Вариант 1
Ответами к заданиям 1—11 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
й клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
Часть 1
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События | Годы |
А) вступление СССР в Лигу Наций | 1) 1097 г |
Б) отмена кормлений . | 2) 1556 г |
В) присоединение к России Финляндии | 3) 1721 г. |
Г) съезд князей в Любече | 4) 1809 г. |
. | 5) 1934 г. |
6) 1949 г |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) поход хана Тохтамыша на Москву
2) приход к власти во Франции якобинцев
3) пресечение династии Рюриковичей на российском престоле
3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы (явления, события) | Факты |
A) противостояние русских княжеств и земель монголам в XIII в. | 1) создание Организации Варшав-ского Договора |
Б) движение декабристов | 2) заключение Ништадтского мира |
B) «холодная воина» | 3) восстание Черниговского полка |
Г) экономическая политика россий-ского правительства в XVII в. | 4) битва на реке Калке |
| 5) созыв Государственной думы |
6) издание Новоторгового устава |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
…………………….. (А) | Присоединение к Московскому княжеству | 1480 -е г. |
Варшава | Антироссийское восстание | ……………………. (Б) |
…………………… (В) | ……………………. (Г) | 1770-е г. |
Черкасск | ……………………… (Д) | ……………….. (Е) |
Пропущенные элементы:
1) 1700-е гг.
2) Владивосток
3) Тверь
4) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва
5) 1860-е гг.
6) восстание под предводительством К. А. Булавина
7) 1890-е гг.
8) строительство Транссибирской магистрали
9) Оренбург
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События | Участники |
A) «третьеиюньский переворот» | 1) Павел I |
Б) издание манифеста о вольности дворянской | 2) Лжедмитрий II |
B) борьба Руси против нашествия с северо-запада в XIII в. | 3) Ярослав Мудрый |
Г) создание Тушинского лагеря | 4) Александр Невский |
| 5) Пётр III |
6) Николай II |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
6. Прочтите отрывок из воспоминаний исторического деятеля.
«Царь исполнился усердием, сам и по собственному разумению начал вооружаться против врага и собирать многочисленные и храбрые войска. Он уже не хотел наслаждаться покоем, жить, затворясь з прекрасных хоромах, как в обыкновении у теперешних царей на западе (прожигать целые ночи, сидя за картами и другими бесовскими измышлениями), но сам поднимался не раз, не щадя своего здоровья, на враждебного и злейшего своего противника — казанского царя. И хоть не взял он в одну суровую зиму этого столичного города, то есть крепости Казани, и отступил без всякого успеха, вовсе не впали в уныние душа его и храбрая его воинственность. И, оценив положение города, через год или два распорядился он построить немедля на реке Свияге большую превосходную крепость, за четверть мили от Волги и миль за пять от великого города Казани, - вот как близко уже подошёл!
В тот же год отправив по Волге большие стенобитные пушки, сам он хотел тотчас пойти сухим путём. Но тут пришло известие, что крымский хан идет ка него с большими силами, препятствуя походу на Казань. И хотя для постройки крепости он послал прежде большое войско, да и при пушках множество воинов, но по этому случаю ненадолго отсрочил поход на Казань».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Современником описываемых событий был A. JL Ордин-Нащокин,
2) Автор пишет, что царь не стал откладывать поход на Казань из-за вторжения крымцев.
3) В период правления царя, о котором идёт речь в тексте, проводилась политика опричнины.
4) Описанные события произошли в первой половине правления упоминаемого в отрывке царя.
5) В период правления царя, о котором идёт речь в тексте, в России был созван первый Земский собор.
6) Автор считает, что царь был храбр.
Ответ
7. Установите соответствие между литературными произведениями и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Литературные произведения | Характеристики |
A) роман «Война и мир» | 1) Автор участвовал в Крымской войне. |
Б) Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» | 2) Автор — участник Русско-японской войны. |
B) повесть «Один день Ивана Денисовича» | 3) Данное произведение написано в XVII в. |
Г) «Слово о законе и благодати» | 4) Автор — киевский митрополит Илларион. |
| 5) Данное произведение создано в годы «перестрой к и о в СССР. |
6) Данное произведение посвящено теме сталинских репрессий. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рассмотрите схему и выполните задания 8 - 11.
8. Закончите предложение: «Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был основан по указу императора .
Ответ
9. Закончите предложение: «Территория, обозначенная на схеме цифрой *3», была утеряна Российской империей по условиям мирного договора, подписанного в городе ».
Ответ
10. Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
«Сооружение дорога явилось успехом дальневосточной политики российского правительства, и прежде всего С. Ю. Витте. Строительство дороги формально — в целях обеспечения союзнических обязательств — было предусмотрено русско-китайским Московским договором 1896 года. Концессия на строительство и эксплуатацию дороги была выдана в соответствии со специальным договором между китайским послом и Русско-Китайским банком. Срок концессии составлял 80 лет, китайское правительство имело право выкупить дорогу через 36 лет после открытия движения; Российская империя имела право транзита своих войск по дороге как в военное, так и в мирное время. Дорога, являясь частью российской Транссибирской магистрали, начиналась в Чите и проходила через из которого шла ветка в Порт-Артур, к берегу Японского моря».
Ответ
11. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Строительство обозначенной на схеме железнодорожной магистрали было начато в годы правления Николая I.
2) Карту реки, дважды обозначенной ка схеме цифрой «2», впервые составил российский землепроходец Е. П. Хабаров.
3) На схеме обозначена столица Российской империи в период, к которому относится схема.
4) Город, обозначенный на схеме цифрой «4», в годы Великой Отечественной войны обрёл второе, неофициальное имя - Танкоград.
5) На схеме обозначена территория, которая в 1867 г. была продана США.
6) На схеме обозначен город, где было создано правительство во главе с Верховным правителем России А. В. Колчаком.
Ответ
Часть 2.
Для записи ответов на задания этой части (12 - 19) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (12, 13 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний современника
«После тяжкой войны, в которой все состоятся, участвуя, оказали равное усердие и верность престолу и отечеству; когда всякий ожидал в мире вожделенного спокойствия, внезапно войти в селения военною рукой, взять дома мирных земледельцев, всё, дедами и самими ими нажитое, да и их самих в общий состав нового воинства — едва ли история представляет что-либо тому подобное. К сему присовокупить должно вынужденную уступку и покупку соседственных земель и поместий: ибо одна несправедливость естественно рождает другую. Возникли, с одной стороны, отчаянное сопротивление, особенно на юге, с другой — строгие меры укрощения. Всей России сделались известны сцены, которых никто не мог полагать возможными в царствование государя, толико кроткого, человеколюбивого! Общее недоумение разрешалось одним лицом графа Аракчеева. Оно во всех подобных действиях служило экраном для особы монарха.
Цель поселений объявлена после — освобождение России от тяжкой рекрутской повинности. Осмеливаюсь, государь, представить, что уменьшение срока службы по примеру Пруссии до 8 или до 12 лет удовлетворило бы сей цели справедливее, прочнее и безопаснее: ибо тогда чрез 25 лет во всей России разлился бы дух военный, и крестьяне столь же бы легко стали расставаться с детьми, как дворяне, кои прежде также отпускали, как на смерть, а теперь охотно сами везут. Возвратившиеся в семейство могли бы жениться, заниматься крестьянским бытом и, наживая детей, воспитывали бы их заранее быть солдатами, сами были бы готовые ландверы.
Мысль о поселении войск не новая. Бурхард Миних представлял императрице Анне Иоанновне проект о заселении границ турецких, польских и шведских войсками, с тем, чтобы они приучались к тому роду войны, который с сими неприятелями приличен. Поселение на границе может быть действительно оплотом, но внутри государства другие следствия возможны. При разных мнениях о сём иностранцев известен краткий отзыв Веллингтона. Я слышал его из уст графа Ростопчина: видно, что русское правительство не боится штыков!»
12. Назовите войну, о которой говорится в первом абзаце. Назовите императора, упоминаемого в тексте. Укажите год, когда вступила на престол упоминаемая в тексте императрица.
13. О каком преобразовании, проводимом в России после упоминаемой в отрывке войны, пишет автор? Какую цель данного преобразования он называет? Какую меру называет автор в качестве альтернативы данного преобразования? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены, но условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задания 14, 15.
14. Укажите стиль, в котором построены здания, спроектированные изображённым на марке архитектором. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
15. Какой из представленных ниже скульптурных памятников был создан после выпуска данной марки? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник. Назовите скульптора, по проекту которого создан данный скульптурный памятник.
16. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
Фрагменты источников |
А) | «В этот день впервые встретились три человека, имена которых прочно вошли в историю: И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт. У. Черчилль. Трудно найти людей более несхожих, чем они. У каждого из этих трёх лидеров были свои взгляды на историю и на будущее человечества. Каждый имел свои идеалы и убеждения. Но, несмотря на всё это, логика борьбы против общего врага свела их вместе на этой конференции. И они приняли там согласованные решения. Многие историки считают эту конференцию зенитом антигитлеровской коалиции. Мне это мнение представляется справедливым. Но путь к этой вершине был нелёгок |
Б) | «…Идею балканской операции Черчилль с особой настойчивостью проталкивал во время конференции руководителей трёх великих держав. Это было после того, как Англия и США вновь отказались выполнить свое обязательство о высадке в Северной Франции. Знаменательно, что год назад он зондировал почву насчёт балканского варианта. Следовательно, его идея высадки англоамериканских войск в Юго-Восточной Европе имела давнюю историю. Отсюда ясно, что победу над общим врагом Черчилль ставил на второй план. Главное, к чему он стремился, - это закрепить империалистические позиции Великобритании в Европе, ставя при этом во главу угла борьбу против коммунизма». |
Укажите город, где состоялась конференция, о которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Укажите название другой конференции, состоявшейся в годы Великой Отечественной войны, на которой встретились те же главы государств, что и на конференции, о которой идёт речь в данных отрывках. Что, по мнению автора одного из отрывков, является главным, из того, к чему стрем и лея Черчилль?
17. Вдова князя Игоря княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе. Укажите три любых последствия данного события.
18. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Коминформбюро». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
19. В XVI-XVII вв. были совершены Великие географические открытия. Используя исторические знания, приведите аргументы з подтверждение точки зрения, что важную роль в географических открытиях, совершённых русскими и испанскими путешественниками в этот период, сыграли коммерческие интересы: один аргумент для России и один для Испании. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: ____________
Аргумент для Испании: _