Просмотр содержимого документа
«Тренинг-консультация как эффективный прием формирования предметных и метапредметных результатов»
Тренинг-консультация как эффективный прием формирования предметных и метапредметных результатов
Учитель русского языка
и литературы г. Дзержинска
Нижегородской области
Макарычева Елена Николаевна
Формирование базовых компетенций
Информационная
Организационная
Коммуникативная
Образовательная
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Результаты образования
Личностные
Метапредметные
Предметные
Развитие «компетентности к обновлению компетенций»
Предметные результаты образовательной деятельности
Выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.
Метапредметные результаты
Освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
- " Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.
- Метапредметность в изучении русского языка неразрывно связана с таким его свойством, как метасистемность : язык, в том числе русский , является фундаментальной универсальной системой, которая может быть использована для описания других систем.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ – общий для всех образовательных предметов, универсальный, касающийся различных сфер деятельности.
Оценка результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
- Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Тренинг-консультация как эффективный прием формирования предметных и метапредметных результатов
- Тренинг-консультация - форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала.
- Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий.
Результаты
- Результатом проведения уроков-тренингов является усилением коммуникативного аспекта в обучении,повышение уровня абстрактного мышления, логического мышления учащихся. Процесс закрепления, повторения,обобщения знаний становится более творческим,осознанным.Таким образом,тренинг-консультация является эффективным приемом формирования предметных и метапредметных результатов.
Задания уроков-тренингов
- Простые : сравнение, классификация, выделение общих признаков, анализ;
- Конвергентное мышление
- Сложные –теоретическое обобщение, абстрагирование, синтез
Дивергентное мышление
«Пунктуация в сложных синтаксических конструкциях с сочинением и подчинением»
- ЦЕЛЬ : углубление понятия о ССК, совершенствование навыка постановки знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях
Задачи урока:
- Обучающие :
- Закрепить полученные знания о ССК с сочинением и подчинением;
- Тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в ССК с сочинением и подчинением.
- Развивающие :
- Формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- Развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- Развивать навыки исследовательской деятельности
- Воспитательные :
- Содействовать формированию мировоззренческих понятий.
Метапредметные результаты
- Формируются следующие метапредметные результаты:
- Управление своей деятельность;
- Контроль и коррекция;
- Инициативность и самостоятельность;
- Речевая деятельность;
- Работа с информацией;
- Выполнение логических операция сравнения, анализа, обобщения, классификации
- Установление аналогий
- Подведение к формулировке понятия
- Формирование российской идентичности
Актуализация знаний
- Прочитайте предложения, сопоставьте их, расставьте знаки препинания:
- 1. С весел капали голубые капли и когда они падали в море на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.
- С весел капали голубые капли и когда они падали в море на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.
- 2. Меня не тянула улица если на ней было тихо но когда я слышал веселый ребячий гам убегал со двора.
- Меня не тянула улица если на ней было тихо но когда я слышал веселый ребячий гам убегал со двора
,
,
,
,
_
,
то
_
,
,
,
то
,
,
,
,
- Какими пунктуационными правилами вы руководствовались при постановке знаков препинания в этих конструкциях?
- [ ] , с. союз ( п. союз ) , [ ]
- [ ] , с. союз ( п. союз ) , [ ]
Вывод : в смежных предложениях между
сочинительными и подчинительными союзами
запятая ставится тогда, когда после придаточного
нет второй части двойного союза ТО , ТАК или союза
НО
,
_
вторая часть п. союза
Тренинг
- Объяснить наличие или отсутствие запятой на стыке сочинительного и подчинительного союзов:
- 1. Путник резко осадил лошадь, спешился, распахнул дверь, неуклюже протиснулся, но едва переступил порог, застыл в явном замешательстве.
- 2. Полк двигался походной колонной, и когда колонна вышла из леса, боевое охранение уже скрылось в селе за крайними хатами.
- 3. Солнце медленно сползает с неба на край степи, и когда оно почти коснется земли, то становится багровым.
,
,
_
,
- 4. Закат погас, и когда они подходили к стану, уже стыл над темными горбатыми полями ущербный месяц.
- 5. Потом дед повел его на пасеку, и хоть на лице была сетка, а рукава завязаны, Костя на всякий случай вжал голову в плечи.
- 6. День был ясный, тихий и морозный, и хотя юноша шел быстрой походкой, однако сильно озяб и рад был, завидя дом.
- 7. Костя держал в руках сапоги, и хотя иногда сбивал ноги о камни, но уже почти не чувствовал боли.
,
_
_
- Есть ли основание не ставить запятую на месте подчеркивания? Аргументируйте свою точку зрения.
- 1. Солнце медленно сползает с неба на край степи, и когда оно почти коснется земли, то становится багровым.
- 2. Ты всегда хороша несравненно, но когда я уныл и угрюм, оживляется так вдохновенно твой веселый, насмешливый ум.
- 3. Она (туча), плоская и неподвижная, и хотя в нее поступают все новые и новые порции дыма, она не удлиняется и не утолщается.
Постановка запятой
при стечении сочинительного
и подчинительного союзов
[ ] , с. союз ( п. союз ) , [ ]
[ ] , с. союз ( п. союз ) , вторая часть п. союза [ ]
,
_
(Практическая работа по карточкам проводится в группах: тренинг – консультация.)
- II. Объяснить наличие или отсутствие запятой перед сочинительным союзом И:
- 1. Старик угрюмо замолчал и, (когда я лег спать), долго ворочался и вздыхал .
- 2. Полная луна плыла по ясному безоблачному небу, и , (по мере того как свет месяца становился ярче), наши тени делались короче и чернее .
_
_
Вывод:
В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые замолчал, ворочался, вздыхал, поэтому перед союзом И запятая не ставится.
Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного, поэтому перед союзом И запятая ставится.
Тренинг
- 1. Метель продолжалась еще два дня и (хотя пора было перейти на другой берег реки) из-за подъема воды и быстроты течения осуществить переправу не представлялось возможным .
- 2. Мальчик долго сидел неподвижно и (когда усталость начала особенно одолевать) привязал себя к опоре прожектора.
- 3. Разведчик спал у поваленного дерева и (когда по приказу майора его стали будить) в полусне дважды лягнул ногой воздух.
- 4. Поздней осенью очень быстро темнело и (когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом) треск ветвей стал особенно слышен .
- 5. Лена с удовольствием приняла на себя роль хозяйки и (поскольку холодильник теперь ломился от продуктов) с радостью копошилась на кухне.
Вывод: Если союз И соединяет однородные сказуемые, то запятая перед ним не ставится.
- Запятая перед союзом И ставится в том случае, если союз И соединяет простые предложения.
- (Практическая работа по карточкам проводится в группах: тренинг – консультация.)
Составление алгоритма
- 1. Выяснить, что соединяет сочинительный союз И :
- Части сложносочиненного предложения ( ставьте запятую перед союзом) или однородные сказуемые ( не ставьте запятую перед союзом).
- 2. Если после придаточного предложения нет второй части союза то, так или но , то между сочинительным и подчинительным союзами ставьте запятую .
Подведение итогов
- Закончите предложение и запишите , расставляя знаки препинания:
- Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы то запятая между ними ставится………………………………………. но если ………………
Актуальность темы
- Уроки-тренинги позволяют развиваться ученикам в деятельности, учат искать, добывать знания, сравнивать, группировать, классифицировать, благодаря представленной им свободе для самовыражения.