СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к рабочей программе по русскому языку в соответствии с ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования к рабочей программе по русскому языку в соответствии с ФГОС

(источник: Ряш 2013 №9,ст. Нарушевич А.Г.)

Введение   Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения касается различных сторон учебно-воспитательного процесса, в том числе и составления рабочей программы по предмету. Что такое программа учебного предмета? Каковы её цель и задачи?  Каковы требования новых стандартов к  программам? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на примере анализа содержания закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).

Что такое рабочая программа?.. 

Просмотр содержимого документа
«Требования к рабочей программе по русскому языку в соответствии с ФГОС»

Требования к рабочей программе по русскому языку в соответствии с ФГОС

(источник: Ряш 2013 №9,ст. Нарушевич А.Г.)


Рабочая программа по русскому языку

в соответствии с требованиями ФГОС


Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения касается различных сторон учебно-воспитательного процесса, в том числе и составления рабочей программы по предмету. Что такое программа учебного предмета? Каковы её цель и задачи? Каковы требования новых стандартов к программам? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на примере анализа содержания закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).

Что такое рабочая программа?

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, предназначенный для реализации требований ФГОС к условиям и результатам образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения.

Какова основная цель рабочей программы?

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Каковы основные задачи рабочей программы?

Можно сформулировать следующие задачи, которые призвана решить рабочая программа:

  • дать представление о практической реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Каковы функции рабочей программы?

Функции рабочей программы:

  • нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания: определяет цели образовательной деятельности, на достижение которых ориентировано проектирование педагогического процесса;

  • определения содержания образования: фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

  • процессуальная: определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочная: выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Кто разрабатывает рабочие программы?

Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).


Какими документами должен руководствоваться учитель, составляющий рабочую программу?

При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

    • федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования;

    • основной образовательной программе основного общего образования, составной частью которой является данная рабочая программа;

    • федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждается приказом Министерства образования и науки РФ каждый год).

Опубликованные примерные программы по предметам не являются нормативными документами, но в то же время будут хорошим подспорьем для учителя, поскольку они разработаны с учетом требований ФГОС определенной ступени, а также Фундаментального ядра содержания общего образования. Так, в книге Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011 впервые описаны формы учебной деятельности школьника по каждому разделу курса.1

Особо следует сказать о так называемых «авторских программах». Ни закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ни ФГОС не содержат этого понятия, которое широко используется в сфере образования. Обычно под «авторскими программами» или «программами в авторской редакции» понимают рабочие программы, составленные авторами широко используемых учебно-методических комплектов и отражающие специфику преподавания предмета с использованием конкретных учебников и учебных пособий. Например:Русский язык. 5-9 классы. Рабочие программы.Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы.Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. ФГОС/Тростенцова Л.А., Шанский Н.М., Баранов М.Т. и др. М.:Просвещение, 2011; Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. М.: Просвещение, 2011; Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / С.И. Львова. М.: Мнемозина, 2009.

Учитель, работающий по конкретному УМК, может использовать «авторскую программу»целиком или взять ее за основу, изменив не более 20 % содержания.


Каковы требования ФГОС к структуре и содержанию рабочей программы?

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 содержание образования определяют образовательные программы. Обеспечение реализации федеральныхгосударственныхобразовательныхстандартов призваны осуществить основные образовательные программы (ООП), в том числе основные образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего, основного общего исреднего общего образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования определены требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования, содержательный раздел которой включает:

  1. программу развития универсальных учебных действий;

  2. программы отдельных учебных предметов, курсов;

  3. программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

  4. программу коррекционной работы.

Таким образом, программа отдельного учебного предмета (рабочая программа) является составной частью комплексного документа – основной образовательной программы, разработанной в конкретном образовательном учреждении.

В п.18.2.2. ФГОС ООО описаны требования к программам отдельных учебных предметов:

«Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.


Схема 1. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие целиосновного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

  2. общую характеристику учебного предмета, курса;

  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоенияконкретного учебного предмета, курса;

  5. содержание учебного предмета, курса;

  6. тематическое планирование с определением основных видовучебной деятельности;

  7. описание учебно-методического и материально-техническогообеспечения образовательного процесса;

  8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса»2.

Прокомментируем содержание основных компонентов рабочей программы.


Пояснительная записка содержит следующие сведения:

  • название, автора и год издания учебно-методического комплекта и «авторской программы», на основе которой составлена рабочая программа учебного курса (гриф Министерства образования и науки РФ «Рекомендовано» свидетельствует о том, что данная программа и учебник, соответствующий ей, прошли полную апробацию с положительными результатами, действует 5 лет, гриф «Допущено»– о разрешении на апробацию – дается на 4 года.);

  • цель и задачи учебного курса;

  • особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс;

  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа учебного курса;

  • характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся;

  • специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).


Общая характеристика учебного предмета, курса.

  • Значение русского языка как учебного предмета (метапредметная роль).

  • Формируемые компетенции (языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая).

  • Направленность на формирование универсальных учебных действий.

  • Реализация системно-деятельностного подхода в рамках изучения данного предмета.

Требования ФГОС к обучению русскому языку связаны с актуализацией подхода, который в современной методике преподавания русского языка существует под разными названиями: коммуникативно-деятельностный, системно-деятельностный, наконец, когнитивно-коммуникативный. Общим для всех этих концепций преподавания является поступательное движение от грамматико-правописной направленности как основного аспекта преподавания и изучения русского языка к ориентации на коммуникативное развитие личности ученика на основе изучения системы языка и речи.

Компетентностный подход в преподавании русского языка предполагает взаимосвязанное формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. При изучении каждого раздела курса учащиеся получают не только соответствующие знания, касающиеся системы и структуры языка, речи и речевой деятельности, овладевают необходимыми учебными умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают жизненно необходимые коммуникативные умения, углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В этом разделе указывается количество часов по учебному плану, который входит в состав ООП, разработанной в данном образовательном учреждении.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.(Указаны в Федеральном государственном образовательном стандарте3.)

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении

моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение

применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать:

Русский язык. Родной язык:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального инеформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,

основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков про ведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса,

расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и

фразеологии языка, основными нормами литературного языка

(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных

высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как

общечеловеческую ценность.


Содержание учебного предмета, курса.

В этой части программы перечисляются дидактические единицы, т.е. термины, определения, понятия и т. п., подлежащие усвоению в процессе изучения дисциплины и составляющие содержание учебного предмета.

Обычно при описании содержания курса русского языка разделы группируются по трем содержательным линиям:

  1. содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

  2. содержание, обеспечивающее формирование лингвистической компетенции;

  3. содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности может включать:

  • название тем, разделов учебного курса, последовательность их изучения;

  • количество часов, отведенных на изучение темы, раздела учебного курса;

  • виды деятельности обучающихся и (или) возможные формы контроля;

  • направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся;

  • пояснения по использованию в процессе обучения компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов.


Тема

Кол-во часов

Тип урока

Содержание

Основные виды деятельности

Планируемый результат

Вид контроля

План

Факт

1-2

Введение. «Язык и языкознание»(§1)

2

Вводные уроки

Знакомство с учебником. Язык как система знаков и средства человеческого общения. Основные разделы языкознания (лингвистики).

Устные высказывания, чтение, проблемный диалог, кодирование и декодирование информации

Осознание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; красоты, богатства, выразительности языка.

Составление схемы и рассказ по ней, выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы.




Структура календарно-тематического планирования может быть определена локальным актом на уровне образовательного учреждения, управления образованием или министерства образования субъекта федерации.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса может включать:

  • литературу (основную и дополнительную);

  • дидактические материалы;

  • учебное оборудование;

  • компьютерное оборудование;

  • программное обеспечение;

  • цифровые образовательные ресурсы.


Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Планируемые результаты изучения учебного предмета оформляются с использованием формулировок ученик научится и ученик получит возможность научиться.

Первая формулировка отражает знания и учебные действия, которые принципиально необходимы для обучения в школе и могут быть освоены подавляющим большинством учеников.

Вторая формулировка связана со знаниями и учебными действиями, которые смогут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся или которые имеют пропедевтический характер. Например:

Раздел «Морфемика и словообразование».
Планируемые результаты

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования;

  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.


  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;

  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.


Оформление программы обычно конкретизируется локальными актами образовательных учреждений, поэтому целесообразно ориентироваться на требования и образцы, разработанные в конкретной школе.


Титульный листрабочей программы обычно включает:

  • полное наименование образовательного учреждения;

  • гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты);

  • название учебного курса, для изучения которого написана программа;

  • указание параллели, класса, где реализуется программа;

  • фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационную категорию;

  • название города, населенного пункта;

  • год разработки программы.


Можно предложить следующий алгоритм создания и утверждения рабочей программы учебного предмета.

  1. Выбрать учебно-методический комплект по учебному предмету(«авторская» рабочая является частью УМК).

  2. Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей и задачосновной образовательной программы, разработанной в данномобразовательном учреждении.

  3. Определить планируемые результаты освоения программы к концу изучения курса в соответствии с требованиями, сформулированными в Федеральном государственном образовательном стандарте, и с требованиями, сформулированными в основной образовательной программе (ООП).

  4. Сформулировать цели-ориентиры освоения учебного курса обучающимися, используя формулировки: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».

  5. Сформулировать цели-ориентиры формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках изучения данного учебного курса.

  6. Подготовить краткое содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, включенных в примерную программу по учебному курсу.

  7. Определить последовательность изучения тем, рассчитать количество часов на их изучение, составить календарно-тематический план.

  8. Составить перечень дидактических, справочных материалов, используемых в образовательном процессе в рамках учебного курса.

  9. Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимого для реализации рабочей программы учебного курса.

  10. Определить средства контроля освоения обучающимися рабочей программы учебного курса.

  11.  Представить рабочую программу учебного курса на экспертизу внешним экспертам и (или) методическому объединению учителей русского языка и литературы образовательного учреждения.

  12. Представить рабочую программу учебного курса на утверждение руководителю образовательного учреждения.

  13. Использовать рабочую программу учебного курса в практике преподавания предмета после приказа о ее утверждении руководителем образовательного учреждения.

  14. Разместить рабочую программу учебного курса на сайте образовательного учреждения илив любом другом информационном источнике, открытом для родительской общественности.         


Литература

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. //минобрнауки.рф/документы/2974

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

  4. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. М.: Просвещение, 2011.




1Обращаю ваше внимание на то, что на данный момент Министерство образования и науки РФ не утвердило ни одной примерной программы по предмету, так что все опубликованные примерные программы имеют статус проектов и не являются нормативными документами.



2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. − М.: Просвещение, 2011. С. 31.

3 См, например,Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. − М.: Просвещение, 2011. С. 4-8.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!