СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг на командообразование

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг на командообразование»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

618276, г. Гремячинск Пермского края, ул. Ленина, д.135

Телефон: 8(34250)2-41-44

E-mail: [email protected]


ПЕДАГОГ-психолог

Субботина А.И.

ТРЕНИНГ НА КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ

ПРАВИЛА

  1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга. 

  1. Один говорит, остальные слушают.

  2. Общение по принципу “здесь и теперь”.

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. 

  1. Конфиденциальность всего происходящего.

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом. 

  1. Персонификация высказываний.

Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение. 
Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях. 

  1. «Обратная связь».

Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.



Знакомство”. Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: Светлана – “смелая”. Затем мяч передаётся другому участнику и тот называет свое имя и качество. 
Рефлексия: тяжело ли было подобрать себе качество? С чем это связано? Почему вы охарактеризовали себя именно этим качеством?

Оркестр – 5 мин. Каждый участник выбирает какой-либо предмет, издающий звук. Кто-то выбирается на роль дирижера оркестра. Дирижёр вырабатывает знаки, необходимые для управления оркестром. Задача – сыграть какую-нибудь музыкальное произведение. Рефлексия: понравился ли вам «оркестр», ваша роль в нём?

Театр Кабуки - 2 мин. Группа разбивается на две команды, которые выстраиваются в две шеренги друг против друга. Команда должна договориться, какую роль она будет играть и по команде ведущего обе команды одновременно исполняют роль. Роли всего три: принцесса, самурай, дракон. Есть условия, о которых команды предупреждают заранее: принцесса боится дракона, дракон боится самурая, самурай боится принцессы. Побеждает та команда, которая не боится своего партнёра. Игра проводится несколько раз, ведётся счёт.

Броуновское движение. 3 мин. Игра проводится без слов. Задача каждого участника свободно двигаться в определённом пространстве как атомы в молекуле и встретившись с каждым участником, посмотреть ему в глаза и невербальными средствами поднять ему настроение, при этом, нельзя ничего говорить и прикасаться к другому участнику. Эта игра поднимает настроение, устанавливает доброжелательную атмосферу.

Карусель. 5 мин. Участники выстраиваются по парам друг против друга в два круга – внутренний и внешний. Происходит общение в парах по одной из заданных тем, и затем внешний круг передвигается на одного человека вправо, чтобы поменялись пары, и игра продолжается до тех пор, пока участники внутреннего круга не повстречаются с каждым участником внешнего круга. Тема для общения: «Поздороваться, Сделать комплимент, Меня радует в жизни…..»; Рефлексия: какие ощущения, какое настроение?

Расскажите историю. Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразованию. Время: 1-15 минут. Описание: Тренер или группа пишут на флипчарте:

1. Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.

2. Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье маме.

3. Любой вид спорта.

4. Любую еду.

5. Имя любой знаменитости.

6. Любое преступление.

7. Любую профессию.

8. Любого писателя.

9. Любое время года.

10. Любой цвет.

11. Любой звук.

12. Любое животное.

И т.д.

Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь…». Следующий в группе продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, указанные на флипчарте. Поведение итогов: Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться.





"Путешествие на воздушном шаре". продолжительность игры: 35 - 40 минут. 
Количество участников: группа, которую можно поделить на подгруппы (6 - 16 человек). 
Ход игры. Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъёмку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 - 550 км. Произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с баластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин. шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле шара: 
№ НАИМЕНОВАНИЕ КОЛ-ВО 
1 Канат 50 м 
2 Аптечка с медикаментами 5 кг 
3 Компас гидравлический 6 кг 
4 Консервы мясные и рыбные 20 кг 
5 Секстант для определения местонахождения по звёздам 5 кг 
6 Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг 
7 Конфеты разные 20 кг 
8 Спальные мешки(по 1 на каждого члена экипажа) 10 кг 
9 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг 
10 Палатка 10 - местная 20 кг 
11 Баллон с кислородом 50 кг 
12 Комплект географических карт 25 кг 
13 Канистра с питьевой водой 20 л 
14 Собака 5 кг 
15 Лодка резиновая надувная 25 кг 
Ваша задача - решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять листок и переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: 
"На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе - баллон с кислородом; и т.д." 
При определении значимости предметов и вещей, то есть очерёдности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается всё, а не часть, то есть все конфеты, а не половина. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться в центр ( в круг ) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами: 
1. Высказать своё мнение может любой член экипажа 
2. Количество высказываний одного человека не ограничивается 
3. Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа до одного, без исключения. 
4. Если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать другой выход 
5. Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей. 
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько ещё будет продолжаться падение ? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара. 
Я желаю вам успешной работы. Главное - остаться в живых, если не сможете договориться, вы разобьётесь. Помните об этом. 
РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы не вмешивайтесь в процесс обсуждения и не отвечайте на вопросы участников. Вы только следите за выполнением правил, особенно за голосованием. 
Если они не смогли принять за отведённое время все 15 решений, то вы объявляете , что экипаж разбился, и просите подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после её окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему решению

Итоги упражнения: 
• Насколько быстро и слаженно вы смогли составить список? 
• Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант? 
• О чём долго спорили? 
• Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли вас? 
• Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно? 
• Чему вы научились в этом упражнении? 



Волшебная бутылочка. Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Так же это упражнение можно использовать для завершения тренинга.

Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А3. Время: 10-30 минут.

Описание: Тренер дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей командой, то и желания должны касаться команды. Каждый может загадать свои три желания. И следом формируется общий список желаний. Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?



"Зубы дареного коня". Такой день всегда важен. Он символизирует определенный рубеж. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые помогут человеку измениться, которые по-настоящему нужны ему и ценны для него. Сделать хороший подарок очень непросто. Но сегодня дарить можно все что угодно: от картины кисти Леонардо да Винчи до конкретных личностных качеств; от виллы на Багамах до вечной жизни; от засохшего прошлогоднего одуванчика до волшебной книги. Не спешите с выбором подарка. Посмотрите на человека внимательно. Подумайте, какой жизненный опыт у него? Что он ценит больше всего на свете? О чем мечтает? Попробуйте понять, что же ему очень и очень нужно. В обычный день рождения любые подарки принимаются без критики. Но сегодня - особый случай. Постарайтесь присмотреться к "зубам дареного коня", прислушаться к себе, оценить нужность каждого подарка и честно сказать дарителю, насколько он "попал в точку". 

Вопросы для обсуждения.

  1. Чьи подарки были приняты с благодарностью всеми именинниками?

  2. За счет чего это произошло? 

  3. Какого типа были подарки? 

  4. Каков самый оригинальный подарок? 

  5. Обнаружились ли "именинники", принявшие все подарки без исключения?

  6. Может быть в основе "всеядности" лежало желание не обидеть дарителя? 

  7. Трудно было быть искренним? 

  8. Есть ли "именинники", кто не принял ни одного подарка? Почему? 

  9. Что вы чувствовали, когда ваши дары отвергались?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!