СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к дидактическому материалу по биологии и химии в школе для детей с нарушением зрения.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Материал може быть полезен для учителей при разработке дидактического материала к урокам, а также для учителей, работающих в школах для слабовидящих. 

Просмотр содержимого документа
«Требования к дидактическому материалу по биологии и химии в школе для детей с нарушением зрения.»

Требования к дидактическому материалу

по биологии и химии в школе для детей с нарушением зрения


Определение коррекционно-компенсаторного эффекта находится в прямой зависимости от использования средств обучения, которые варьируются в пределах четырех групп: объекты окружающего мира, изобразительные средства наглядности, учебные и текстовые материалы, технические средства обучения.

Для ученика с нарушенным зрением очень важно знакомиться с характерными признаками биологических и химических объектов непосредственно, особенно если он ранее с ними не встречался или же в силу зрительной депривации воспринимал их очень поверхностно и фрагментарно.

При недоступности восприятия натуральных объектов, моделей веществ учащимися с нарушениями зрения учителя биологии и химии использует специальные средства наглядности. Коррекционная направленность изобразительных пособий по биологии и химии для слепых и слабовидящих достигается соблюдением следующих требований:

1. Оптимальный размер (масштабность) и доступная нагрузка пособий

Знакомство слабовидящих и частично видящих школьников с изображенным природным объектом, моделью начинается с выделения его контура из фона. Здесь важно выделить и определить контрастность изображения, размер самого пособия. Экспериментальные данные говорят о том, что наиболее оптимальные величины цветоконтрастности изображений лежат в пределах 85 - 95%, а размер пособий - 15x20 см.

В связи с особенностями зрительного восприятия слабовидящих учащихся необходимо изготовлять раздаточный материал. Разда­точный материал в виде тематических коллекций может быть из­готовлен по всем разделам описательной части курса неорганичес­кой и органической химии, по всем тематическим разделам курса биологии. Эти коллекции не должны быть перегру­жены количеством образцов.

При обследовании иллюстративно-наглядного материала идет его детализация и выделение существенных признаков строения. На этом этапе коррекционная работа должна быть направлена на решение масштабности, допустимых размеров детализации, введения цвето-рельефной унификации. Для того, чтобы слабовидящий ученик мог различить мелкие детали строения предмета, организма, вещества, модели, их размеры необходимо давать в пределах 710 мм.

2. Рельефная и цветовая унификация

Большое внимание при использовании изобразительной наглядности следует уделить первичности восприятия, оно во многом определяет формирование адекватного образа. На первом предъявлении детям со зрительной недостаточностью изображенного природного объекта, модели большое значение уделяется цветонасыщенности изображения, она, так же как и цветоконтрастность должна лежать в пределах 85 - 95%. Окраску необходимо максимально приблизить к естественной. Единые участки строения, одинаковые части и органы объектов живой и неживой природы, структурные элементы веществ в изобразительных пособиях необходимо унифицировать в двух направлениях: в цветовом и рельефном. Такой коррекционный приём повышает эффективность различительных операций и снижает время, которое учащиеся затрачивают на ориентировочные действия.

На уроках химии для формирования адекватных представлений о строении веществ активно применять работу учащихся с шаростержневыми моделями атомов и молекул. При этом обогащается сенсорный опыт (различия в цвете моделей атомов отдельных элементов, объемность всех компонентов), совершенствуется мелкая моторика.

Использование средств наглядности необходимо осуществлять в соответствии с требованиями для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных зрительных диагнозов учащихся: миопия – подбор цветовой гаммы – оранжево-желтой и зеленой; заболевания зрительного нерва – белый и красный.

3. Контрастность изображений

Дидактический материал должен способствовать уточнению представлений у детей и отвечать требованиям охраны слабого зрения: в нем должны отсутствовать резкие контрасты (для черных силуэтных изображений фон делается не белый, а светло-желтый или светло-зеленый), усиливаться четкость шкал, схем, рисунков, разгружаться от мелких элементов. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием, что поможет избежать искаженного восприятия объектов.

При проведении химического эксперимента, лабораторных опытов обязательно используются контрастные фоновые экраны (черный, бежевый или другой фон в зависимости от цвета, формы демонстрируемого объекта, вещества и зрительного диагноза).

4. Использование материала с учетом полисенсорности восприятия

Для изучения предметов использование объектов с учетом полисенсорности восприятия, с вовлечением в работу сохранных анализаторов: слухового, осязательного (крупные и мелкие предметы), обонятельного (запах).

При подборе оборудования учитывается его соответствие тематике урока, соответствие дидактическим требованиям с учетом зрительных диагнозов учащихся. Для индивидуальной и групповой работы на уроках подбираются коллекции металлов, полимерных материалов, волокон, образцы кристаллических решеток веществ; при проведении химического эксперимента обязательно используются контрастные фоновые экраны.

При формировании сенсорного опыта у детей важно обратить внимание на необходимость чувственного восприятия учащимися таких факторов как:

    • усиление тепла (кожное восприятие температуры воздуха – при проведении экзотермических реакций);

    • при рассматривании коллекций – сравнение представителей различных групп металлов, систематических групп живых организмов (визуальное и тактильное восприятие);

    • сравнение величины и формы волокон, полимеров, представителей живых организмов, относящихся к одной систематической категории (класса, семейства) (при проведении соответствующего лабораторного практикума);

    • обонятельное восприятие (использовать память учащихся о запахах образующихся при проведении ряда качественных реакций, например при получении аммиака или запаха различных растений).

Таким образом, полисенсорность восприятия помогает учащимся сформировать адекватное представление о химических формулах простых и сложных веществ, о пространственном строении молекул, о различных классах неорганических и органических соединений и их свойствах, животных, семействах растений.

  1. Эргономический подход

Внедрения специальных требований к эргономике позволяют значительно снизить временные затраты на ориентировочные движения у незрячих и слабовидящих учащихся, способствуют формированию коррекционных умений и предметной сенсомоторики.

Требования к оборудованию и реактивам, используемым для ос­нащения рабочих мест слабовидящих учащихся:

    • Все оборудование, реактивы, натуральные объекты, вещества для демонстрации при проведении практических работ и лабораторных опытов должны распо­лагаться на рабочем месте ученика в строго определенном, навсег­да установленном порядке.

    • Все реактивы следует содержать в склянках, дифференциро­ванных по форме, объему, цвету надписей формул химических ве­ществ.

    • Все оборудование должно быть устойчиво и надежно в упо­треблении.

    • Из выпускаемого промышленностью перечня химического и биологического оборудования целесообразно выявлять и применять в школах для слабовидящих оборудование, которое может быть приспособлено для обучения слабовидящих учащихся и может обеспечить им полу­чение наиболее полного объема учебной информации.

    • В целях соблюдения правил техники безопасности при работе с химическими веществами все склянки с реактивами должны быть стационарно закреплены. Для этой цели можно использовать специальный штатив. Штатив следует расположить в ле­вой части лабораторного ученического стола, в нем можно разме­стить ограниченное количество склянок с растворами используемых веществ.

Дифференциация склянок по виду обозначения, строгое соблю­дение требования об определенном постоянном размещении реак­тивов в наборе помогает слабовидящим учащимся легко и быстро найти необходимое вещества. Перечисленные требования помогают учащимся с нарушенным зрением в микро- и макроориентировке при использовании химической посуды, реактивов и оборудования, обусловливают соблюдение техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ по предмету.

  1. Применение технических средств обучения

Хорошие результаты дает применение на уроках диапозитивов и диафильмов, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры. Целесообразно использование аудио-, видеопрограмм, отражающих и демонстрирующих изучаемое явление, вещество, натуральный объект, природный процесс. Однако необходимо отметить, что использование слайдов, презентаций должно осуществляться с учетом вышеперечисленных требований.

Таким образом, разработка и эффективное использование средств обучения биологии и химии непосредственно зависят от соблюдения тифлопедагогических требований: дозированной нагрузки и масштабности пособий, рельефной и цветовой унификации изображений, цветоконтрастности их составных частей, стабильности подбора и расположения лабораторного оборудования, полисенсорной возможности констатации аналитических показателей биологических и химических процессов и др.

Результатом такой коррекционно-педагогической работы является лучшее и более полное формирование чувственного образа изучаемого объекта, выполняется компенсирующая роль при неполноценном зрении и уменьшается нагрузка на зрительный анализатор.

То есть необходимо преодолеть стереотипы зрительного восприятия, заложенные у человека в фило- и онтогенезе и перевести перцепцию на осязание (для слепых), на зрительно-осязательную основу (для частично- и слабовидящих), а иллюстративно-графический и символико-цифровой материал адаптировать по рельефу, цвету, контрастности и др.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!