СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг: искуство жить с родителями

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Формирование семейных ценностей, безусловно, очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших энергозатрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родными близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать всяческую поддержку. В наши дни, когда институт семьи переживает серьезнейший кризис, как никогда актуальна мотивация детей и подростков на социально значимые семейные ценности.

Традиции семьи и функциональные роли в семье в наши дни размыты.

Дети в семье не всегда получают позитивный вектор социальной ориентации и позитивный паттерн родительских и детско-родительских отношений.

Порой родители и сами не осознают значимость многопоколенной семьи, ролевые функции членов семьи, ценность взаимного уважения всех членов семьи, от детей до старшего поколения, не осознают того, что минимум трое детей в семье могут гарантировать сохранность генофонда, воспроизводство рода.

А если ребенок вырос в интернате или детском доме, ему потом крайне трудно (обычно - невозможно) создать и сохранить семью, поскольку он вообще не понимает порядка взаимоотношений в семье, ролевых функций, прав и обязанностей членов семьи.

Читать морали и лекции детям и подросткам – дело неблагодарное и малоэффективное. А вот в процессе тренинга познакомить ребят с функциональными ролями членов семьи, ценностями и конструктивными взаимоотношениями получается легко и ненавязчиво.

 

Просмотр содержимого документа
«Тренинг: искуство жить с родителями»


МуДО «СППЦ»











«ТРЕНИНГ: Искуство жить с родителями»
















Разработала:

Эсмедляева Е.В

Педагог-психолог













2023



































«Искусство жить с родителями».

Пояснительная записка

Формирование семейных ценностей, безусловно, очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших энергозатрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родными близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать всяческую поддержку. В наши дни, когда институт семьи переживает серьезнейший кризис, как никогда актуальна мотивация детей и подростков на социально значимые семейные ценности.

Традиции семьи и функциональные роли в семье в наши дни размыты.

Дети в семье не всегда получают позитивный вектор социальной ориентации и позитивный паттерн родительских и детско-родительских отношений.

Порой родители и сами не осознают значимость многопоколенной семьи, ролевые функции членов семьи, ценность взаимного уважения всех членов семьи, от детей до старшего поколения, не осознают того, что минимум трое детей в семье могут гарантировать сохранность генофонда, воспроизводство рода.

А если ребенок вырос в интернате или детском доме, ему потом крайне трудно (обычно - невозможно) создать и сохранить семью, поскольку он вообще не понимает порядка взаимоотношений в семье, ролевых функций, прав и обязанностей членов семьи.

Читать морали и лекции детям и подросткам – дело неблагодарное и малоэффективное. А вот в процессе тренинга познакомить ребят с функциональными ролями членов семьи, ценностями и конструктивными взаимоотношениями получается легко и ненавязчиво.




План проведения тренинга

Категория участников: подростки

Время: 2 часа (120 минут)

Цели тренинга:

1) создать представление у участников о семейных ценностях в современных семьях;

2) создать условия для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных традиций;

3) развитие личностных качеств, способствующих формирования ценности семьи;

4) формирование практических навыков построения взаимоотношений.

Ожидаемые результаты: формирование благоприятного эмоционально психологического климата и нравственной атмосферы в группе; развитиерефлексивных особенностей; снятие напряжения; развитие эмпатии;

Ход занятия:

1. Игра – энергизатор «Палец-ладонь-рука».

Участники сидят в кругу, ведущий предлагает на счёт выполнять движения руками: на раз поднимаем вверх указательный палец правой руки, на два левой ладонью накрываем указательный палец соседа слева, на три каждый участник должен одновременно убрать указательный палец правой руки (чтобы сосед справа не поймал его) и левой ладошкой поймать указательный палец соседа справа.

2. Упражнение «Закончи предложение»

Самое радостное событие в моей семье ….

Каждый участник передаёт мяч по кругу и проговаривает (если подростки не могут вспомнить о радостных событиях, то мячик передаётся следующему участнику).

3. Беседа.

Мы сегодня с вами будем говорить о ваших родителях. Многие учащиеся обращались с жалобой, что родители их не понимают, они много требуют от вас, постоянно контролируют, заставляют делать вас то, что вам не хочется. И в конечном итоге у вас развиваются конфликтные отношения. Сегодня мы попробуем разобраться и понять: почему так происходит.

- Вы себя считаете взрослыми? Почему вы так считаете?

Выслушать ответы учащихся. Ведущий оказывает поддержку.

С одной стороны вы, конечно, правы, у многих есть паспорт, некоторые уже выше своих родителей, с каждым годом вы становитесь всё взрослее и взрослее, но с другой стороны настоящим взрослым можно считать себя тогда, когда ты не от кого не зависишь. Когда ты работаешь и сам себя обеспечиваешь: кормишь, поишь, одеваешь, обучаешь и т. д. Вот тогда вы действительно взрослые люди.

- Кто из вас сам себя обеспечивает?

На данный момент вы все зависите от родителей.

4. Упражнение «Семья – это…»

Участники по очереди называют слово, которое ассоциируется у них с понятием «семья». Слова не должны повторяться. Все ассоциации выписываются на доске. Если участник не готов назвать вариант ответа, он может пропустить свою очередь и сказать слово в конце.

Вопросы участникам:

1. Трудно было выполнять задание?

2. Каких было больше ассоциаций - позитивных или негативных?

3. Как вы думаете, почему было больше позитивных высказываний?

4. Какие слова, понятия актуальны для вашей семьи?

Итог:семья — это самое важное, что есть в мире. Семья - это наш тыл, поддержка. В будущем для Вас семья – это опора.

5. Упражнение «Дерево семейных ценностей»

Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.

Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться).

Задача участников – ранжировать ценности:

в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.

- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.

- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.

Перечень возможных семейных ценностей:

уважение

забота о каждом члене семьи

финансовая обеспеченность

семейное проведение праздников

здоровье

любовь

взаимопонимание

семейные традиции

общие цели

общее хобби

образование

связь поколений

совместное проведение выходных

праздничных дней

комфортабельное жилье

дети

занятия спортом

высокооплачиваемая работа

наличие общих друзей

совместные путешествия

знания

преданность

достоинство

творчество

честь

красота

счастье

развлечения

физическая сила

совместный труд

принципы

верность

карьерный рост

доверие

Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств.



6. Чтение писем подростков из журнала «МЫ» рубрика «Проблема из конверта» (3-4 штуки).

Чтение писем подростков из журнала «МЫ»

рубрика «Проблема из конверта».

1. Валя 15 лет.

У меня в комнате жуткий бардак, но я в нём хорошо ориентируюсь. А мать каждый день заходит, кричит на меня и начинает убираться, хотя я её об этом не прошу, мы сильно скандалим. Что делать?

Резюме психолога :

Психологи в таких случаях говорят: состояние комнаты – это состояние души. Если очень нравится бардак, то оставь угол на столе или угол в комнате. А в других местах, будь добра уберись, чтобы комната не была похожа на жилище бомжа и чтобы не завелись насекомые. Всё дело в том, что беспорядок может перейти в привычку, а привычка в характер. Мама за тобой всегда уберёт, вот твоему будущему мужу это точно не понравится. Постарайся договориться с мамой, что раз в неделю будешь убирать сама. Вдруг тебе понравится порядок?

2. Лена 13 лет.

Я ничего не хочу рассказывать своим родителям, а они всё лезут и лезут с вопросами, как сделать, чтобы они отстали?

Резюме психолога :

Думаю, ты неправильно поставила вопрос. Что значит «лезут» и «отстали». Ты ведь живёшь не одна, а в семье. И ты не настолько самостоятельна, чтобы полностью себя обеспечить. Да и родители от тебя этого не требуют. Подумай, какая ситуация складывается у тебя в семье! Ты всё берёшь от родителей, не отказываешься, но отказываешь им в самом малом: получить ответы на вопросы, которые они тебе задают. То есть ты оставляешь за ними право работать на тебя. Оставляешь им только одни обязанности. Но не даёшь ни каких прав. Это очень несправедливо и очень обидно для твоих родителей. Ты невежливо отмахиваешься от их вопросов, давая им понять, что они для тебя ничего не значат.

Сергей 15 лет.

А если мои родители всё время меня оскорбляют, то почему я не могу в ответ им нахамить?

Резюме психолога :

Родители оскорбляют тебя от беспомощности, потому что не знают. Как к тебе подступиться, - ведь ты весь из иголок, это даже сейчас видно. Вся твоя энергия уходит на то, чтобы свести счёты с родителями. Хамство разрушает человека, рождает массу комплексов, которые передадутся твоим детям. И если ты, Серёжа, однажды вдруг замолчишь, это может стать шоком для твоих родителей. Ведь им придётся искать другой метод воспитания.

Федя 16 лет.

Мои родители отпускают меня из дома только со скандалом и требуют, чтобы я говорил, когда пошёл и когда приду. С какой стати я должен перед ними отчитываться?

Резюме психолога :

Во-первых, это вопрос не взрослого человека, а мальчика, во-вторых, я не вижу здесь проблемы. Ты живёшь не один, а в семье, и если ты считаешь себя взрослым, должен соблюдать правила. Уважай людей, с которыми рядом живёшь,- это твоя прямая обязанность, если ты считаешь себя взрослым. Твои родители волнуются за тебя, и небезосновательно. Ситуация очень неспокойная, часто дети в городах пропадают. Ты это и сам знаешь. И ты ответственен за самочувствие своих родителей – когда они за тебя волнуются, это отнимает у них здоровье и силы. А от тебя особых подвигов не требуется: не хочешь говорить, где ты и когда придёшь, - напиши записку; если можешь, позвони, сообщи, где ты и когда придёшь, чтобы они не волновались. Если у тебя нет по отношению к ним никаких обязанностей – значит, в тебе мало человеческого. Только обязанности формируют в человеке человека. Докажи родителям, что у тебя есть по отношению к ним обязательства,- позаботься о них, они поймут, что ты взрослеешь, и ослабят контроль над собой.

7. Игра – инцинировка.

Разыгрывание прочитанного текста по ролям (любого на выбор).

Групповое обсуждение данной игры-инцинировки.

8. Тест «Искусство жить с родителями».

(«Тесты для родителей и детей» под редакцией Хасанова А. С. М. 1999г.)

Понимание и поддержка между детьми и родителями являются основой для хороших взаимоотношений. Мы бываем очень раздражительными, грубыми и невнимательными по отношению к своим родителям. Вопросы теста помогут вам задуматься и найти правильный выход из конфликтной ситуации.

Инструкция:

На каждый вопрос выберите один вариант ответа: да – 2б, иногда - 1б, нет – 0б, затем подсчитайте общее количество баллов.

Вопросы:

1. Я доволен (на) своими родителями.

2. Я с интересом и вниманием слушаю родителей, когда они что-нибудь рассказывают.

3. Я пытаюсь показать родителям, что они значимы для меня

4. Часто обнимаю своих родителей.

5. Мне нравиться делать родителям сюрпризы.

6. Когда мне запрещают делать что-либо, я выполняю их требования.

7. Я терпим (ма) к недостаткам и ошибкам своих родителей.

8. Часто прислушиваюсь к их мнению.

9. Мы любим играть в различные игры (спортивные, настольные, подвижные).

10. Мы беседуем о прочитанных книгах.

11. Бывает такое, что я использую помощь своих родителей.

12. Советуюсь с родителями, принимая какое-либо решение.

13. Мне приятно и интересно проводить время с родителями.

14. Я считаю, что даже очень стареньких родителей нельзя отдавать в дом престарелых.

15. Я знаю друзей моих родителей.

16. Уезжая, я скучаю по своим родителям.

17. У меня много обязанностей по дому.

18. Родители интересуются моими делами.

19. Я не грублю своим родителям.

20. Семейные трудности мы решаем все вместе.

21. Мне интересны интересы и желания моих родителей.

22. Я хвалю своих родителей.

23. Держу слово, данное моим родителям.

24. Могу признать свою вину и извиниться перед родителями.

25. Говорю своим родителям : «С добрым утром» и «Спокойной ночи».

26. Предпочитаю объяснить и помочь, чем кричать и требовать.

27. Сдержан и спокоен в общении с родителями.

28. Мы дружны со своими родителями.

29. Обсуждаем увиденное событие или фильм.

30. Мы ходим вместе в театр, парк, выставки, на каток и т. д.

Интерпретация:

56б и больше: Это здорово, лучших отношений, чем у вас с родителями нельзя и придумать. Однако можно усомниться в вашей искренности перед собой.

46-55б: У вас благополучные взаимоотношения с родителями, вы заботливы и внимательны по отношению к ним, вероятно, вы и сами хорошо осознаёте свои промахи и ошибки, адекватно оцениваете замечания в свой адрес.

30-45б: Вам что-то нужно менять в собственном отношении к родителям, не вините во всём окружающих или отсутствие времени. Найдите причину разногласий в себе.

29б и меньше: вы просто равнодушны и невнимательны к своим родителям, для вас они предмет пользования, вы не заботитесь ни об их здоровье, ни оказывайте им по дому никакой помощи. Помните народную пословицу«На свете всё найдёшь, кроме отца и матери».

10. Рефлексия занятия.

Заключение:

Я не думаю, что вам не повезло с родителями (как многие говорят, просто вы их часто ставите в тупик своими поступками и грубостями. Постарайтесь держать себя в руках, учитесь решать конфликты мирным путём, тогда вы воспитаете в себе человека, а в родителях друзей. Пусть эта паутинка добрых пожеланий всегда будет в вашем сердце. Всего доброго, до свидание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!