Транзактный анализ Эрика Берна
ПСПз21
Сухова Ангелина
Васильевна
Историческая справка:
Транзактный анализ создан американским психиатром и психоаналитиком Эриком Берном .
В 1961 году Берн опубликовал первый учебник, где изложил основные положения Транзактного анализа.
В 1964 свет увидела знаменитая книга «Игры, в которые играют люди» , посвященная сценариям, по которым выстраиваются человеческие взаимоотношения.
Историческая справка:
Транзактный анализ создан американским психиатром и психоаналитиком Эриком Берном .
В 1961 году Берн опубликовал первый учебник, где изложил основные положения Транзактного анализа.
В 1964 свет увидела знаменитая книга «Игры, в которые играют люди» , посвященная сценариям, по которым выстраиваются человеческие взаимоотношения.
С чем работает транзактный анализ:
Проблемы в семейных и партнерских отношениях, проблемы в коммуникации с другими людьми
Проблемы в отношениях с самим собой, с самооценкой и уверенностью в себе
Выгорание, прокрастинация, проблемы с мотивацией; невозможность достичь профессионального успеха
Проблема выбора жизненного пути
Повторяющиеся сложные жизненные ситуации
Тревога, страхи, депрессивные состояния
Проблемы в отношениях или эффективности совместной деятельности в группах и организациях
Основные понятия Транзактного анализа:
Транзактный анализ — это теория личности, которая объясняет появление определенных чувств, мыслей и поведения в разных жизненных ситуациях.
Основа метода — концепция эго-состояний, которая помогает осознать особенности взаимоотношений между внутренним Ребенком, Родителем и Взрослым и последствия дисбаланса в этих взаимоотношениях.
Транзакция означает единицу взаимодействия, коммуникации между людьми. Считается, что люди обмениваются транзакциями из трех эго-состояний: Ребенка, Родителя или Взрослого.
Эго-состояния:
Выделяется три части эго-состояния Ребенка:
- Свободный Ребенок — творческий, играющий, спонтанный, эмоциональный. Это — «свободная» часть человека, реагирующая на все с любопытством и непосредственностью, способная радоваться, наслаждаться, испытывать иные настоящие чувства, соответствующие ситуации.
- Адаптивный Ребенок — эго-состояние, отвечающее за способность человека подстраиваться под требования других людей, «слушаться», соответствовать ожиданиям, угождать.
- Бунтующий Ребенок — эго-состояние, альтернативное Адаптивному Ребенку. Вместо послушания и соответствия ожиданиям и требованиям он выбирает бунт против контроля и правил.
Эго-состояния:
2. Родитель
Функциональная модель выделяет два типа Родителя:
- Контролирующий (Критикующий) Родитель критичен и строг. Он требует выполнения его указаний, послушания, следования жестким нормам и правилам. Находясь в эго-состоянии Контролирующего Родителя, мы указываем другим, как им нужно действовать, чувствовать или жить.
- Заботливый (Опекающий, Поддерживающий) Родитель оберегает, успокаивает, заботится. Находясь в эго-состоянии Заботливого Родителя, мы можем заботиться о других.
Эго-состояния:
3. Взрослый
Эго-состояние Взрослого отвечает за рациональное, логическое мышление, принятие решений и поведение, соответствующее реальной ситуации.
Это единственное эго-состояние, которое живет «здесь и сейчас»: Взрослый не отражает наш детский опыт, и поэтому служит хорошей опорой для принятия важных жизненных решений.
Трансактный анализ включает в себя:
Структурный анализ - анализ структуры личности.
Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.
Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу - выигрышу.
Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.
Сценарий жизни — одна из важнейших концепций Транзактного анализа.
В 1961 году Эрик Берн определил сценарий как бессознательный план жизни, который возникает под влиянием определенных событий детства.
Треугольник Карпмана:
Спасатель
Бедный!
Давай помогу!
Успокаивает, облегчает страдания. Жертва зависит от него.
Преследователь
Это ты виноват!
Критикует, винит, управляет, превосходит.
Жертва
Бедный я!
Бессильный, безнадежный, застрявший в проблемах.
Техники Транзактного анализа:
Основной задачей метода является осознание того раннего решения, которое приводит к трудной жизненной ситуации в жизни клиента, и его изменение.
В буквальном смысле это означает создание нового Внутреннего Родителя взамен отсутствующего или неоптимального родительского образа.
Цели коррекции:
Главная цель - помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний" и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни.
Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости.
Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.
Спасибо за внимание