СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

О тадициях воспитания в семье

Просмотр содержимого документа
«Традиции воспитания»

Тема урока: Традиции воспитания. Мать-хранительница очага.

Форма урока. Творческая мастерская

Цель: создание условий для осознания обучающимися душевного, эмоционального состояния женщины-матери.

Задачи.

  • Формировать представление учащихся о роли матери в жизни каждого человека, о материнской любви; воспитать уважительное отношение к Матери, патриотических чувств.

  • Формировать умения собирать материал для самостоятельной творческой работы.

  • Повышение интереса к процессу обучения через свободное самовыражение.

  • Развитие креативности.

  • Повышение навыков аргументированного разговора и письма.

  • Развитие социальной компетентности.

  • Воспитание чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся.

  • Обогащение словарного запаса.

  • Развитие навыка анализа текста: учимся понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания.

Оборудование: презентации, цветные карандаши, фломастеры,

Эпиграфы:

«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы все в долгу, - это мать»

А.М. Горький.


Солнце не лучится в непогоду,

Вечно в доме не сберечь тепло.

Только сердце матери сквозь годы

Светит одинаково светло…

Роман Ругин

Ход проведения

  1. Орг. момент Слайд 1 (заставка)

Сегодня у нас не просто урок. Сегодня у нас творческая мастерская. Мастерская это место, где происходит рождение чего-то нового. В мастерской работают настоящие мастера.

В мастерской художника рождаются (что?) – картины.

В мастерской гончара – различные изделия.

А в нашей мастерской мы попробуем творить СЕБЯ.

Каждому мастеру нужен материал для работы.

Художнику нужны кисти и краски, гончару – глина и вода,

А нам нужны чувства, ощущения, эмоции, рассуждения, образы…

Итак, перенесемся в нашу мастерскую. В ней тепло и уютно, светло и свежо.

  1. Введение в тему

Слайд 2 (ночь)

-Давайте послушаем тишину…

-Что можно услышать в тишине, если хорошенько прислушаться?...

-Вы слышали, как бьется ваше сердце? …

-Это услышать просто или сложно? Почему?..

-Что говорит вам ваше сердце? …

-А как вы думаете, кто «включил» вам ваше сердечко?

Конечно, МАМА!

Какая тема нашего урока?

Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?

      -  Какое оно «сердце матери»?

     -   Кто  для тебя «мама»?

Я приглашаю вас заглянуть в одну удивительную тайну.

  1. Этап целеполагания

Презентация «Разговор с богом. Притча о маме»

- Какое настроение, чувства и состояние души вызывает у вас эта притча?

-Так кто же дал возможность вашему сердечку вести вас по этой жизни?

Конечно, МАМА!

Учитель рисует точку.

-Это мама! А пока дитя ещё не появилось на свет, оно где? ( в той же точке , то есть внутри мамы)

- Мать и дитя – единый организм, одно целое. Но вот ребёнок появился на свет. Где он? ( Рядом с мамой, на руках ( Обвожу круг побольше)

- А потом, что произойдёт? ( ответы детей) Верно, ребёнок подрастёт, поползёт, пойдёт в детский сад, в школу. Смотрите ,появляются всё новые и новые круги, которые отдаляют ребёнка от матери. А где остаётся мама?

-Мама остаётся в центре, она притягивает своих детей ____ ЧЕМ? ЛЮБОВЬЮ

Давайте проверим, правильно ли определили чувство. Это самое главное чувство обладает поистине волшебной силой, оно способно на чудеса. И сейчас вы в этом убедитесь.( НО сначала приготовим наши руки для чуда- физминутка « Едут гости») Посмотрите на это белое сердечко и направьте на него силу своих добрых мыслей, силу своего сердца, и вы увидите, что произойдёт.

- Проверим! На столе возьмите белые сердечки, раскрасьте их! ( Появляется слово ЛЮБОВЬ написанное воском)

- Нет на земле сильнее чувства, чем любовь матери к своему ребёнку, любовь детей к родителям.

- Как мы назовем такое сердце? (Любящее.)

Учитель: Где «живет» любовь матери? ( В сердце). (ПРИКРЕПЛЯЮ СЕРДЦЕ и РЯДОМ СЛОВО ЛЮБОВЬ)

  1. Работа с ключевым словом (актуализируем, что знаем)

Мама.… Какое маленькое слово, но, сколько в нем необъятного.

Произнесите это слово:

с улыбкой,

задумчиво,

шепните,

скажите его звонко,

протяните его нежно.

 Ребята, а вы помните, когда в нашей стране отмечается «День матери»?

День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября. Этот праздник призван поддерживать традиции бережного отношения главному человеку в семье – женщине-матери

В европейских странах, тоже отмечают этот праздник, приходится он на второе воскресенье мая. Весна – это начало жизни, а мама дарит жизнь.

- Из этого можно сделать вывод, что, «Мама – творец человека»

Будьте внимательны к ней, и если порой она бывает с вами строга, поймите ее верно: это потому, что она желает вам добра. Умейте ценить любовь матери. Будьте бережливы к этой любви, не оскорбляйте ее случайно грубостью, резким словом, непослушанием.

  1. Работа в группе

Чтобы больше узнать о маме, я предлагаю вам поработать в группах.

Помните правила работы в группе.
• Уважай мнение других.
• Учись высказывать свое мнение четко и правильно.
• По окончании работы подай знак.
У каждой группы есть лист и маркер. Каждой группе  нужно выполнить следующее задание.

1 группа

Работа по словарям

Найдите в словарях, что обозначает слово «мама»

С.И. Ожегов

«Мать - женщина по отношению к своим детям».
В. Даль:

«Мать - та, которая даёт жизнь (женщина)».



Что такое "мама" в словаре Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка

МА́МА, мамы, ·жен.

1. Мать (·разг.; употр. обычно при обращении детей к матери). «Я тотчас узнал эту гостью, как только она вошла - это была мама.» Достоевский. Мама, пойдем гулять!

2. То же, что в 1 ·знач. (·устар. ). «Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная.» Фонвизин.


Подберите синонимы к слову «мама»

На столах выписка из словаря синонимов

Синонимы к "мама" в словаре « Словарь русских синонимов»

родимая, маманюшка, мамусечка, мамуся, мамашенька, мамулечка, мамусенька, мамонька, маменька, матерь, мамушка, мамашечка, родимая матушка, матушка, маманя, маман, маманька, маточка, мамаша, родительница, мамка, матуха, мамуля, матуничка, мамунька, матунька, мачка, матика, мамуша, мамулька, матусенька, матуся, матунюшка, матуля, матуненька, мамысь, мамуня, мать, матухна, матка, мамочка, матуша, мамыса, матушь, матуня, матя, матуличка, матынька, матонька, матенка


Выпишите близкие для вас, как вы называете свою маму.

2 группа: собираете из частей пословицы о матери

При солнышке светло, при матери добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Материнская ласка конца не знает.

Мать кормит детей как земля людей.

У ребенка болит пальчик, а у матери сердце

Сердце матери лучше солнца греет.

3 группа: - В народе живёт много хороших слов о матери, какие слова-ассоциации приходят вам в голову, когда слышите слово «МАМА»?

СОЧУВСТВИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОСТРАДАНИЕ, БЕСКОРЫСТИЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ)

- Слова- добродетели, которые могут характеризовать мать? Как вы понимаете смысл этих слов?

Словарная работа

СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ – переживать что-нибудь совместно с другим, сочувствие другому.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – проявление дружеского расположения, участия.

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ – пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.


Выступление каждой группы.


  1. Работа в группах по картинам и иконам

Задание 2

Образ матери в живописи (работает над картиной художника )

Доброта, забота и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах. И на иконах.

Слово “икона”– греческое; по–русски оно обозначает “образ” (иконы – образа). Это картины особенного содержания, написанные на доске. Одна из них – “Богоматерь Владимирская” – создана в первой половине ХП века. По преданию, первые иконы Богоматери были написаны еще при ее жизни, и написал их ученик Иисуса Христа апостол Лука.

Икона “Богоматерь Владимирская” считается покровительницей, защитницей Русской земли. Она издревле особо почитаема на Руси, находится в Государственной Третьяковской галерее.

Ребята, давайте внимательно посмотрим на лик Богоматери. Вглядитесь в нее, лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Посмотрите, как склонил голову младенец Иисус, нежно прижимаясь к ее щеке. Лики матери и младенца на иконе прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств.

Звучит грамзапись Ф. Шуберта “Аве Мария”. На доске репродукция картины Рафаэля “Сикстинская Мадонна”.

Учитель. Ребята, внимательно вглядитесь в картину Рафаэля “Сикстинская Мадонна”. Что на ней изображено? Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего ребёнка - маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В её широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед ней преклонённая Варвара и восторженный Сикст, ангелы.

Глаза матери печальны. Она крепко обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Под ногами Матери облака. Она видит грозу. И в глазах ребёнка – предчувствие беды. Ветер растрепал его волосы. Малыш прижался к маме. С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлён взгляд Марии. Она словно спрашивает: “Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?”

Мария – идеал материнства. Художник прославляет величие женщины, которая способна во имя высшего долга пойти на жертву. И на всех полотнах Рафаэля прекрасные Мадонны. Он воспевает женственность, красоту, нежность, самоотверженность, бескорыстие матери.

Послушайте стихотворение. Читает Голоднова Анастасия.

А. Плещеева Мамина молитва

Кротко озаряла комнату лампада;
Мать над колыбелью, наклонясь, стояла.
А в саду сердито выла буря злая,
Над окном деревья темные качая.

Дождь шумел, раскаты слышалися грома;
И гремел, казалось, он над крышей дома.
На малютку сына нежно мать глядела,
Колыбель качая, тихо песню пела:

«Ах, уймись ты, буря; не шумите, ели!
Мой малютка дремлет тихо в колыбели!
Ты, гроза Господня, не буди ребенка!
Пронеситесь, тучи черные сторонкой».

Спи, дитя, спокойно... Вот гроза стихает,
Матери молитва сон твой охраняет.
Завтра, как проснешься и откроешь глазки,
Снова встретишь солнце, и любовь, и ласку.


Работа по группам .

Я предлагаю вам поработать с картинами художников о мамах в группах.

Работа в группах с картинами. Рассматривают картину, анализируют ее, готовят ответы на вопросы.

Вопросы:

1. Как называется картина, кто ее автор?

2. Кто изображен на картине?

3. Что можете сказать о маме? Какой она показана на картине?


Проверка работы в группах


Физминутка.

Дружно маме помогаем -

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.


  1. Работа с текстом. Анализ произведения Ю.Яковлева «Мама».

Чтение учителем текста Ю.Яковлева «Мама». Дети работают с карандашом в руке.

Чтение 1 части.

Мама.
Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

1 остановка.

- Что вы услышали?

- Какой он мамин голос?

- От чьего имени написан рассказ?

- О чем вы прочитали? (о том, как автор вспоминает свою маму, ее образ: мамин голос, мамины руки, глаза)

- А с каким чувством он вспоминает? (с чувством нежности, с лаской, любовью, с волнением).

- В каких словах вы нашли эти чувства? (автор говорит о мамином голосе и что его можно услышать, мамин голос живет в каждом человеке, он «такой знакомый и родной». Для каждого человека голос живет в каждом человеке: его не спутаешь ни с одним другим).

- Как озаглавим часть? («Дорогой образ матери», «родные мамины черты», «Мамин голос».)

Чтение 2 части.

Мама.
Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить...

Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя видеть и открывать мир.

От мамы ты узнал название птиц - воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть тоже своё имя - ромашка, василёк, иван-да-марья.

2 остановка.

- Какова главная мысль этой части? (говорится о том, что мама - это человек, который больше, чем другой, понимает детей и заботится о них).

Мама «умеет любить и жалеть, прощать и помогать» детям в трудную минуту.


- Как бы вы озаглавили эту часть? («Мама всегда рядом», «Мама научит и поможет», «Мама открывает мир», «Мама вводит в жизнь», «С мамой по жизни»).

Чтение 3 части.

Мама принесла домой сухую веточку и поставила её в воду. И вскоре веточка - сухая, безжизненная веточка - зазеленела. А потом на ней появились светло - лиловые цветы. Вся веточка покрылась цветами.

Что это? - удивлённо спросил ты.
И мама ответила: - Багульник.

3 остановка.

- Какие чудеса открыла мама? (она показала, как цветет багульник).

- А что такое «багульник»? (это растение с сиренево-розовыми цветочками и с сильным запахом. Его веточки часто продают, если веточку поставить в воду, она зацветает и приятно пахнет).

- А кто видел багульник в природе? (мама решила показать это редкое чудо своему сыну).

- Как озаглавим эту часть? («Мамина веточка», «Чудесное растение», «Чудо-веточка», «Багульник»)

- Какое заглавие лучше подходит? («Мамина веточка» - главное, что это мама подарила.)

Чтение 4 части.

На улице шёл снег. Мама протянула руку и поймала снежинку. На шерстяной варежке снежинка не таяла. Ты посмотрел и снова увидел чудо. Ты думал, что снежинка - это крохотный пушистый комочек, а она оказалась красивой, ровной звёздочкой. Ты наклонился, чтобы лучше рассмотреть белую звёздочку, дохнул на неё - и звёздочка исчезла. На варежке осталась капелька воды. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.

4 остановка.

- О каком новом чуде рассказал автор? (О снежинке. О том, как мама помогла увидеть первую снежинку, научила внимательно наблюдать окружающий мир, настоящую красоту, мама научила увидеть в обычной снежинке красивую звездочку, то, что снег в тепле превращается в воду).

- Как озаглавим эту часть? («Чудо-звездочка», «Белая звездочка», «Мамина снежинка».

- Ребята, какой отрывок вам понравился больше всего? Почему?

-А о чьей маме автор рассказал: о своей или о вашей? (о своей, он рассказал о воспоминаниях).

- А почему же автор, вспоминая о маме, говорил и о вас: «ты услышишь мамин голос», «ты, маленький, еще не умел говорить»? и т.д. (Автор хотел, наверное, чтобы его чувство передалось и нам. А рассказывая о своей маме, он имел в виду и нашу маму, потому что все мамы похожи друг на друга в главном: в любви к своим детям. Он хотел, чтобы все дети так же относились к свои мамам, как и они к нам.)

Учитель:

Молодцы, вы хорошо поняли авторскую мысль. Действительно, автор, обращаясь к нам, читателям, стремился найти отклик в нашем сердце и в нашей душе, заставить каждого из нас задуматься об отношении к своей маме, чтобы дети любили и берегли, жалели своих мам, чтобы, когда они станут взрослыми, им не пришлось сожалеть о том, что в их отношении к маме что-то было не так: когда-то ее огорчали или были недостаточно к ней внимательны.

  1. Закрепление темы.

Послушайте ещё одну притчу

ПРИТЧА О СЕРДЦЕ (чтение текста учителем)

В одной маленькой заброшенной деревушке жил мудрец. И каждый год он мастерил для всех детей в деревне игрушки. Игрушки были настолько прекрасными, настолько изящными, что невозможно было глаз оторвать.

Да вся беда в том, что хрупкими они были очень. Быстро ломались игрушки мудрого старца в руках непослушных детей. Дети расстраивались, кричали и плакали. А старик в утешение делал им новые игрушки - еще более красивые… еще более хрупкие… И вот однажды уставшие родители решили спросить у старца, зачем он мучает так детей:

- Старик, послушай! Зачем ты делаешь игрушки такими ломкими? Они необычайно красивы - спору нет, но дети так горько плачут, когда игрушки выходят из строя.

Улыбнулся старец и ответил:

- Подумайте, что мог ответить старик.

(Учащиеся высказывают свои предположения)

Учитель зачитывает конец притчи.

- Это всего лишь игрушки… Когда дети вырастут и кто-нибудь решит подарить им свое сердце, быть может, они научатся относиться к этому дару по-настоящему бережно…

- Ребята, а сердце действительно можно разбить? Как? С чем (с каким материалом) можно его сравнить?

- Как сделать, чтоб мамино сердце никогда не разбилось?

- Какими чувствами наполнено мамино сердце? 
- О ком она тревожится?

- Мамы действительно переживают за вас, за ваше будущее. Им очень хочется, чтобы вы выросли настоящими хорошими людьми.

- Как, вы думаете «сердце матери»  надо беречь?  Отчего?

Вы уже в том возрасте, когда можете понять свою маму, помочь и посочувствовать, подарить ей радость. Нужно только захотеть и не быть равнодушными. Нередко вы расстраиваете мам своими поведением, поступками, оценками, обижаете их и сами на них обижаетесь. А заслуживают ли они такого отношения, справедливы ли вы к ним?

В заключении, мне бы хотелось вам сказать ребята,  будьте добрым сыном и доброй дочерью до самой старости своей мамы. Умейте чувствовать сердце матери, чтобы как можно чаще видеть в её глазах мир и покой, счастье и радость. Берегите же самую добрую, самую хорошую – вашу маму, берегите её здоровье, её силы  - и у вас от этого  будет хорошо и спокойно на душе.

  1. Рефлексия.

Игра «Хорошее-плохое»
- Удивительным образом устроено человеческое сердце. Оно способно вмещать в себя и очень хорошие качества и очень плохие. На сердечках написаны человеческие качества. Выберите те качества, которые вы готовы впустить в свое сердце. Наклейте рядом с сердцем матери..

Радость, жестокость, уважение, трудолюбие, равнодушие, любовь, доброта, милосердие, забота, грубость, лживость, трусость, храбрость, честность, верность, дружба, благородство, нежность.

- Какие качества выбрали?

Мне бы хотелось вам сказать ребята, будьте добрым сыном и доброй дочерью. Умейте чувствовать сердце матери, чтобы как можно чаще видеть в её глазах мир и покой, счастье и радость. Берегите же самую добрую, самую хорошую - вашу маму, берегите её здоровье, её силы - и у вас от этого будет хорошо и спокойно на душе

  1. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу

- Что главное извлекли из урока?  (Мама творец человека) - Что же мы вкладываем в смысл понятия « сердце матери»?

Мама – самый верный друг, который никогда не предаст своего ребенка. Материнское сердце очень хрупкое, его надо беречь от печали и горести.

  1. Домашнее задание Можно выбрать одно или два задания,  по вашему усмотрению.

1. Прочитать рассказ Ю.Яковлева «Сердце матери» (с.150), ответить на вопросы.

2. Напишите маме письмо о своей любви


3.Подготовить стихотворение наизусть о маме.

И самое главное д/з- Оно у вас сегодня будет необычным. Придите домой, обнимите свою маму, поцелуйте и скажите: «Мама, ты самый лучший мой друг! И я очень тебя люблю»


- Встреча в нашей мастерской подошла к концу и мы пожелаем нашим мамам:

Наши мамы много сделали такого,

Чтоб на земле оставить след.

Пожелаем им четыре слова:

Здоровья, счастья, долгих лет!




Спасибо за урок!



























О картине Аркадия Пластова «Мама»


В жизни каждого есть один человек, которого мы считаем самым дорогим - это мама. Она не спала ночами, когда мы были маленькими, а потом переживала, когда попадали в беду. Наверное, из-за такой трепетной привязанности к маме, многие поэты, писатели и художники создавали свои произведения, посвященные матерям.
В комнате уютно и чисто, что говорит о том, что изображенная женщина не только отличная мама, но и замечательная хозяйка. Она не только успевает присматривать за детьми, но и поддерживает идеальный порядок в доме.
На картине преобладают два цвета - красный и белый. Такие цвета можно считать символичными: белый - это чистота, красный - это символ материнского сердца.
Мне картина очень понравилась, потому что она поражает добротой и небывалой нежностью, которая от нее исходит.



Список использованных источников и литературы:

  1. Студеникин М.Т. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160 с.

  2. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д.Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. – 848 с. 

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: /ред. И вступ. Ст. Л.И. Скворцова. - Оникс 21 в./ Мир и образование, 2007. – 1200 с.

  4. Музыка, песни с Интернет

http://muzoo.ru/

  1. Картинки с Интернет.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!