СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции русского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Традиции русского народа»

Классный час

«Праздники и обычаи русского народа» с применением технологии «Педагогическая мастерская»

Цели:

  1. Рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия.

  2. Привить детям интерес к истории, культуре, обычаям и традициям русского народа.

  3. Раскрыть значение национальных традиций для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.

Оборудование: репродукции картин, энциклопедии, рисунки, бумажные шаблоны для изготовления поделок.

Форма классного часа: педагогическая мастерская.

Комментарий к классному часу: Перед началом педагогической мастерской кабинет необходимо соответствующим образом оформить (альбомы, картины и фотографии с народными традициями). На классном часе желательно использовать музыкальное сопровождение, поэтому должна быть готова аппаратура. Для проведения первой части урока детей можно посадить в группы по четыре человека, причем группы формируются по желанию учеников.

Организационная часть.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем классный час, на котором вы вспомните самые приятные моменты, связанные с подарками, сюрпризами и определенными весёлыми действиями, происходящие в вашей семье, а также узнаете, как эти моменты проходили у ваших предков. Кто догадался, о каких моментах идет речь? (После недолгих размышлений ребята приходят к выводу, что речь пойдёт о праздниках).


1 этап. Этап мотивации. (Для работы понадобятся: двухсторонняя цветная бумага зелёного цвета квадратной формы, ножницы, клей, кисточки и блёстки для украшения).

Учитель: - Ребята, поднимите руки, кто вместе с семьёй ярко и интересно отмечает календарные праздники. Сейчас мы попробуем сделать из бумаги атрибут праздника, который любят и взрослые, и дети.

Перед каждым из вас лежат листочки. Возьмите их. По  моей команде  вы  выполняете  действия:

1. Лист бумаги складываем пополам по диагонали (намечаем диагональ), после чего разворачиваем обратно.

2. Складываем лист снова по диагонали, но уже с другой стороны, намечаем вторую диагональ.

3. Разворачиваем лист и делаем форму книги.

4. Разворачиваем снова и переворачиваем, опять делаем форму книги.

5. Оставляем прямоугольник. Кладём перед собой, складкой вверх. Верхние углы (вершины) загибаем к центральной складке, так, чтобы сторона совпала с этой складкой. Проделываем эту работу с другим углом.

6. У каждого получился модуль-ярус, для конструкции ёлки. Соедините все модули в одну ёлку. Наши ёлочки готовы. Украсьте их по своему желанию блёстками, нарисуйте новогодние игрушки.

2. этап. Актуализация личностного опыта ребёнка, обращение к его «Я», к подсознанию, памяти, опыту работы, к его знаниям.

Учитель предлагает ребятам рассказать по кругу в группе о праздничном моменте в кругу семьи или друзей, который больше всего запомнился им, и просит о том, чтобы рассказы были интересными.

3 этап. Проявление инициативы детей в определении путей поиска нового знания.

Учитель: - Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов,   более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия — многонациональное государство.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Русский народ  в первую очередь отличается от других народов  особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями. И сегодня  мы с вами будем говорить о праздниках и традициях нашей страны, нашего народа.

Учитель предлагает прочитать и обсудить эпиграф, записанный на доске:

История и национальные традиции – это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа.

Н. А. Назарбаев.

В ходе обсуждения ребятам предлагается сформулировать свои вопросы по теме, на которые можно было бы ответить в конце урока. Учитель, помогая вести беседу в нужном русле, записывает вопросы на доске:

«Почему русский народ бережно хранит свои традиции?»

«Влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения?»

«Какие черты характера в человеке воспитывают традиции и праздники русского народа?»

Далее каждый из участников групп получает текст (см.приложение), который ребята должны прочитать, далее - подготовиться к пересказу для своей группы.

4 этап. Работа с моделями, схемами, таблицами, рисунками, текстами, с предметами, объектами, понятиями, событиями, способными проявить у участников мастерской фантазию, мысль, новый взгляд на давно известно знание.

После семи минут работы ребята по очереди в группе пересказывают свои тексты. При этом остальные участники могут задавать вопросы, дополнять и обсуждать услышанное.

5 этап. Направлен к внутренней культуре личности. Это этап творения нового знания. Самый сложный и напряженный этап. Учитель просит объединиться участников с одинаковым текстом. Вместе они должны создать образ, возникающий после прочтения всего текста и представить его в виде рисунка, схемы, стихотворения и всего, что подскажет фантазия.

6 этап. Этап показа, предъявления результата аудитории. «Афиширование». Учитель просит презентовать образы и творческие тексты.

7 этап. Внесение исправлений, дополнений в ранее сделанное. Оформление окончательных результатов работы.

После выступления каждой группы, учитель просит остальных участников оценить результаты работы, обсудить возможность внесения изменений в представленные образы.

7 Седьмой этап. Рефлексия на уровне мысли, на уровне познавательного процесса, свершившегося на мастерской.

На этапе рефлексии учитель предлагает детям вернуться к вопросам, записанным на доске в начале урока, и ответить на них. Ребята приходят к выводу, что традиции помогают хранить историю наших предков. Очень важно следовать этим традициям, чтить их, передавать из поколение в поколение, чтобы будущие поколения следовали тем законам и канонам, которые сложились на протяжении многих веков. Традиционная народная культура является не только основой для духовного единства народа, но и культурно-образовательным институтом современной личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Тексты для работы.

Новый год.

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. 

Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Рождество Христово (православный праздник), Святки

Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января в отличие от западных церквей, празднующих его 25 декабря по григорианскому календарю. 

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения называют Святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны.

Зимние святки начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.

По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые, представляли нечистую силу, надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. 

Пасха (православный праздник)

Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с Крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.

Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца. И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый обниманиями и поцелуями, получил название «христосование». Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей или Седьмицей. 

Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшают изображением креста. Считается, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно.

Масленица (языческий праздник)

Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. Этот праздник считается отголоском дохристианских времен, когда славяне еще были язычниками. В старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Со временем русский народ превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая.

Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам. 

В понедельник Масленицу встречали. В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне. Со вторника (заигрыш) по всей деревне начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой. Среда – лакомка - открывала угощение во всех домах культовым масленичным блюдом - блинами - и другими яствами. На четверг - разгул - приходилась середина игр и веселья. Именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои. Суббота в Масленичной неделе была посвящена золовкиным посиделкам. Молодые невестки принимали у себя родных. Воскресенье получило название «Прощеное». В этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!