СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для молодых педагогов " Задачка с тремя неизвестными"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг помогает проиграть и разобраться с препятствиями, которые встречаются на пути начинающих учителей.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для молодых педагогов " Задачка с тремя неизвестными"»

ТРЕНИНГ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

«ЗАДАЧКА С ТРЕМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ»

Цель: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых учителей.

Задачи для реализации цели:

-обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;  

-формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;

-совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов;

-приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять  вокруг традиций.


Ход тренинга.

1.Приветствие.

Ведущий: Наблюдая за общением и работой начинающих (и не только) учителей, приходишь к выводу, что все мы ошибаемся и наступаем практически на одни и те же грабли: совершаем одинаковые ошибки в начале своей педагогической карьеры. Конечно, допуская их и видя результат, мы постепенно приходим к понимаю, что же мы делали не так. На понимание отдельных ошибок, на понимание себя и своего места в профессии порой нужно несколько месяцев или даже лет. В это время могут страдать наши ученики, их образование и воспитание. Что же, неужели отказаться от работы в школе, раз на нас лежит такой груз? Нет, конечно же, нет: нужно продолжать работать, пробовать, искать, изучать и внедрять новые методики, приемы, «изюминки» — только так мы можем добиться высокого профессионализма. Это длительный процесс, и не стоит ждать результат сразу.

Притча «О солнце и ветре». 

Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник и ветер сказал: «Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ».

2.Знакомство

«Имя-качество» (В круге каждый называет свое имя и называет качество, следующий повторяет всех предыдущих и называет своё)

«Упражнение «Дерево» ( каждый подходит к рисунку, выбирает себе человечка на дереве и записывает его номер). Ведущий называет номер и читает характеристику каждому человечку. Делаем вывод, кто испытывает дискомфорт, кто ощущает себя лидером и т.п.

В соответствии с выбором делимся на три группы: числа, кратные 2, числа кратные 3, остальные числа.( ИЛИ в чьем имени есть буква А, буква О, буква И.)

Ведущий: Перед тем, как вы вошли в школу, для ее обитателей возник вопрос: « Кто он такой – молодой человек, окончивший институт?».

Во-первых, как профессионал он еще достаточно слаб – сдавая в институте экзамены, он выучивал факты, которые просто образовали в его сознании некоторую сумму знаний. Но практики у молодого человека, естественно, не хватает.

Во-вторых, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем ему придется работать. Да, сам он окончил школу 5–8 лет назад, но, с одной стороны, в нашей жизни все очень динамично меняется, с другой – этот груз воспоминаний ему может помешать: чтобы объективно оценить себя как ученика, у него опять же нет опыта.

И, в-третьих, он совершенно не понимает, что его первая работа – это десятилетиями сложившаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами.

И начинает решаться задачка с тремя вышеописанными неизвестными. На первых порах ему все в школе улыбаются, первые дни и недели – душевный подъем и полная эйфория. А далее неминуемо начинаются конфликты.

Сегодня мы вместе попробуем решить задачу с тремя неизвестными, разрешить конфликты внутренние и внешние, поработать над ошибками и положить в импровизированный чемодан. (На доске карманы на импровизированном чемодане)

3. Упражнение «Чемодан»

Конфликт первый
АДМИНИСТРАЦИЯ

1. Карман- Администрация. Участники берут вопросы.

1.Как реагировать учителю на слова коллег и администрации « ВЫ УЖЕ НАДОЕЛИ РОДИТЕЛЯМ СВОИМИ ВЫЗОВАМИ В ШКОЛУ. Хватит жаловаться уже! Сами не работаете и их с работы срываете!

2. Как защититься учителю от явной негативной оценки администрации в лицо: «Кто бы говорил! Помолчи уже! Ты сначала разберись! Куда лезешь? Да если бы не я, ты бы…

Ведущий: Молодой учитель для администрации – «непонятный зверь». По возрасту он отличается от одиннадцатиклассников не так уж сильно. Кроме того, представления о специфике профессии у вчерашнего студента, с точки зрения школьного администратора, отсутствуют – он не знает самых очевидных вещей. Молодой учитель сталкивается с таким объемом школьной документации, что начинает ощущать свою полную профнепригодность.

В итоге весь первый год молодой человек понимает очень мало из происходящего и пытается вписаться в предлагаемые рамки. В результате в указанный период он совершает множество ошибок, каждая из которых может быть «награждена» строгим выговором, а то и увольнением. Терпеливо-внимательная администрация, которая могла бы молодому специалисту спокойно, без нервов все толково объяснить, – большая редкость. Чаще общение с администрацией начинается с посещения уроков, а затем критика, методы, приемы, структура урока...

Работа в группах- разбор вопросов, касающихся администрации.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Не расстраивайтесь из-за неудач и замечаний относительно уроков: «Нет чётко поставленных целей», «Нужно было обратить внимание на это», «Не весь класс включён в работу» и так далее. Всё это выбивает из колеи.

Мой совет: не опускайте руки при первых же неудачах и замечаниях. Кстати, к замечаниям надо прислушиваться, в большинстве случаев вам желают добра и хотят помочь. Как к этому относиться-учиться, записывать, реализовывать на уроке. Хотя, комментарии, в стиле «Конспект урока должен быть написан от руки в тетради 96 листов формата А4, а не напечатан на компьютере!» можно смело пропускать мимо ушей. Сходите на урок к тому, кто тебя критикует, чтобы научиться как надо! Относительно оскорблений- защищайте свои права, корректно, но уверенно. Администратор хам-это не редкость! Перестаньте от него зависеть, найдите наставников, который смогут помочь. Набивайте шишки, без них никак, но в скором времени всё у вас наладится!

Конфликт второй
ТЕКУЧКА

2 Карман

1. Ничего не успеваю, ложусь спать поздно, готовлюсь к урокам часами. Ведущий: Возвращаясь домой, учитель садится работать. С одной стороны, не отпускает так называемая текучка. Подготовка к урокам, проверка тетрадей, рабочие программы, планы самообразования- все это отнимает уйму времени, и, как показывает практика, в первый год желающий работать учитель практически не имеет свободного времени – дома или на работе он живет школой.

Работа в группах- разбор вопросов, касающихся текучки.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Ошибка №1. Чрезмерная подготовка к уроку

Совет. Если вы работаете первый год и у вас все параллели, то подготовки очень много. Но если вы работаете не первый год, если у вас не так много предметов и параллелей, то как вы готовите один урок по несколько часов? Каждый урок? Необычные, очень продуманные, с массой заданий и дополнительных материалов уроки должны быть в арсенале учителя, но изобретать велосипед каждый урок, подходя к подготовке исключительно творчески и оригинально?... Так ли это необходимо? Насколько снизится эффективность обучения, если вы будете использовать учебник и методички? Стоит ли игра свеч? Или вы просто не умеете готовится к урокам, отвлекаетесь, или слабые знания, полученные в вузе, не дают готовиться к урокам быстро?

Самое главное — не несите работу домой! Тетради проверяйте в школе, презентации или уроки готовьте тоже в школе. У вас есть друзья, родители, муж, жена, дети — вы им нужны. Встречайтесь, общайтесь, ходите в кино, на выставки, в театр, рестораны. Жизнь не останавливается на проверке тетрадей и поиске заданий. Вы сейчас, наверняка, думаете: «Что за банальщину она несёт?», я тоже 15 лет носила работу домой. А потом поняла, что всё потому, что мы много времени тратят попусту: остановились поболтать с коллегой, задержались в учительской, зависли на перемене в телефоне, приходится брать работу домой. «Всё, вечер (или даже ночь) потерян. А теперь представьте, что вы живёте в таком ритме каждый день. Эмоциональное выгорание обеспечено. Распределяйте силы равномерно и обязательно переключайтесь на другие сферы своей жизни. Рабочие программы можно сделать на зимних и летних каникулах долгими вечерами в перерывах между походами от телевизора к холодильнику, поурочные планы не обязательно писать так, как вас учили в университете, можно набросать схему урока в виде плана, технологической карты, презентации скачать на учительских сайтах, никто авторства от вас не требует. Систематизируйте и сохраняйте свои работы на ПК, чтобы в следующем году у вас появилась возможность делать авторские разработки.
Ошибка № 2 Отсутствие планов урока, планов развития, профессиональных целей, системы оценки своей работы. Конечно, «бумажки» сейчас всех «достали». Но ведь ваша личная профессиональная цель — это не бумажка для вышестоящей инстанции, анализ контрольной работы  — тоже не методисту нужен. Как вы узнаете, есть ли успех в вашей работе и насколько хорошо вы учите, если у вас нет ни планов, ни целей, ни срезов, ни минимального анализа? В работе любого специалиста это должно быть, хотя бы «для себя», в свободной форме.

Совет. Заведите ежедневник. На свою память можете не рассчитывать. запишите, что запланировано на завтра, какую-либо находку на уроке, чтобы не забыть на следующий год сразу же внесите в свой план урока. Кроме того, вам предстоит столько разных совещаний, педсоветов, мероприятий, экскурсий, встреч, консультаций, родительских собраний и прочего, что удержать в голове все задания, даты и время просто невозможно.

Конфликт третий
КОЛЛЕГИ

Конверт 3. КОЛЛЕГИ.

1. «И чему Вас только в институте учили?».

2. Все здесь сумасшедшие старые тётки, а я красивый и умный, с красным дипломом.

3. Зачем мне наставник, у меня за плечами пять лет высшего образования, и в памяти ещё свежи лекции по педагогике и методике преподавания!»

Ведущий: Очевидно, что молодой специалист, приходящий в школу, менее опытен, чем его коллеги, работающие в школе уже не первый год или даже десятилетие. Не хватает знаний по предмету, методике, психологии, навыков контакта с учениками, в общем, всего того, что принято называть профессионализмом. Но, иногда выпускник более компетентен в специальности, чем коллеги, отработавшие 30 лет. В силу того, что более информирован, шире кругозор, разносторонние интересы. Хорош, если администрация назначит наставника, или найдется коллега, готовый помочь, худший вариант: «И чему их только в институте учили?» или: «Как, вы и этого не знаете?!» Знакома ситуация? Давайте вместе разберемся.

Работа в группах- разбор вопросов, касающихся коллег.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

1. Соблюдайте профессиональную этику: Никогда не обсуждайте и не осуждайте других учителей с детьми. Никогда не обсуждайте отсутствующего или присутствующего на занятии ребенка.

2. Не зазнавайтесь: излишняя самоуверенность, вера в свою непогрешимость и суперпрофессиональность, непризнание авторитетов — всему этому не место в работе учителя. Цените себя как профессионала, но будьте открыты миру педагогики: и старой школе, и новой, читайте, развивайтесь, экспериментируйте.
3. Найдите себе наставника среди коллег. В первый год работы наставник (кто-то из учителей-коллег) действительно нужен. Этот человек введёт вас во все тонкости работы, по доброте душевной поделится календарно-тематическим планированием и расскажет о своих ошибках. В конце концов, вы просто можете зайти к нему после уроков с пачкой печенья и сказать: «У меня ничего не получается, наверное, мне лучше уволиться». И вот уже закипает чайник, вы вместе разбираете возможные ошибки и ситуации, а потом понимаете, что всё не так уж и плохо. Или всё плохо, но исправимо. В общем, поддержка коллег в первое время очень важна.

2. Не забывайте, что вы — часть коллектива. Да, вы теперь часть школьного коллектива. Не надо держаться обособленно. Не надо думать, что все здесь сумасшедшие старые тётки, а вы тут стоите красивый и умный. Вам рано или поздно придётся контактировать друг с другом, а к кому-то, возможно, и обратиться за помощью. Будьте приветливы и в меру открыты. С кем-то вы будете общаться больше, с кем-то вообще не будете пересекаться, это нормально. Не пытайтесь искать в коллективе друзей-подружек. Вы пришли работать, более близкие отношения разовьются сами собой.

3. Общайтесь с другими учителями. Советы опытных педагогов и их поддержка очень важны на первых порах, не пренебрегайте ими! Главное, обращаться за помощью самому, ведь остальные учителя тоже постоянно заняты.

4. Приходите на помощь, если вас просят заменить другого учителя, в следующий раз так же помогут и вам.

Конфликт четвертый
РОДИТЕЛИ

Конверт 4. РОДИТЕЛИ

1. Как вести себя с родителем, который во всем винит только школу и по его словам» у него хороший ребенок, учителя сами во всем виноваты».

2. Как быть, если родители постоянно возмущаются оценками учителя-предметника, но на контакт с предметником не идут, а высказывают все классному руководителю.

3. стоит ли классному руководителю вести классные часы учащимся о половом воспитании, больше в учреждении это сделать некому или не хочется?

Ведущий: Не дай Бог работающему в школе первый год учителю получить классное руководство! В очень редких случаях родители оказываются достаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни. Вполне понятна их тревога за судьбы собственных детей (зрелый учитель однозначно совершит меньше ошибок и научит лучше), но учителю от этого не легче. Естественно, срабатывает возрастной момент: не каждый сможет серьезно слушать советы от 22–23-летнего молодого человека. Основным аргументом становится очевидное: «Да что вы нам говорите, если у вас собственных детей нет. Вот будут – поймете!»

Положение усугубляет то, что если на сторону молодого педагога не становится администрация, то устоять против родительского напора вчерашнему выпускнику института оказывается очень непросто.

Работа в группах- разбор вопросов, касающихся родителей:

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА.

Ошибка №1 Вы взяли классное руководство в первый год работы.

Ошибка №2. Мы ждем и от родителей: если это хороший родитель, он беспрекословно должен делать то, что предлагает учитель и  способствовать обучению своего ребенка. Такие ожидания часто заканчиваются разочарованием.

Ошибка № 3. Принятие любых детских проделок и неуспеваемости на свой счет, чрезмерное переживание об успехах на работе

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

1. Обратитесь за помощью к ЗАМу по воспитательной работе, к психологу, к соц. педагогу, к учителю начальных классов, если вы взяли 5 класс, чтобы понять и хотя бы на время перенять стиль руководства, к коллеге, у которого дружный сплоченный класс, к родителям, которые заинтересованы в том, чтобы их дети и класс в целом не стали клиентами соц. педагога или ПДН.

2. Если бы у врачей по поводу каждого рецидива болезни и летального исхода были непосильные душевные муки, они бы не смогли работать и не смогли бы приносить пользу тем, у кого есть надежда на выздоровление. Нужно принять как данность, что человек не властен над силами природы и не может излечить неизлечимого больного. Конечно, трудно пережить неуспех операции и жестокость жизни. Но сколько людей страдают от своих вредных привычек: алкоголизм, пьянство, наркомания, несоблюдение техники безопасности — за все это не может отвечать врач, которому доставили больного. Так и учитель не может полностью отвечать за успехи и поведение своих учеников: у детей есть родители, которые несут за них ответственность. И, если для родителей плохая успеваемость и прогулы их ребенка норма, то учитель часто ничего не может сделать.

3. Не нужно «убиваться» за обычные, «рабочие» моменты: носить эти переживания домой, нагнетать их, считать себя неудачником, считать, что учительство — не ваше и т.п. Богу богово, работе — рабочие моменты. Нужно отделить себя лично от работы. И не нужно принимать как личное оскорбление или обиду, например, невыученный ребенком урок или «хитрость» о том, что он забыл дома тетрадь, сломался лифт и вообще он опоздал, потому что переводил бабушку через дорогу.

Можно привести лошадь на водопой, но невозможно заставить ее пить.

Конфликт пятый
УЧЕНИКИ

Конверт 5. УЧЕНИКИ

Работа в группах- разбор вопросов, касающихся учеников.

1. Как разговорить « молчунов» на уроке, если они свободно общаются с тобой вне урока?

2. Как быть, если тебя постоянно сравнивают ученики с предыдущим учителем?

3. Как поступить учителю, если его учащиеся «совсем не переживают из-за «2», но очень рады «5».

4. Как реагировать на вызывающее и провоцирующее поведение старшеклассников: Только попробуйте! И что мне будет? Да вы знаете, что вам за это будет? да я плевать хотел!

Ведущий: Впервые, входя в класс, учитель открывает приготовленный конспект и думает: «Так, тема урока у нас сегодня такая… Начну с этого, перейду к этому, задам такие-то вопросы и т.д.» Но звенит звонок, дети рассаживаются, и… все идет наперекосяк. То, что вам казалось таким интересным, не вызывает никакого оживления у класса. Ученики не понимают вопроса, потому что он оказывается слишком сложно сформулирован. Привыкший к институтской среде вчерашний студент говорит безумно сложными конструкциями, вызывая непонимание, а затем отторжение и протест учеников.

Нового учителя ученики всегда начинают «пробивать», пробовать, что называется, «на слабо». Для молодого учителя, не понимающего, что его просто проверяют, ситуация выглядит как полностью вышедшая из-под контроля и требующая немедленного реагирования.

Усугубляет положение также то, что дети видят человека молодого, интересного: «Ну и что он сделает, если мы…» Если учитель с честью выйдет из цейтнота – честь ему и хвала, если в этом эксперименте проиграет – плохо дело: восстановить свой авторитет ему будет очень непросто. Судя по вашим запросам, для многих урок в «трудных классах» стал настоящей пыткой.


СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:

1. Скорее причина не в вас, а в межличностных отношениях «молчуна « и одноклассников, в которых следует разобраться вам самостоятельно, либо обратившись к классному руководителю. Свободное общение –уточнить!!!

2. Если ученики сравнивают с другим учителем, значит, в чем-то вы ему проигрываете. выхода два: посетите урок этого учителя или уточните у учеников, что суть претензий. Возможно, они вами манипулируют. Объясните суть и рациональность ваших требований.

3. Следует помнить, что двойка вредна не только для формирование характера подростка, но и для самого учителя. Будь в поиске возможности найти такой способ, чтобы двойке не было места на уроке ( бальная система, работа в группах, где каждый отвечает за определенную деятельность, чтобы у каждого была возможность выступить, пусть даже письменно). Если их двух оценок думаешь, какую из них выбрать- поставь высший. Дай ребенку надежду.

4. Вообще самая существенная проблема для молодого педагога в первое время работы – это умение «держать класс». Чтобы 30 человек в течение урока были направляемы в нужное русло, требуется бездна энергии, мгновенная реакция, стремительные переходы от расслабления к работе и одновременное создание ощущения, что весь процесс идет легко, свободно и естественно. Только со временем придет понимание, что учитель на уроке – слаломист, которому обязательно нужно пройти ряд обязательных флажков на трассе (опорных пунктов урока), а в остальном можно отдаться на волю детей. Дети как-то подсознательно чувствуют, что учителю тяжело, и начинают помогать: с готовностью идут на диалог, лучше, чем с более старшими по возрасту учителями, выполняют заданное, своими силами «затыкают» особенно распоясавшихся одноклассников. Но это оказывается возможным, только если дети чувствуют, что перед ними искренний, не равнодушный к ним человек.

Детское тепло, явно или неявно выраженное, молодой учитель ощущает очень сильно, и от этого на задний план отступают многие нерешенные проблемы.

И тогда молодые учителя совершают типичные ошибки



Ошибка № 1 Панибратство или слишком жесткий, авторитарный стиль общения и преподавания.

Подчас, ища дешевой популярности среди учеников, начинающие учителя общаются с детьми на равных, используют слэнг, не самые «педагогические» темы общения, позволяют некоторые вольности детей по отношению к учителю, разрешают такие же вольности на уроке: хождение по классу, выкрикивания, свободное посещение, свободное ведение записей и т.д. В этих «вольностях» самих по себе криминала нет, но в совокупности часто это приводит к тому, что дети перестают уважать учителя, считая его слабым и неопытным. Вернее, поначалу это имеет положительный эффект: устанавливаются отношения с детьми, начинается работа, но потом дети чувствуют себя все свободнее и раскованнее, и в итоге «садятся на голову». Часто это приводит к плохой дисциплине и полному неуважению к учителю. Вне зависимости от разницы в возрасте, учитель должен понимать, что он на уроке — главный, он — ведущий, он — ответственный и от него ожидают определенного стиля поведения. Если вы хотите добиться успехов в работе с классом, вы должны четко определить и дать понять детям, кто главный и каковы правила игры. Пусть правила установили вы вместе, но правила должны быть. И вы должны обращать внимание на нарушение правил и сами должны их соблюдать. Вторая крайность: излишняя жесткость, моральное давление на детей и полное отсутствие личных отношений и даже намека на них. То ли из-за боязни первого варианта, то ли в силу своих предрасположенностей,  многие начинающие учителя начинают «закручивать гайки» с первого урока: пресекая любое инакомыслие, обсуждение и личные отношения. На уроке у таких учителей психологически некомфортно, тяжело, таких учителей тихо ненавидят. Не примут ученики и учителя морализатора, с замашками «МАРЬВАННЫ».

Ошибка 2.Моя хата с краю

Или: «Как мне платят, так я и работаю». «Им не нужно, мне тем более». « Я тут вообще на три года пришел». Так не пойдет: вы пришли в школу, согласились с условиями, взяли ответственность, будьте добры, работайте: занимайтесь и обучением, и воспитанием, и неуспех ученика и его нежелание идти на ваш предмет и учить его — и ваша вина тоже. Как и успех ученика, и его любовь к предмету — ваша заслуга. Учитель — не вузовский преподаватель, читающий лекцию с листа, учитель должен учить, заинтересовывать, воспитывать. Да, не всегда удачно, не всегда получается, но нужно искать подходы и методы, нужно целенаправленно прилагать усилия к успеху своих учеников.

Ошибка 3. Слишком сложная подача материала или, наоборот, необоснованное упрощение. 

Давайте ребенку нагрузку по силам: чтобы не выл от наличия терминов вузовского уровня и не считал ваш предмет «легкотней», на котором нечего делать. Мозг должен трудиться: давайте средние по сложности задания и посложнее для тренировки мозга. Объясняйте незнакомые понятия и слова, учите сокращать слова при записи, учите «хитростям», упрощающим обучение: как легче запомнить иностранные слова, как быстрее перемножить числа, как проще запомнить формулу.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

1. Безупречно знайте свой предмет. К этому стоит стремиться ещё до прихода в школу. Если вы чувствуете себя неуверенно в предмете, то дети сразу это поймут, и это станет серьезным ударом по вашему авторитету с самого начала работы. Материал вы должны не только знать безупречно, но и легко ориентироваться в нем, уметь его применять на практике. Это придаст вам уверенности, и вы никогда не почувствуете себя самозванцем перед аудиторией.

  1. Бережно готовьтесь к уроку. Чтобы во время урока не возникло непредвиденных обстоятельств, стоит к нему основательно подготовиться: чем будут заняты ученики, как проверять домашнее задание, как поступать с опоздавшими и нарушающими дисциплину.

  2. Входи в класс с улыбкой, начинай урок с какой-нибудь изюминки, загадки, задачки. Ученики с готовностью откликаются и продолжают работать в заданном темпе.

  3. Качество вашего урока зависит от того какой темп вы ему зададите! Если вы тратите много времени на поиски страницы в журнале или долго ищете презентацию- урок провален. Готовьтесь к уроку заранее. Для этого даются перемены.

  4. Всегда в обучении должен преодолевать трудность. Умей определить планку трудности для каждого ученика. Помни, как важно приободрить и поддержать ученика, быть рядом в трудной ситуации.

  5. Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ним в поиске.

  6. Стремись к тому, чтобы твои уроки не были шаблонными. Пусть на уроке совершаются открытия, рождаются истины, продолжаются поиски.

  7. Не требуй на уроке идеальной дисциплины. Не будь авторитарным. Используй интерактивные методы обучения: Говори сам меньше, дай эту возможность ученикам. Формируй в них личность открытую, увлеченную, способную творить.

  8. Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ему нет времени на шалости.

  9. Обязательна смена деятельности: дети не могут весь урок слушать или писать. Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

  10. Четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.

  11. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

  12. Будьте спокойны и терпеливы. Здесь же можно добавить – не надо завышенных ожиданий от учеников, им тоже свойственно ошибаться. Если ребенок не понимает какую-то тему, то стоит спокойно повторить ему еще раз.

  13. Умей радоваться успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

  14. Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины будут преодолимы.

  15. Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни, среди них никогда нет места для «любимчиков».

  16. Ты очень близкий человек для своего ученика, постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником. Возможно, те бесноватые старшеклассники хотят от тебя более близких отношений, твоего внимания, но в силу возраста и воспитания не знают, как правильно выразить свои чувства.

  17. Не бойся извиниться, если оказался неправ. твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив к их ошибкам.

  18. Не принимайте все на свой счет: проблемы ребенка с поведением и успеваемостью — это не только ваша вина. Поговорите лучше об этом с их родителями.

  19. Выполняйте обещания. Если вы что-то пообещали детям, будь то поход в кино, экскурсию или серьезный разговор с их родителями, то обязательно действуйте. Если вы не можете сдержать обещание, то не давайте его. Этим вы окажете себе и детям «медвежью услугу»: дети затаят на вас обиду за пропущенный сеанс в кино, а школьный хулиган станет еще злее.

  20. Не опускайтесь до уровня детей: не оскорбляйте учеников, не возмущайтесь их незнанием или непониманием. Помните, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

  21. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

Способы поддержания дисциплины: 
• Держать класс постоянно начеку. Учеников вызывают не по порядку, а в разбивку. Когда они знают, что их могут вызвать, они более внимательны. 
• Отчетность. Вовлеченность учеников в работу класса проверяется вопросами, чтением вслух, проверкой правильности ответов. 
• Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр. Учитель должен подстегивать интерес школьников, их увлеченность и желание участвовать в работе на уроке. 
• Не раздражайте учащихся. Причиной раздражения является незнание того, что от них ожидают, не справедливое обращение с учениками, непоследовательные действия учителя, невозможность высказать свое мнение. 
• Задержите реакцию. Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. "Факт незамечания" явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес учителю. 
• Контролируйте свой гнев. Если вы чувствуете, что у вас возникает раздражение, всеми силами старайтесь не дать вашим чувствам выйти из под контроля и постарайтесь расслабиться, пусть руки будут ненапряженными, жесты - медленными, голос - тихим. На хамство, истерики и, может даже, нецензурную брань от учеников попросите выйти и успокоиться.

  • Постоянная близость. Во время урока учитель ходит по классу. Можно, например, продолжить объяснение, идя по направлению к ученику, который, как Вы заметили, собирается нарушить дисциплину. 
    • Косвенное обращение. Учитель хвалит ученика за правильное поведение, которое ожидается от того, кто неправильно себя ведет. Например, ученик подает реплики с места, а учитель говорит: « Молодец, Миша, что поднимаешь руку!» 
    • Пауза. Учитель замолкает и ждет, пока ученик не перестает нарушать дисциплину. 
    • Управление голосом. Понижение тона, высоты и громкости голоса можно использовать, чтобы уменьшить уровень шума в классе. Напротив, повышенный энтузиазм учителя может расшевелить учеников, повысить их интерес. 
    • Переключение внимания. Когда ученик начинает шалить, учитель задает ему вопрос по учебному материалу. 
    • Соблюдать дистанцию в отношениях. Ученикам нужен учитель, а не партнер по игре. Будьте всегда общительны, но не забывайте, что фамильярность воспитывает неуважение. Вы можете вполне успешно взаимодействовать с учащимися, не превращаясь в одного из них. Стоит только раз уступить назойливым просьбам отпустить пораньше, задать поменьше, и т. д., как можно смело ставить крест на своей репутации: класс очень остро чувствует твою слабину и всегда бьёт именно туда. 
    • Напоминание о правилах. Простое напоминание о правилах положительно влияет на поведение. Например: во время самостоятельной работы вести себя тихо. 
    Важно, чтобы учитель был решителен.

  • В определенный учитель должен дать твердо понять ученикам, что он совершенно серьезен: всему есть предел. Для этого необходимы решительность, ясный и твердый тон. Ведите себя так, чтобы было видно, что вы - руководитель. Проявляйте решительность. Будьте хозяином ситуации. Умейте направлять. Вы учитель, и ученики ждут, чтобы ими руководили. Они быстро распознают нерешительность. Отсутствие хорошей подготовки и четких распоряжений является стимулом к плохому поведению. Чем хуже ведет себя ученик, тем лучше должен вести себя учитель пред ним и по отношению к нему. К каждому ребенку можно найти ключик, но для этого нужно просто уважать детей. 


Рекомендуем педагогам использовать некоторые психологические
приемы достижения расположенности учащихся:

1. Прием «Имя собственное». При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, т.к. звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случаю к случаю, а постоянно располагая к себе учащегося (заранее), а не тогда, когда крайне необходимо уговорить его выполнить то или иное задание.
2. Прием «Зеркало отношений». Лицо — это «зеркало отношений», и люди с доброй и мягкой улыбкой, как правило притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия.
3. Прием «Золотые слова» — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.
4. Прием «Терпеливый слушатель» — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Прием «Личная жизнь». При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.

Резюме:

Подумайте о том, что привело вас в школу, о своем образовании, своих успехах, мечтах и идите к ним, к своим ученикам. Они ждут вас и готовы поверить вам и довериться вам. Вам уже доверили детей, класс, на вас положилось и руководство школы, и родители — значит, нужно идти и действовать. Нужно работать, и все получится.







«Евангелие для молодых учителей».

  1. Возлюби ученика своего, как себя самого.

  2. Не возжелай доли иной, гордись званием учителя.

  3. Не убий в ученике стремления к пониманию, радости.

  4. Не укради себя у семьи своей, не засиживайся до полуночи за тетрадками, не губи очи светлые.

  5. Не растеряй в житейской суете оптимизма, веры в людей, интереса к жизни.

  6. Не избегай уроков открытых, дабы имя честное твое было многим ведомо.

  7. Почитай директора и завучей, как родителей своих, и да будут дни твои благоденствием наполнены.

  8. В буднях и горестях помни о днях светлых и радостных – о каникулах, длинном отпуске!


9.Рефлексия. Упражнение «Мясорубка, чемодан».


К картинке «Чемодан» участники прикрепляют свои высказывания относительно тренинга, что они взяли  в свой профессиональный багаж, что показалось нужным, важным, интересным.

К картинке «Мясорубка» - высказывания о тех моментах, которые нужно еще перекрутить, обдумать, проанализировать, понять.




















«Евангелие для молодых учителей».

  1. Возлюби ученика своего, как себя самого.

  2. Не возжелай доли иной, гордись званием учителя.

  3. Не убий в ученике стремления к пониманию, радости.

  4. Не укради себя у семьи своей, не засиживайся до полуночи за тетрадками, не губи очи светлые.

  5. Не растеряй в житейской суете оптимизма, веры в людей, интереса к жизни.

  6. Не избегай уроков открытых, дабы имя честное твое было многим ведомо.

  7. Почитай директора и завучей, как родителей своих, и да будут дни твои благоденствием наполнены.

  8. В буднях и горестях помни о днях светлых и радостных – о каникулах, длинном отпуске!







Рекомендуем педагогам использовать некоторые психологические
приемы достижения расположенности учащихся:

1. Прием «Имя собственное». При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, т.к. звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случаю к случаю, а постоянно располагая к себе учащегося (заранее), а не тогда, когда крайне необходимо уговорить его выполнить то или иное задание.
2. Прием «Зеркало отношений». Лицо — это «зеркало отношений», и люди с доброй и мягкой улыбкой, как правило притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия.
3. Прием «Золотые слова» — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.
4. Прием «Терпеливый слушатель» — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Прием «Личная жизнь». При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.







АДМИНИСТРАЦИЯ.


1.Как реагировать учителю на слова коллег и администрации « ВЫ УЖЕ НАДОЕЛИ РОДИТЕЛЯМ СВОИМИ ВЫЗОВАМИ В ШКОЛУ. Хватит жаловаться уже! Сами не работаете и их с работы срываете!


2. Как защититься учителю от явной негативной оценки администрации в лицо: «Кто бы говорил! Помолчи уже! Ты сначала разберись! Куда лезешь? Да если бы не я, ты бы…

ТЕКУЧКА


1. Ничего не успеваю, ложусь спать поздно, готовлюсь к урокам часами.


КОЛЛЕГИ.


1. «И чему Вас только в институте учили?».


2. Все здесь сумасшедшие старые тётки, а я красивый и умный, с красным дипломом.


3. Зачем мне наставник, у меня за плечами пять лет высшего образования, и в памяти ещё свежи лекции по педагогике и методике преподавания!»


РОДИТЕЛИ

1. Как вести себя с родителем, который во всем винит только школу и по его словам» у него хороший ребенок, учителя сами во всем виноваты».


2. Как быть, если родители постоянно возмущаются оценками учителя-предметника, но на контакт с предметником не идут, а высказывают все классному руководителю.


3. стоит ли классному руководителю вести классные часы учащимся о половом воспитании, больше в учреждении это сделать некому или не хочется?


УЧЕНИКИ


1. Как разговорить « молчунов» на уроке, если они свободно общаются с тобой вне урока?


2. Как быть, если тебя постоянно сравнивают ученики с предыдущим учителем?


3. Как поступить учителю, если его учащиеся «совсем не переживают из-за «2», но очень рады «5».


4. Как реагировать на вызывающее и провоцирующее поведение старшеклассников: Только попробуйте! И что мне будет? Да вы знаете, что вам за это будет? да я плевать хотел!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!