Исследовательская работа:
Транспортная система Тамбовской области: проблемы и направления реформирования.
Исполнитель: ученица 9 «Б»класса
Кокина Ксения Андреевна
Руководитель: учитель истории и обществознания
Кондрашина Наталья Борисовна
г. Моршанск
2016 г.
Актуальность:
- Транспорт является связующим звеном между предприятием, производителем и потребителем. Кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда.
Цель исследования:
- Изучить на основе современных источников научной и учебной литературы, статистики особенностей размещения и развития транспортного комплекса Тамбовской области и обосновать возможные направления его будущего развития.
Задачи исследования:
- проанализировать опыт, изложенный в экономической литературе;
- выделить основные проблемы и перспективы транспортной системы;
- изучить различные формы и методы решения проблем по развитию транспортного комплекса Тамбовской области;
- раскрыть всю необходимость решения этих проблем.
Объект исследования: транспортная
система Тамбовской области.
Предмет исследования :
- транспортная составляющая и ее виды в экономике региона;
- процессы управления размещением и развитием транспорта, как отрасли экономики;
- основные направления в решении проблем транспорта в Тамбовской области.
Гипотеза:
- При наличии необходимых стартовых условий для формирования современной системы транспортных коммуникаций возможно решить проблемы реформирования в Тамбовской области.
Библиографический список.
1. Российская автотранспортная энциклопедия.
2.Транспорт и связь в Тамбовской области: стат. сб. / Росстат. Территориальный орган Федер. службы гос. статистики по Тамбовской области. Тамбов, 2010. 120 с.
3. Тархов С.А. Транспорт и связь / С.А. Тархов. – М.: Просвещение, 2004.
4. Транспорт в Тамбовском крае: Тамбовская энциклопедия / науч. ред. Л.Г. Протасов. – Тамбов : Юлис, 2004. – с. 610 – 613.
5. Толмачева, И. Судоходство на Цне / И. Толмачева // Заветы Ленина. – Мучкап, 1970, 1 декабря.
6.Громов Н. Н., Панченко Т. А., Чудовский А. Д. Единая транспортная система: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1987.
7. URL: www.Tambov.net.
Краткий анализ работы транспортной системы.
Большую роль в экономике играет инфраструктурный комплекс, важной частью которого является коммуникационная система. Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых – перемещение в пространстве информации, энергии и людей.
обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны;
своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках;
Основные задачи транспорта
повышение экономической эффективности.
Транспортная сеть Тамбовской области.
Общая протяженность транспортных путей области составляет 7194,4 км, в том числе:
-железные дороги- 736,7 км;
-автомобильные дороги-6.259,7 км;
-судоходные части рек (Цна- Ворона)- 198 км;
-газопроводы- 7000 км.
Общая схема транспортных путей Тамбовской области.
По густоте автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием область занимает 25 место в России (162 км на 1000 кв. км), по густоте железнодорожных путей – 19 место (215 км на 10 тыс. кв. км). Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории области, составляет 19468,7 км (в т.ч. с твердым покрытием 9783,47 км).
Характеристика различных видов транспорта.
Транспорт- одна из важнейших отраслей экономики Тамбовской области, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме региона.
Автомобильный
Железнодорожный
Воздушный
Транспортный комплекс Тамбовской области.
Внутренний водный
Трубопроводный
Роль ж/д транспорта в экономике Тамбовской области.
Протяженность сети железных дорог, проходящих по Тамбовской области составляет 736,7 км. Густота железнодорожных путей на 10 тыс. кв. км по Тамбовской области составляет 215 км (по Российской Федерации – 50 км, по ЦФО – 261 км), регион занимает 19 место в Российской Федерации по этому показателю. Основные железнодорожные пути в области в дальнем сообщении обслуживает Юго-Восточная железная дорога – филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
По территории области проходят железнодорожные магистрали республиканского значения:
- на Мичуринском направлении Юго-Восточной ж/д:
Москва
Саратов
Алма-Ата
- на Моршанском направлении Куйбышевской ж/д:
Москва
Ташкент
Роль автомобильного транспорта в экономике
Тамбовской области.
Общая протяженность автомобильных дорог области составляет 17323,5 км, в том числе: федерального значения – 612 км, областного – 2000,3 км, местного – 14711,2 км. Все административные районы области, все центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий и 1144 населенных пункта из 1552 имеющихся на территории области соединены с дорогами с твердым покрытием.
Пенза
Кирсанов
Липецк
Рассказово
Тамбов- главный узел автодорог.
Мордово
Воронеж
Роль воздушного транспорта в экономике Тамбовской области.
В настоящее время в Тамбовской области функционирует аэропорт «Тамбов». Класс аэропорта – 3. Класс аэродрома – В. Площадь земельного участка, предназначенная под аэродром Тамбов – 201,14968 га. Аэродром является федеральной собственностью. Аэропорт Тамбов принимает следующие воздушные суда максимальным взлетном весом до 64 тонн: Ту-134, Ан-24, Ан-12, Як-40, ATR-42, Ан-28, EMB-120, воздушные суда 4 класса и вертолеты всех типов.
Внутренний водный транспорт в экономике Тамбовской области.
В настоящее время промышленное судоходство отсутствует, для его возобновления по р. Цне предполагается поднять уровень воды, восстановив Чернитовскую плотину.
Динамика перевозки грузов и пассажиров по воде.
Год
1960
Перевезено грузов, тыс. т
Перевезено пассажиров, тыс. человек
27,3
1970
Нет информации
80,1
1987
90
50
1990
86
55,5
1991
1992
29,4
59,78 (88)
88
7,5
1993
39,7
0
1994
22,4
1995
0
13,7
0
1996
11,4
0
-
Роль трубопроводного транспорта в экономике Тамбовской области.
Через область с востока на запад протянулся участок нефтепровода «Дружба», идущего в страны Восточной Европы. По территории области проходят четыре газопровода: ---Саратов-Москва,
- Средняя Азия-Центр,
- Уренгой- Елец
- Уренгой-Помары-Ужгород.
Проблемы и перспективы развития транспортной системы Тамбовской области.
Государственная программа РФ «Развитие транспортной системы от 15 апреля 2014г.»
Проблемы и перспективы ж/д транспорта Тамбовской области.
Износ и техническая отсталость подвижного состава инфраструктуры
Медленный рост экономической эффективности
Недостаток скорости
Дороговизна перевозок пассажиров
Недостаток комфорта
На 2015-2030 годы запланировано строительство путепроводов, в местах пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог областного и федерального значения:
Богоявленск
Саратов
Москва
Хоботово
Селезни
Саратов
Москва
Тамбов
Проблема и перспективы автомобильного транспорта в Тамбовской области.
Высокая себестоимость перевозок
Необходимость постоянного ремонта и поддерживания автодорог
Зависимость от природных условий и рельефа
Слабо развита производственная база автотранспортных предприятий
Недостаточное государственное регулирование
Недостаточный уровень качества предоставляемых авиауслуг
Значительный износ основных фондов
Проблема и перспективы воздушного транспорта в Тамбовской области.
Необходимость повышения уровня безопасности полетов
Тенденции технического и технологического отставания отрасли.
Постановлением администрации области от 20.06.2014 №640 утверждена государственная программа
«Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области» на 2014-2020 годы.
Заключение
Состояние транспортного комплекса- отражение общеэкономической ситуации в хозяйстве страны.
Транспортный фактор- один из важнейших при размещении производства в регионе.
Отсутствие инвестиций и разработок влекут отставание технического оснащения транспорта от западных аналогов.
Наследство от СССР отслужило свой срок и требует замены.
Необходимы государственные меры:
-щадящие налоги к российским перевозчикам;
-поддержка хорошего состояния дорог;
-техническое оснащение;
-привлечение инвесторов.
Спасибо
за
внимание!