СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции семейного чтения, как фактор сближения членов семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Первая встреча человека с книгой происходит в семье. Семья формирует образ жизни и ценностные ориентиры ребенка. И именно семейное чтение вводит ребенка в мир литературы.

Что же такое семейное чтение? Каковы традиции семейного чтения? Что дает чтение в семье ребенку? 

Просмотр содержимого документа
«Традиции семейного чтения, как фактор сближения членов семьи»



ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ КАК ФАКТОР

СБЛИЖЕНИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Шацилло Л. И.

Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 96»

Вахитовского района г. Казани.





Когда люди перестают читать, они перестают мыслить.

Дени Дидро, французский

философ-просветитель


Первая встреча человека с книгой происходит в семье. Семья формирует образ жизни и ценностные ориентиры ребенка. И именно семейное чтение вводит ребенка в мир литературы.

Что же такое семейное чтение? Каковы традиции семейного чтения? Что дает чтение в семье ребенку?

«Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.).» [2]. То есть, семейное чтение – это чтение, когда члены семьи проводят время вместе, переживают радость от чтения и обсуждения прочитанного, дарят родным себя, свое время, свою любовь и поддержку. Ведь каждая семья - особый мир, где ценностные ориентиры отца, матери сказываются на жизненных устоях ребенка, стимулируют познавательную деятельность, укрепляют доверительные отношения в семье, а так же способствуют их духовному объединению.

Семейные вечера - посиделки – были замечательным явлением в русских традициях. На рубеже XIX – XX веков чтение в дворянских семьях было незаменимым условием духовного общения взрослых и детей. Дети приобщались к книге, благодаря рассказам родителей, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям. Было принято собираться вместе, читать друг другу вслух, обмениваться мнениями о прочитанных книгах. Атмосферу таких вечеров русский историк-социолог И.В. Бестужев-Лада описывает так: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают, а затем обсуждают услышанное». [1, с. 40 - 41]

Сейчас взрослые  настолько заняты своей карьерой, своими интересами, что на семейное чтение не хватает ни времени, ни желания. Конечно, сейчас в век телевидения и компьютерной техники проще включить ребенку мультфильм или дать в руки планшет, но главная беда - дети стали меньше общаться с родителями. Любой ребенок хочет, чтобы как можно чаще рядом с ним были любящие его люди. Ведь именно в такие моменты вы дарите ему всего себя в эти минуты, укрепляете вашу с ним связь, которая поможет в моменты эмоциональной близости и будет сопровождать его всю жизнь. Это рождает в нём чувство уверенности и защищённости.

Проведя в своем 3 классе опрос на вопрос «Читают ли сейчас тебе книги?» из 28 учащихся 22 ребенка ответили «никогда», 4 – «редко» и только 2 человека – «часто». И именно эти ребята способны не только усваивать полученные знания, но и демонстрировать и применять их на практике, имеют положительное отношение к школе, позитивные отношения с учителями и одноклассниками. И как красноречиво они дают понятие термину «семейное чтение». «Семейное чтение – это когда вся семья собирается и читает вслух одну книгу для того, чтобы больше общаться и не грустить» (Тухватуллин Илья, 3 класс). И еще одно: «Семейное чтение должно быть в каждой семье, ведь это объединяет всех вместе и от этого семья становится дружнее» (Гайнуллин Артур, 3 класс).

И все - таки так ли нужно семейное чтение? Ведь когда ребенок научился читать, многие родители радуются, что теперь читать уже не надо и на все просьбы ребенка почитать, отвечают, что ты уже умеешь читать сам. Как в известном стихотворении В. Берестова «Как хорошо уметь читать. Не надо к маме приставать… А можно взять и почитать!» Что такого есть в чтении вслух, что не может дать телевидение или интернет? Это возможность выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения. Да, программу для просмотра выбираете тоже вы, но, если сравнить — классическую литературу и программу передач — возможности для выбора не сопоставимы.

Слушая захватывающую книжную историю, ребенок пытается спроецировать ее сюжет на свою жизнь, представляет, как бы он поступил на месте героя, сопереживает ему. Именно здесь и необходимо участие близкого взрослого человека в совместном поиске правильных поступков и решений. Родители ненавязчиво объясняют маленькому слушателю особенности поведения того или иного героя. Так взрослые передают ту нравственную установку, которую они считают важной в воспитании и становлении своего ребёнка как личности.

Когда же дети становятся старше и возможности почитать вместе любимую книгу, становится всё меньше, можно предложить другую форму семейного чтения. Подаем личный пример. Читаем сами: вслух и про себя. И если подросток часто видит родителей с книгой в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Есть такое высказывание: «Вы думаете, что личный пример – это эффективный способ мотивации человека? Ошибаетесь – это единственный способ!» Наверное, это не так далеко от истины.

Таким образом, наиглавнейшая роль в возрождении традиций семейного чтения отводится родителям. Родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, создают условия для формирования познавательной деятельности ребенка. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы.

Не лишайте ребенка радости общения с Вами, и потом Вам не придется жаловаться, что в семье нет доверительных отношений. Возрождайте традицию семейного чтения в своей семье, помогите ребенку полюбить мир книги, путем установления гармонии, взаимопонимания, единства интересов родных людей. Ведь эти минуты близкого эмоционального общения людей, как для ребенка, так и для взрослого трудно переоценить.

И в заключении, хочу добавить такие замечательные строки:

Пусть Ваш очаг горит, не остывая,

Теплом домашним сердце согревая.

Семью сплотить сумеет мудрость книг,

Чтоб знаний Ваших не иссяк родник.

Т. А. Милешко


Литература:

  1. Бестужев-Лада, И. В. Окно в мир: размышления социолога о необходимости традиций семейного чтения вслух /И. В. Бестужев-Лада //Библиотекарь. – 1986. –№3.- С. 40-41

  2. Чупринова Е. Л., главный библиотекарь БУК «Областная библиотека для детей и юношества» [Электронный ресурс] Режим доступа: oubomsk.ru/Posobiya/semejnoe_chtenie.pdf







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!