СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг по профилактике терроризма

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг по профилактике терроризма»

Тренинг профилактики экстремизма и терроризма:

«Умей сказать НЕТ»



Цель: развитие ценностных ориентаций, профилактика эмоционального неблагополучия, актуализация внутренних ресурсов для успешной самореализации в жизни.

Задачи:

  1. Сформировать ценностное отношение к собственной личности, осознанное понимание индивидуальных жизненных ценностей, ответственное отношение к выбору жизненного пути.

  2. Развивать способность к самоанализу, самопознанию, навыки ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе.

  3. Формировать коммуникативную культуру, навыки конструктивного взаимодействия на основе толерантности.

  4. Формировать позитивный образ будущего.

Форма проведения: тренинговое занятие.

Целевая аудитория: подростки 15-17 лет (9-11 класс). Количество участников 12-17.

Продолжительность занятия 30 мин.

Упражнение «Правила нашей группы»

Цель: выработка правил, по которым будет проходить занятие.

Необходимы материалы: ватман, маркеры

(Несколько человек, которые объединяются в группы для реализации какой-либо деятельности, всегда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принимаются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, предлагается принять правила. Предлагается озвучить основные пункты, к которым участники делают дополнение. Они записываются на листе ватмана).

1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на "ты".

2. Общение по принципу “здесь и теперь. Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает "механизм психологической защиты". Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.

3. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим.

4. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

5. Недопустимость перехода «на личности». При обсуждении  происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а говорим: "Мне не нравится твоя манера общения". Мы никогда не скажем "Ты плохой человек", а просто подчеркнем: "Ты плохо поступил".

6. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что – то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.

7. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

8. Уважение к говорящему. Когда высказывается кто – либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

9. «Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

Необходимо, чтобы подростки сами предлагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, а я сам так решил».


Форма проведения:

«Ролевая игра- инструктаж с элементами психологического тренинга»

Место проведения: актовый зал

Состав участников: учащиеся 11 класс,

Цели мероприятия:

1. Обучающая: формирование у учащихся и педагогов знаний и умений, необходимых в экстремальной ситуации.

2. Воспитывающая: содействие в формировании у учащихся личностных качеств, необходимых в экстремальных ситуациях уравновешенности, умения быстро анализировать ситуацию, контролировать свои желания и поступки, формирование правовой культуры.

3. Развивающая: развитие организаторских , сценических способностей, навыков совместной деятельности, кругозора.

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

План подготовки:

1. Формирование группы «террористов» и «группы захвата», их оснащение

2. Отработка группой «террористов» и группой «захвата» действий во время игры

3. Обсуждение возможных действий заложников группой учащихся при захвате террористами и их предварительное проигрывание

4. Изготовление «ШАНСов» (талонов за правильный ответ)

5.Изготовление удостоверения «Лучшего знатока по безопасности во время террористического акта»

5. Подготовка видеоаппаратуры для демонстрации на мониторе правильных ответов.

6. Ход игры:

- Вступительное слово ведущего:

- Ребята и уважаемые педагоги!

Достаточно часто на экранах телевизоров во время новостей, в художественных фильмах мы видим, как террористы захватывают заложников, чтобы, прикрываясь ими, предъявить власти свои политические, религиозные требования и добиться их исполнения.

Современный терроризм наиболее часто проявляется в двух видах: захват заложников в здании или на транспорте и теракты (взрывы, стрельба в местах массового скопления людей).

Мы узнаем о том, как должен вести себя человек, невольно ставший заложником в руках террористов.

Сегодня в этом зале мы будем играть, но игра это не в крестики- нолики, в прятки- догонялки, а игра, которая может в определенной ситуации спасти вам жизнь. Но это при условии, если вы усвоите главные правила, о которых узнаете в ходе игры.

В каждой игре должны быть победители. Мои помощники будут выдавать правильно ответившему на мой вопрос один « ШАНС» (талон). Затем набравший наибольшее количество ШАНСОВ участник игры получит удостоверение «Лучшего знатока по безопасности во время террористического акта»

Игра называется «Если ты стал заложником у террористов»

Так что будьте готовы…

Часть 1 «Действия заложников при захвате их террористами»

- Звуковые эффекты (звук хлопающих дверей, взрывов, криков, автоматных очередей)

- В зал врывается группа террористов в масках, с автоматами наперевес.

- Крики террористов: Всем сидеть! Молчать! Вы захвачены террористами, и мы вас отпустим, когда выполнят наши требования!

Действие 1. Один из группы заложников начинает громко рыдать и причитать

- Ведущий: Ребята! Правильно ли делает заложник, пытаясь разжалобить террористов?

Правильный ответ: не стоит громко рыдать и причитать, так как террористы сами бывают на грани нервного срыва и этим вы можете спровоцировать их на грубые действия

Действие 2. Один из заложников бросается с кулаками на террориста

- Ведущий: проанализируйте это действие

Правильный ответ: не провоцируйте террористов на активные действия

Правильный ответ: прежде всего сообщите группе по борьбе с действия, можете пострадать и вы, и окружающие. Нужно вести себя естественно, не враждебно, даже дружески по отношению с террористами. Ни в коем случае не пытайтесь проявить героизм, пока это возможно. Вы имеете дело с преступниками, которые уже перешагнули запредельную границу, и страх еще одного преступления его не остановит.

Действие 3. Террористы отвлеклись. Одна из девочек незаметно достала мобильный телефон и позвонила.

- Ведущий: о чем она должна быстро сообщить?

Правильный ответ: она должна сообщить о примерной численности заложников, террористов, где находятся заложники

Действие 4. Говорит педагог из группы «заложников»: Извините, пожалуйста! У девочки высокая температура, не могли бы вы разрешить мне взять таблетки в медблоке?

- Ведущий: проанализируйте это действие

Правильный ответ: нужно попытаться установить с террористами эмоциональный контакт. Это иногда удается женщинам. Попросите лекарства, воду или еще что- нибудь. Они наверняка откажут, но говорить с ними нужно.

Действие 5. Террористы разрешили девочке воспользоваться мобильным телефоном. Она по телефону начинает плакать и жаловаться.

- Ведущий: Правильно ли она делает?

Правильный ответ: нет, нужно кратко сообщить по телефону обстановку и сообщить о требованиях террористов

Действие 6. Мальчика оскорбляют. Он ведет себя вызывающе, гордо смотрит в глаза террористу.

- Ведущий: правильно ли он действует?

Правильный ответ: нет, нужно перенести оскорбления, унижения, лишения, не смотреть в глаза террористам.

Действие 7. Оскорбляют учителя. Ученик начинает заступаться за него.

Ведущий: Правильно или нет действует мальчик?

Правильный ответ: нет, нужно набраться терпения, как бы это не противоречило вашим жизненным принципам. «Выскочку» ждет верная смерть и опять- таки взрыв эмоциональной обстановки.

Действие 8. Ученик внимательно наблюдает за террористами, незаметно осматривается.

Ведущий: За чем он наблюдает, что он пытается запомнить?

Правильный ответ: нужно попытаться запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные раны и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров. Так же нужно осмотреть внимательно место, где вы находитесь, определить укрытия, за которыми можно спрятаться в случае возникновения перестрелки, отметить пути возможного отступления. Нужно незаметно присмотреться к людям, захватившим вас, оценить их психическое состояние.

Действие 9. Ученик, воспользовавшись невниманием террористов, незаметно пробрался в коридор.

Ведущий: правильно ли он сделал?

Правильный ответ: да

Действие 10. Ученик, воспользовавшись невниманием террористов, пытается уговорить других быстрее убежать

Ведущий: Правильны ли действия заложника?

Правильный ответ: нет, если появилась возможность спастись бегством, никого не берите с собой, так как бегство группы лиц наверняка привлечет внимание террористов.

Действие 11. Ученик, воспользовавшись невниманием террористов, начинает собирать сумку, пакет, другие вещи, чтобы незаметно скрыться.

Ведущий: Правильны ли действия ученика?

Правильный ответ: нет, вещи любой ценности оставляйте на месте. Ваша жизнь дороже любых ценностей. «Копание с вещами влечет задержку во времени, обращает на себя внимание. Эти секунды стоили многим жизни.

Действие 12. Заложник употребляет алкоголь.

Ведущий: Нужно ли это делать?

Правильный ответ: нет, алкоголь усиливает эмоциональность, повышая общее возбуждение и возможность срыва, не позволяет адекватно действовать во время опасности.

Действие 13. Заложник незаметно разминает мышцы рук и ног, напрягает различные участки мышц.

Ведущий: зачем он это делает?

Правильный ответ: многие не смогли воспользоваться возможностью побега только потому, что не были готовы к нему чисто физически. Затекшее состояние тела от долгого пребывания в одном положении плохо сказывается на общей подвижности человека.

Действие 14. Террористы отвлеклись, один из заложников незаметно пробирается к выходу, а другой заложник толкает в бок соседей, кивает в сторону скрывающегося головой.

Ведущий: оцените его действия

Правильный ответ: Если вы видите, что кто-то убегает, не привлекайте к этому внимания- может начаться стрельба.

Действие 15. Заложник встал и пошел, говоря террористам, что ему надо в туалет.

Ведущий: так и надо делать?

Правильный ответ: на любое действие - причесаться, достать какую- либо вещь и т.д. - вы должны попросить разрешения у охраны. Каждое ваше телодвижение может быть воспринято как агрессивное

Действие 16. Вы ранены.

Ведущий: что нужно прежде всего делать?

Правильный ответ: постарайтесь не двигаться. Этим вы сократите потерю крови.

Действие17. Заложник неподвижно сидит, смотрит в одну точку, ни на что не реагирует

Ведущий: как вы думаете, что с ним?

Правильный ответ: зачастую во время подобных происшествий у людей не выдерживает психика. Стресс вызывает помутнение и ослабление сознания вплоть до полной прострации.

Ведущий: что нужно делать, чтобы не впасть в стрессовое состояние?

Правильный ответ: нужно контролировать себя: отмечать день недели, время, тренировать мозг и память, вспоминать даты, фамилии, телефоны, читать, писать, играть или негромко разговаривать с соседями.

Действие 18. Часто в ходе переговоров захватчики освобождают детей, женщин, больных.

Ведущий: Если вы попали в это число, что вы должны делать после освобождения?

Правильный ответ: Сообщить группе захвата террористов о том, что происходит в захваченном здании. Вот главная информация:

- число захватчиков;

- какое вооружение они имеют;

- в какой части помещения они находятся;

- особенности их поведения (агрессия, воздействие наркотиков или алкоголя);

- моральное и физическое состояние террористов;

- кто главный в их группе;

- не было ли замечено минирования помещения;

- время кормления террористов и отхода ко сну.

Часть 2. «Действия заложников во время работы группы захвата террористов»

Действие 1. При освобождении заложников спецназовцы применили внутри помещения шашки со слезоточивым газом.

Ведущий: что нужно в данном случае делать заложникам?

Правильный ответ: вы должны закрыть глаза, задержать дыхание, наклониться как можно ниже или лечь на пол

Действие 2. В помещение врывается группа спецназа. Группа мальчиков пытается прорваться к освободителям.

Ведущий: правильно ли они действуют?

Правильный ответ: нет, бежать нельзя, так как заложники и террористы зачастую не отличаются одеждой друг от друга и бойцы спецподразделения могут принять вас за террориста, и вы можете стать случайной жертвой при штурме. Необходимо падать ничком, спрятаться за каким-нибудь препятствием или закрыть голову руками.

Действие 3. Штурм закончился, вас освободили. Все бывшие заложники начинают собирать вещи, пакеты и др.

Ведущий: им ничего уже не угрожает?

Правильный ответ: при освобождении выходите как можно быстрее, не тратьте время на поиски вещей- может произойти взрыв или пожар.

Ведущий: помните, захват объекта происходит дважды: первый раз террористами, второй раз спецподразделением. Эти действия одинаково опасны, и перевести дух можно, только оказавшись в прихожей своей квартиры.

А теперь, ребята, мы выявим победителя и вручим ему удостоверение лучшего знатока по безопасности во время террористического акта»

Вручение удостоверения.

Заключительное слово ведущего:

Очень хочется верить, что все, что в зале происходило, никогда с вами не случиться. Ну а если произойдет… Самое главное, ребята, чтобы в трудной ситуации вы не растерялись и вспомнили, и применили те правила, о которых сегодня вы узнали. Тогда все вы будете победителями в столкновении с преступниками.


Игра «Стол переговоров»

Игру рекомендуется использовать как наглядный пример при изучении участниками методов принятия коллективных решений и связанных с этими проблемами.

Место проведения: помещение, позволяющее свободно перемещаться всем участникам, в котором имеется не менее 10 стульев.

Реквизит: карточки с игровыми целями.

Исходное положение участников: участники разбиты на 3 групп. Группы располагаются так, чтобы не мешать работе друг друга. В центре зала кругом стоят 10 стульев.

Каждой группе выдается карточка с игровой целью.

Проведение: игра проходит в 6 этапов. Первый, третий, пятый этапы – обсуждение тактики переговоров в группах: Второй, четвертый, шестой этапы – «стол переговоров» (по одному участнику от каждой группы садятся в центре зала на стулья).

Время каждого этапа обсуждения – 2 минуты.

Время каждого этапа переговоров – 7 минут. Во время переговоров разговаривать могут только участники, находящиеся за «столом переговоров».

Задание всем группам: по окончании всех этапов игры сформулировать ведущему общее решение. Если решение не будет объявлено ведущему, по установке игры считается, что все участники погибают.

Задание каждой группе (дается каждой группе в тайне от других, одновременно с сообщением ее игровой цели): принять решение, учитывающее игровую цель группы.

Общая игровая установка: вы потерпели кораблекрушение и попали на необитаемый остров. У каждого из вас разные мнения о том, что делать дальше. Вы должны принять совместное решение, цель которого – определить, как вам выжить на острове.

Игровые цели:

  1. Вы считаете, что необходимо построить корабль.

  2. Вы считаете, что необходимо построить дом.

  3. Вы считаете, что необходимо построить несколько лодок и выбираться с острова группами отдельно.

  4. Вы считаете, что необходимо съедать слабых и умирающих и ждать помощь с суши.

  5. Вы считаете, что необходимо разжечь по всему острову сигнальные костры.

  6. Вы считаете, что необходимо остаться на острове, вдали от цивилизации:

  7. Вы – злой человек. Вы должны сорвать переговоры, не дать всем договориться.

  8. Вы – миротворец. Вы должны помочь всем прийти к общему решению.

  9. Вы – религиозный человек. Вы считаете, что все попали на остров за свои грехи, поэтому надо молиться, молиться.

  10. Вы сошли с ума на острове. Предлагайте бредовые идеи, веселитесь.

Анализ игры: после игры участники каждой группы знакомят других участников со своей игровой целью. Ведущий организует обсуждение игры по следующим вопросам:

    • Как проходило обсуждение тактики ведения переговоров в группах?

    • Какие аргументы, доводы, варианты предлагались?

    • Как проходило обсуждение во время «стола переговоров»?

    • Как вели себя участники во время «стола переговоров»?

    • Какие трудности испытывали при выработке общего решения?

    • Как участники пришли к общему решению? (Что помешало участникам прийти к общему решению?)

    • Как надо принимать коллективные решения?

    • Какой опыт вынесли из игры?



Рефлексия:

«Что полезного и интересного узнали в ходе занятия? Что было сложного в ходе занятия? Какие вопросы хотелось бы обсудить по данной теме?»

- Я предлагаю завершить наше занятие упражнением, которое называется «Аплодисменты по кругу»

«Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Выступающий: один молодой воин пришел к мудрому старцу и спросил: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между раем и адом?»

Мудрец помолчал секунду и ответил «Ты глупый молодой дурак. Человек, подобный тебе, никогда не сможет понять этого. Ты слишком невежествен!»

Услышав эти слова, молодой воин извинился за горячность, спрятал меч и сказал: «Ты прав. Наверное, я действительно еще слишком глуп, если не смог увидеть разницу между ответом и грубостью» – «А вот то, что ты принял мои слова, – это и есть рай», – заметил мудрец.

Услышав такой ответ, молодой воин стал злым и свирепым, словно лев. «Да за такие слова я готов тебя убить!» – заорал он и тут же схватился за меч. Но в это мгновение мудрец сказал: «Мои слова не были прямым ответом на твой вопрос. Так я хотел узнать, как ты реагируешь на грубость. Твое желание убить меня за грубость показало мне, что ты живешь по принципу «око за око, зуб за зуб». А это и есть ад! Потому что на твою силу, злобу и агрессию я могу ответить тем же. Но разве можно будет тогда увидеть конец обидам, гневу и злости?» Услышав эти слова, молодой воин извинился за горячность, опустил меч и сказал: «Ты прав. Наверное, я действительно еще слишком глуп, если не смог увидеть разницу между ответом и грубостью» – А вот тебе и вторая половина ответа: «Рай – это когда человек готов протянуть руку в знак примирения. Именно в этом его сила и мудрость»

1 ученик. Только вместе мы сила!

2 ученик. Только вместе мы сможем победить экстремизм!

3 ученик. Мы будущее нашей страны!

4 ученик. Мы новое поколение!

Все вместе. Мы хотим жить в мире и согласии!

Завершение тренингового занятия, танец учащихся.

Танец «Кто если не мы сила поколения!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!