка ответа на этот вопрос.

Просмотр содержимого документа
«Требования к современному уроку»

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС Мухамадеева Ю.С. Методист МКУ «ОО» 2015 г

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Мухамадеева Ю.С.

Методист МКУ «ОО»

2015 г

На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни»  пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

На смену ведущего лозунга прошлых лет

«Образование для жизни»

пришёл лозунг

«Образование на протяжении

всей жизни».

Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности .

Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ.

Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности .

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:  •        анализировать свои действия;  •        самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;  •        отличаться мобильностью;  •        быть способны к сотрудничеству;  •        обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

•        анализировать свои действия; •        самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; •        отличаться мобильностью; •        быть способны к сотрудничеству; •        обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

2+2 = Система универсальных учебных действий (УУД) коммуникативные,  регулятивные,  личностные,  познавательные

2+2 =

Система универсальных учебных действий (УУД)

коммуникативные,

регулятивные,

личностные,

познавательные

Уильям Уорд:  «Посредственный учитель излагает.  Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает.  Великий учитель вдохновляет».

Уильям Уорд:

«Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет».

Какие требования предъявляются к современному уроку: •     хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.  •    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;  •    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;  •     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;  •    вывод делают сами учащиеся;  •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;  •    времясбережение и здоровьесбережение;  •    в центре внимания урока - дети;  •    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;  •     умение демонстрировать методическое искусство учителя;  •    планирование обратной связи;  •     урок должен быть добрым. 5

Какие требования предъявляются к современному уроку:

•     хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. •    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; •    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; •     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; •    вывод делают сами учащиеся; •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; •    времясбережение и здоровьесбережение; •    в центре внимания урока - дети; •    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; •     умение демонстрировать методическое искусство учителя; •    планирование обратной связи; •     урок должен быть добрым.

5

Как проходит обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Как проходит обычный урок?

Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего.

Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Участники образовательного процесса 9 Учитель Ученик В традиционной системе образовательного процесса Транслирует содержание образования Получает содержание образования  в готовом виде Организует деятельность ученика в информационно- образовательной среде Осуществляет деятельность по усвоению содержания образования В модернизированной системе образовательного процесса Учебник – инструмент организации учебного процесса Главная задача – организовать деятельность ученика, направленную на достижение результатов образования! 9

Участники образовательного

процесса

9

Учитель

Ученик

В традиционной

системе

образовательного

процесса

Транслирует

содержание

образования

Получает содержание

образования

в готовом виде

Организует

деятельность

ученика в

информационно-

образовательной

среде

Осуществляет

деятельность

по усвоению

содержания

образования

В модернизированной

системе

образовательного

процесса

Учебник – инструмент организации учебного процесса

Главная задача – организовать деятельность ученика, направленную на достижение результатов образования!

9

 Позиция учителя:     к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом  Позиция ученика : познание мира (в специально организованных для этого условиях)

Позиция учителя:

к классу не с ответом

(готовые знания, умения, навыки),

а с вопросом

Позиция ученика :

познание мира

(в специально организованных

для этого условиях)

На уроках в соответствии с новыми стандартами нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни , её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

На уроках в соответствии с новыми стандартами

нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни , её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

9 Какие изменения привносит переход от “знаниевого” к “деятельностному” подходу к обучению? “ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ “

9

Какие изменения привносит переход

от “знаниевого” к “деятельностному”

подходу к обучению?

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

" ЗНАНИЕВЫЙ

Ориентация учебного процесса

Формирование способности к решению всех классов учебных задач

Освоение всех элементов обязательного минимума

Работа “по учебнику”

Работа “на конечный результат”

Основы технологий

УЧУ РЕБЕНКА

Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознание “смыслов” и использование знаний.

Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах. Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований.

Интеграция, перенос знаний

УЧУ ПРЕДМЕТУ

Передача “готового” знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы.

Ориентация на уровень восприятия “среднего” ученика.

“ Предметность”

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования  Традиционные задания Обновленные задания Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне. Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк? Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования

Традиционные задания

Обновленные задания

Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне.

Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни.

Перечислите отличия растений от животных.

Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?

Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.

Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?

Определите площадь прямоугольника.

Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

С позиции основных дидактических требований

Требования к уроку

Традиционный урок

Объявление темы урока

Урок современного типа

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Планирование

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Осуществление контроля

Осуществление коррекции

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Итог урока

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Формирование универсальных учебных действий в процессе деятельности учащихся на каждом этапе урока комбинированного вида

Требования

Объявление темы урока

к уроку

Урок

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Универсальные

современного типа

учебные действия

Познавательные, коммуникативные

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Регулятивные (целеполагание), коммуникативные

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)(учитель консультирует)

Регулятивные (планирование)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

(учитель консультирует)

Регулятивные (самоконтроль), коммуникативные

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно(учитель консультирует,

Оценивание учащихся

Коммуникативные, регулятивные (коррекция)

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание товарищей)(учитель консультирует)

Итог урока

Регулятивные (самооценивание), коммуникативные

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Регулятивные коммуникативные

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Формирование метапредметных результатов

Требования к уроку комбинированного типа

Формируемые универсальные учебные действия

ление темы урока

Формы организации деятельности учащихся

Познавательные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Ведение проблемного диалога

Планирование

Регулятивные (целеполагание), коммуникативные

Ведение проблемного диалога

Регулятивные (планирование)

Практическая деятельность учащихся

Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе Power Point)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Осуществление коррекции

Регулятивные (контроль, самоконтроль), коммуникативные

Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся. Работа по решению проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части).Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий.

Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).

Коммуникативные,

Оценивание учащихся

регулятивные (коррекция)

Использование памяток.

Регулятивные (оценивание, самооценивание), коммуникативные

Итог урока

Организация взаимопомощи.

Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям).

Регулятивные

Домашнее задание

(саморегуляция), коммуникативные

Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка»

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Дифференциация заданий. Применение творческих, практико-значимых заданий.

Главная идея дети не стали глупее или хуже дети стали другими изменяться нужно самому учителю

Главная идея

  • дети не стали глупее или хуже
  • дети стали другими

изменяться

нужно

самому

учителю

Преобразование обучения  для 21 –го века Соглашение подписанное между Институтом развития образования Республики Татарстан и сингапурской компанией Educare.

Преобразование обучения

для 21 –го века

Соглашение подписанное

между

Институтом развития образования Республики Татарстан и сингапурской компанией Educare.

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Информационные источники Информационные инструменты

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Информационные источники

Информационные инструменты

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/

ЭОР способны обеспечить все компоненты образовательного процесса: получение информации практические занятия аттестацию или контроль учебных достижений получение информации практические занятия аттестацию или контроль учебных достижений расширение сектора самостоятельной учебной работы изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс) формирование навыков управления ходом событий и чувства ответственности за получаемый результат реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения

ЭОР способны обеспечить

  • все компоненты образовательного процесса:
  • получение информации практические занятия аттестацию или контроль учебных достижений
  • получение информации
  • практические занятия
  • аттестацию или контроль учебных достижений
  • расширение сектора самостоятельной учебной работы
  • изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс)
  • формирование навыков управления ходом событий и чувства ответственности за получаемый результат
  • реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения

Электронные ресурсы и образовательный процесс Родители Школьный портал Ученики Школьный сервер Федеральные коллекции ЭОР Ресурсы управления учебным процессом ЭОР Поурочное планирование Региональные коллекции ЭОР Электронный журнал Комплекты ЭОР по предметам, поддерживающие ФГОС для начального образования основного общего образования среднего общего образования Электронный дневник … Творческие моделирующие среды Виртуальные конструкторы 19

Электронные ресурсы и образовательный процесс

Родители

Школьный портал

Ученики

Школьный сервер

Федеральные коллекции ЭОР

Ресурсы управления учебным процессом

ЭОР

Поурочное планирование

Региональные коллекции ЭОР

Электронный журнал

Комплекты ЭОР по предметам, поддерживающие ФГОС для

  • начального образования
  • основного общего образования
  • среднего общего образования

Электронный дневник

Творческие моделирующие среды

Виртуальные конструкторы

19

Спасибо за внимание! Желаю удачи и успехов!

Спасибо за внимание!

Желаю удачи и успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!