Трансформация образовательного процесса на уроках биологии как фактор повышения познавательной активности учащихся с особыми образовательными потребностями
Добрый день! Приветствую участников X Региональной конференции.
Хочу поделиться опытом проведения уроков биологии в разнотрансформируемом пространстве.
Биология, как учебный предмет, имеет большое разнообразие подходов к природным данным ребёнка.
Трансформация образовательного процесса на уроках помогает поддержать интерес учащихся к учёбе, способствует развитию познавательной активности, расширяет кругозор, формирует бережное отношение к природе, расширяет словарный запас, а также обогащает эмоциональный фон образовательного процесса.
Учащимся 5 класса при изучении растительного и животного мира очень нравится, когда во время уроков мы посещаем филиал библиотеки №6 имени Героя Советского Союза А.П. Ерофеевского. Библиотекари показывают нам большое количество книг и энциклопедий, ребята могут посмотреть на животных в 3D очках, проводятся разные игры, конкурсы, связанные и растительным и животным миром Тюменской области. Ребята с удовольствием участвуют в таких уроках.
Уроки биологии в 6-7 классах весной и осенью часто проводим в форме экскурсий, входе которых, ребята знакомятся с разнообразием растительного мира, строением растений, видами корней и корневых систем, строением листьев, разнообразием стеблей. Экскурсии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процессе обучения. Кроме этого, на экскурсиях ребята учатся беречь природу.
Ученики 8 класса изучают животный мир. Урок на тему «Образ жизни хищных зверей» проводим в Губернском музее в зале с экспозициями животных. Ребята представляют себя в роли экскурсоводов и по плану готовят описание хищного животного, а потом рассказывают о нём одноклассникам. Учащиеся всегда в восторге от таких уроков. Когда урок приносит много положительных эмоций, то он на долго откладывается в памяти, соответственно, материал усваивается лучше.
Но подробнее я хочу остановиться на занятиях, любимых мной и детьми, в конно-спортивном клубе «Конёк-Горбунок».
При изучении раздела «Уход за домашними животными» мы посещаем конно-спортивный клуб. При первом посещении ребята были напряжены, опасались лошадей и других животных. Взяв с собой угощения – свежие овощи, учащиеся с удовольствием угощали обитателей конюшни. Ребята стали вести себя смелее, активно принимать участие в мастер-классах по уходу и чистке лошадей. Некоторые даже научились седлать лошадь! Это незаменимый опыт, который, возможно пригодится им в жизни. Огромная польза таких уроков в том, что они находят огромный эмоциональный отклик у всех.
Уроки, проводимые в «Коньке-Горбунке», направлены на социальную адаптацию и реабилитацию учащихся с особыми образовательными потребностями, через общение с животными, а также расширение знаний о конном деле и пользе верховой езды. Учащиеся, посещая интерактивные познавательные экскурсии, знакомятся и с другими обитателями (курами, гусями, кроликами, козами и баранами), получают знания о технике безопасности при взаимодействии с животными, особенностях питания домашних животных.
Таким образом, трансформация образовательного процесса способствует повышению уровня жизненной активности и самооценки у учащихся, расширению сферы их общения, укреплению физического и психического здоровья, а также повышению познавательной активности.
ДЕТСТВО– это не ступенька взрослости, а особое состояние ДУШИ, УМА, необычное МИРОВОСПРИЯТИЕ, время НЕПОВТОРИМЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, упустив которые можно остаться обделенным в чем-то на всю жизнь.
Наша цель не допустить этого, поддерживая познавательный интерес, формируя деликатное отношение к природным законам, вырастить личность, осознающую свою экологическую ответственность.
Спасибо за внимание!