СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям. подготовка граждан по военно-учётным специальностям

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям. подготовка граждан по военно-учётным специальностям»

Урок № Класс 11 предмет ОБЖ дата 19.04.2021

Тема: «ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СХОДНЫМ ВОИНСКИМ ДОЛЖНОСТЯМ. ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН ПО ВОЕННО-УЧЁТНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ»


Цели урока: рассмотреть требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям; познакомиться с содержанием подготовки граждан по военно-учётным специальностям.


  1. Образовательная – изучить  основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям, знакомство с дополнительными образовательными программами военной подготовки несовершеннолетних и подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.


  1. Развивающая - развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности



  1. Воспитательная - проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.



Тип урока: освоение нового материала

Ход урока


  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Актуализация знаний.

  1. Что предусматривается в обязательной подготовке гражданина к военной службе?

  2. На какие периоды можно условно разделить обязательную подготовку граждан к военной службе?

  3. По каким направлениям должна проходить обязательная подготовка к военной службе до первоначальной постановки на воинский учёт?

  4. На какие элементы обязательной подготовки к военной службе после постановки на воинский учёт следует обратить внимание, исходя из ваших психологических и физических возможностей?


  1. Работа над новым материалом.

С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технические.


  1. Командные воинские должности.

Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённым задачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.


  1. Операторские воинские должности.

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором – специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.


  1. Воинские должности связи и наблюдения.

Связь – основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится на: проводную, радиосвязь, радиорелейную, тропосферную, космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется, как правило, в ограниченное время и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащими необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.


  1. Водительские воинские должности.

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооружённых Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к качествам, определяющим профессиональную пригодность военных, служащих на этих должностях.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности.

К исходным водительским обязанностям можно отнести следующие умения:

  • водить самодвижущуюся технику днём и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;

  • соблюдать установленные правила движения;

  • своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;

  • управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстро меняющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закалённым и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установленных правил движения и сигналов. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

  • высокой нервно-психической устойчивостью;

  • развитой зрительной и слуховой памятью;

  • быстрой реакцией и хорошей координацией движений;

  • умением сохранять работоспособность;

  • нормальным цветоощущением.


  1. Воинские должности специального назначения.

Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, сапёров, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряжённых, часто экстремальных условиях и связна с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

Военнослужащие должны:

  • безошибочно выполнять должностные обязанности;

  • в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;

  • в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учётом обстановки;

  • мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;

  • действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, развивать наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объём информации и принимать единственно верное решение.

Одной из составляющих подготовки граждан Российской Федерации к военной службе является подготовка по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных организациях (объединениях) и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Вооружённые Силы Российской Федерации являются неотъемлемым элементом государственности, который, как и все сферы нашего общества, находится в процессе модернизации. Успех этого сложнейшего процесса и само функционирование армейского механизма непосредственно зависят от эффективности каждого его элемента.

Вооружённые Силы – это институт государства, который сохранил традиции воспитания и развития личности и к которому большинство населения страны относится с доверием.

Служить в Вооружённых Силах всегда было непросто. Но к службе можно подготовиться, чтобы военное дело давалось легче.

Данная подготовка предусматривается для граждан мужского пола, достигших 17-летнего возраста, подлежащих призыву на военную службу и годных к военной службе по состоянию здоровья, физическому развитию, моральным качествам и образовательному уровню. При отборе граждан учитывается их гражданская специальность.

Напомним, что отбор для подготовки по военно-учётным специальностям осуществляется военными комиссариатами районов совместно с представителями образовательных учреждений в период проведения первоначальной постановки граждан на воинский учёт.

Гражданин, овладевший сложной военно-учётной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооружённых Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учётом реальной потребности в таких специалистах.

Ежегодно в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проходят подготовку более 100 тыс. юношей по 33 военно-учётным специальностям, основными из которых являются:

  • водители колёсных бронетранспортёров;

  • механики-водители плавающих гусеничных тягачей МТ-ЛБ;

  • водители автомобильных и пневмоколёсных кранов;

  • водители автомобилей категорий A, B и C;

  • специалисты радиостанций малой и средней мощности и ряд других.

Одной из ведущих организаций, осуществляющих подготовку специалистов, является РОСТО (ДОСААФ) – Российская оборонно-спортивная техническая организация. На её базе ежегодно проходят обучение более 85% граждан, направляемых военными комиссариатами для подготовки по военно-учётным специальностям. В системе РОСТО (ДОСААФ) функционирует свыше 400 школ различного профиля (303 автомобильные, 89 объединённых технических, 15 технических, 3 радиотехнические и 6 морских), около 1200 центральных и региональных спортивно-технических клубов, оснащённых необходимой учебной материально-технической базой и укомплектованных подготовленными преподавательскими кадрами.

По всем интересующим вопросам, связанным с допризывной подготовкой, гражданин может обратиться в военный комиссариат (2-е отделение), где ему помогут определиться с выбором военно-учётной специальности.


  1. Выводы.

  1. Самые многочисленные среди должностей командного профиля и основные в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов – это командные воинские должности.

  2. Для выполнения функций военного оператора требуется много важных качеств: психологическая устойчивость, длительная концентрация внимания и др.

  3. Для успешного выполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения требуются в первую очередь острый слух и зрение, развитая оперативная память.

  4. Чтобы успешно выполнять водительские обязанности, каждый водитель должен в первую очередь быть физически закалённым и выносливым.


  1. Вопросы.

  1. Какими качествами должны обладать военнослужащие, исполняющие обязанности на должностях связи и наблюдения?

  2. Какие профессиональные требования предъявляются к военнослужащим, исполняющим водительские воинские должности?

  3. Каким общим требованиям должны отвечать военнослужащие, исполняющие технические воинские должности?

  4. Вооружённые Силы, другие войска, воинские формирования и органы по-прежнему являются школой мужества для большинства молодёжи, пройти которую должен каждый мужчина.

  5. В общественных организациях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проводится подготовка по военно-учётным специальностям.


  1. Задание.


Изучив основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям, определите более приемлемое для вас направление военной специальности.


  1. Окончание урока.


  1. Домашнее задание. Подготовить к пересказу §35, 36; выполнить задание (рубрика «Задание», с. 170).

  2. Выставление и комментирование оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!