СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Трагизм поэзии С. Есенина в поэме "Чёрный человек"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации дан анализ поэмы С.Есенина "Чёрный человек". 

Просмотр содержимого документа
«"Трагизм поэзии С. Есенина в поэме "Чёрный человек"»

Трагизм поэзии  С. Есенина в поэме «Чёрный человек» УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

Трагизм поэзии С. Есенина в поэме «Чёрный человек»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

Крестьянский поэт, желтоволосый с голубыми глазами, воспевающий красоту рязанских полей — такого Есенина все мы знаем. Однако рязанский сельский паренек писал не только про белую березу и страну березового ситца. Есенин — это еще и про надрыв, отчаяние, хаос, маяту, боль, вечное опьянение, распад личности. Поэма «Черный человек» — попытка глубокого мрачного самоанализа, подводящая итог жизни поэта, воплощающая в себе всю накопившуюся боль.

Крестьянский поэт, желтоволосый с голубыми глазами, воспевающий красоту рязанских полей — такого Есенина все мы знаем.

Однако рязанский сельский паренек писал не только про белую березу и страну березового ситца. Есенин — это еще и про надрыв, отчаяние, хаос, маяту, боль, вечное опьянение, распад личности. Поэма «Черный человек» — попытка глубокого мрачного самоанализа, подводящая итог жизни поэта, воплощающая в себе всю накопившуюся боль.

АНАЛИЗ ПОЭМЫ

АНАЛИЗ ПОЭМЫ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ 1926 год, журнал «Новый мир», первая публикация «Черного человека». А теперь развернемся в 1923 год. В это время 28-летний поэт бывает в Америке и встречается с Айседорой Дункан, с которой в этом же году расстается, и, что нам сейчас особенно важно, именно в 1923 создает первоначальный вариант «Черного человека» — еще более трагический, монументальный и страшный.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

1926 год, журнал «Новый мир», первая публикация «Черного человека». А теперь развернемся в 1923 год. В это время 28-летний поэт бывает в Америке и встречается с Айседорой Дункан, с которой в этом же году расстается, и, что нам сейчас особенно важно, именно в 1923 создает первоначальный вариант «Черного человека» — еще более трагический, монументальный и страшный.

Софья, следующая после Айседоры женщина Есенина, отмечает, что слушать поэму было невозможно — разрывалось сердце. Вариант 25-го года сокращен и менее драматичен — по словам современников.

Софья, следующая после Айседоры женщина Есенина, отмечает, что слушать поэму было невозможно — разрывалось сердце. Вариант 25-го года сокращен и менее драматичен — по словам современников.

ТЕМА Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает свое ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре. Что же видит это человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви – кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней. Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.

ТЕМА

Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает свое ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре. Что же видит это человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви – кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней. Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.

“ Черный человек” трактуется как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нем ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом, стих является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.

“ Черный человек” трактуется как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нем ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом, стих является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.

КОМПОЗИЦИЯ Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал театральную композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким черным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка. В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой прием, как вступление – в нем Есенин обращается к другу.

КОМПОЗИЦИЯ

Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал театральную композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким черным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка.

В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой прием, как вступление – в нем Есенин обращается к другу.

ЖАНР Несмотря на композиционные особенности, произведение легко определить как лироэпическую поэму. С одной стороны, в нем описывается эмоциональное состояние героя, с другой – поэма посвящена истории его жизни, в ней есть сюжет, который можно отследить. Есенин использует в нем тоническую систему стихосложения – дольник, так как именно с его помощью он может передать свое настроение и показать, как он устал от этой жизни и как тяжело ему видеть себя в зеркале.

ЖАНР

Несмотря на композиционные особенности, произведение легко определить как лироэпическую поэму. С одной стороны, в нем описывается эмоциональное состояние героя, с другой – поэма посвящена истории его жизни, в ней есть сюжет, который можно отследить.

Есенин использует в нем тоническую систему стихосложения – дольник, так как именно с его помощью он может передать свое настроение и показать, как он устал от этой жизни и как тяжело ему видеть себя в зеркале.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ Мне день и ночь покоя не дает  Мой черный человек. За мною всюду  Как тень он гонится. Вот и теперь  Мне кажется, он с нами сам – третий  Сидит. (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам – третий Сидит. (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Мифологический черный человек — это целый архетипический образ, имеющие свои особенные черты. Например, он всегда двойственен. С одной стороны, он несет в себе зло и деструктив, но с другой стороны, именно он подталкивает человека к глубокому самоанализу и проверке на прочность.

Мифологический черный человек — это целый архетипический образ, имеющие свои особенные черты. Например, он всегда двойственен. С одной стороны, он несет в себе зло и деструктив, но с другой стороны, именно он подталкивает человека к глубокому самоанализу и проверке на прочность.

Одно из первых упоминаний черного человека в смысле некой человеческой тени в русской литературе встречается у Пушкина в произведении «Моцарт и Сальери». Черный человек незваным гостем является к Моцарту и заказывает “Реквием”. На протяжении всего времени Моцарта не покидает мысль, что он пишет свою предсмертную мессу. У Пушкина черный человек — это не Франц фон Вальсек, одетый в черное — это предзнаменование судьбы, пророчество, предупреждение.

Одно из первых упоминаний черного человека в смысле некой человеческой тени в русской литературе встречается у Пушкина в произведении «Моцарт и Сальери». Черный человек незваным гостем является к Моцарту и заказывает “Реквием”. На протяжении всего времени Моцарта не покидает мысль, что он пишет свою предсмертную мессу. У Пушкина черный человек — это не Франц фон Вальсек, одетый в черное — это предзнаменование судьбы, пророчество, предупреждение.

Черный человек в литературе — символ личностной трагедии, внутреннего кризиса, угнетающей обстановки в мире. «Черный человек», вынесенный Есениным в название, лишь подчеркивает всю глубину переживаний поэта.

Черный человек в литературе — символ личностной трагедии, внутреннего кризиса, угнетающей обстановки в мире. «Черный человек», вынесенный Есениным в название, лишь подчеркивает всю глубину переживаний поэта.

Средства выразительности   Повторы.   Они в тексте даны для усиления заданной атмосферы. Поэма сразу начинается с повтора «друг мой, друг мой» – подчеркивает грусть обращающегося. «Чёрный человек, чёрный». Анафора на слово «чёрный» создаёт нагнетающее и устрашающее настроение. Затем в тексте мы снова встречаем трёхкратный повтор «чёрный человек». Нагнетает тоску и страх, это уж точно. Суммарно в тексте 14 раз звучит «чёрный».

Средства выразительности

Повторы.  

Они в тексте даны для усиления заданной атмосферы. Поэма сразу начинается с повтора «друг мой, друг мой» – подчеркивает грусть обращающегося. «Чёрный человек, чёрный». Анафора на слово «чёрный» создаёт нагнетающее и устрашающее настроение. Затем в тексте мы снова встречаем трёхкратный повтор «чёрный человек». Нагнетает тоску и страх, это уж точно. Суммарно в тексте 14 раз звучит «чёрный».

Сравнения .  «Как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь». Более элегантно расписываться в собственном алкоголизме мало кто мог. «Гнусавит надо мной, как над усопшим монах» — с одной стороны, просто художественное сравнение, с другой – пасхалка, что герой уже мертв.

Сравнения .

«Как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь». Более элегантно расписываться в собственном алкоголизме мало кто мог. «Гнусавит надо мной, как над усопшим монах» — с одной стороны, просто художественное сравнение, с другой – пасхалка, что герой уже мертв.

Метафоричные олицетворения . Каждый нерв в поэте напряжен, органы не чувствуют его, работают как-то сами по себе – «голова моя машет ушами, как крыльями птица». Пейзаж создается тоже сложными метафорами: «И деревья, как всадники, съехались в нашем саду». «Метели заводят веселые прялки» — очень милая с первого взгляда строчка, если бы перед ней не было метафоры «снег до дьявола чист». Вот ещё примеры олицетворений, их в тексте много – «месяц умер, синеет рассвет».

Метафоричные олицетворения .

Каждый нерв в поэте напряжен, органы не чувствуют его, работают как-то сами по себе – «голова моя машет ушами, как крыльями птица». Пейзаж создается тоже сложными метафорами: «И деревья, как всадники, съехались в нашем саду». «Метели заводят веселые прялки» — очень милая с первого взгляда строчка, если бы перед ней не было метафоры «снег до дьявола чист». Вот ещё примеры олицетворений, их в тексте много – «месяц умер, синеет рассвет».

Эпитеты .  Их так много, что можно играть в игру «кто больше найдёт». Они тоже для атмосферы нагнетания. Даже если эти слова в привычной жизни имеют положительную коннотацию, в этом стихотворении являются вспомогательными инструментами для создания устрашающей действительности. Мерзкая книга, веселые прялки, неловкие души, зловещая птица и т.д.

Эпитеты .

Их так много, что можно играть в игру «кто больше найдёт». Они тоже для атмосферы нагнетания. Даже если эти слова в привычной жизни имеют положительную коннотацию, в этом стихотворении являются вспомогательными инструментами для создания устрашающей действительности. Мерзкая книга, веселые прялки, неловкие души, зловещая птица и т.д.

Парцелляция и инверсия.   Эти приёмы удачно передают ритм диалога – быстрый, скачкообразный, пугающий, например: «Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты».

Парцелляция и инверсия.

  Эти приёмы удачно передают ритм диалога – быстрый, скачкообразный, пугающий, например: «Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты».

Градация .  В диалоге можно проследить такую градацию: гнусавит, бормочет, говорит, хрипит. В такой последовательности это делает чёрный человек по мере развития сюжета. Каждая новая его реплика содержит нарастающую по смыслу ремарку.

Градация .

В диалоге можно проследить такую градацию: гнусавит, бормочет, говорит, хрипит. В такой последовательности это делает чёрный человек по мере развития сюжета. Каждая новая его реплика содержит нарастающую по смыслу ремарку.

Тест   1. В каком году написана поэма «Черный человек»?   А) 1921 г.   Б) 1923 г.   В) 1925 г.   Г) 1926 г.

Тест

1. В каком году написана поэма «Черный человек»?

  А) 1921 г.

  Б) 1923 г.

  В) 1925 г.

  Г) 1926 г.

2. В каком году она напечатана? А) 1921 г. Б) 1923 г.   В) 1925 г.   Г) 1926 г.

2. В каком году она напечатана?

А) 1921 г.

Б) 1923 г.

  В) 1925 г.

  Г) 1926 г.

3. Как называлось издание, в котором его впервые напечатали?   А) «Современник»   Б) «Молва»   В) «Новый мир»   Г) «Петербургский вестник»

3. Как называлось издание, в котором его впервые напечатали?

  А) «Современник»

  Б) «Молва»

  В) «Новый мир»

  Г) «Петербургский вестник»

4. Назовите основную тему произведения:   А) одиночество творческого человека Б) разочарование в себе, в любви, в творчестве   В) разобщенность людей   Г) желание высказаться

4. Назовите основную тему произведения:

  А) одиночество творческого человека

Б) разочарование в себе, в любви, в творчестве

  В) разобщенность людей

  Г) желание высказаться

5. Из скольких частей композиционно состоит произведение?   А) Из одной   Б) Из двух   В) Из трех   Г) Из четырех

5. Из скольких частей композиционно состоит произведение?

  А) Из одной

  Б) Из двух

  В) Из трех

  Г) Из четырех

6. Каким размером написано стихотворение?   А) Четырехстопным и шестистопным ямбом   Б) Шестистопным ямбом   В) Амфибрахием   Г) Дольником

6. Каким размером написано стихотворение?

  А) Четырехстопным и шестистопным ямбом

  Б) Шестистопным ямбом

  В) Амфибрахием

  Г) Дольником

7. Назовите жанр произведения:   А) лирическое стихотворение   Б) дума   В) рассказ в стихах   Г) лироэпическая поэма

7. Назовите жанр произведения:

  А) лирическое стихотворение

  Б) дума

  В) рассказ в стихах

  Г) лироэпическая поэма

КЛЮЧ: 1 – В 2 – Г 3 – В 4 – Б 5 – Г 6 – Г 7 - Г

КЛЮЧ:

1 – В

2 – Г

3 – В

4 – Б

5 – Г

6 – Г

7 - Г

БАБУРИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА МБОУ «МОШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» 2021 Г.

БАБУРИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

МБОУ «МОШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

2021 Г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!