СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции православия

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Традиции православия»

Методическая разработка урока по ОДНКНР, 5 класс

Тема урока:

Православие в традициях русского народа

Учитель:

Василькина Валентина Владимировна

Тип урока:

Изучение нового материала

Задачи урока:

Расширить представления детей о православии в традициях русского народа.

Формировать у обучающихся комплексное представление о восприемниках, о крещении и о молитве.

Способствовать развитию речи, живого образного мышления.

Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.


Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, работа в малых группах, работа со словарями, работа с источником информации, участие в диалоге,

Планируемые образовательные результаты:

Знать и понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов, определяющих его жизнь от рождения до смерти.

Уметь формулировать понятия «крёстные родители», «восприемники», «именины», «День Ангела»

Оборудование

Презентация, карточки с названиями религий и названия религиозных книг, словарь Ожегова.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Организационный момент.

Мотивация.


Улыбкой дверь отворите в пути,

Улыбку нельзя удержать взаперти

Улыбка цветёт, растёт на устах.

Улыбка прогонит и злобу и страх.

Давайте подарим улыбку друг другу.

Включаются в учебную деятельность












Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания;

II.Актуализация знаний

- В истории нашего народа было много хорошего, но много и трагичного. Однако даже в годы смуты, страшных испытаний, гонений на церковь православный народ сохраняет свою веру в Бога вот уже на протяжении тысячелетия. Много веков Россия считала себя хранительницей православной веры. Посещение храмов, соблюдение постов, празднование православных праздников были обязательными для всех от царя до простого крестьянина. Но самое главное люди старались жить по Заповедям Божьим.

Почему?

Что этому способствует?

О чём мы будем сегодня говорить?

Тема урока: «Православие в традициях русского народа»(1слайд.)




























- передача и сохранение духовных ценностей от родителей к детям

- о традициях

Записывают в тетрадь тему урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные: контролировать результаты своей деятельности.

Познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: формирование бережного отношения к духовным ценностям

Предметные: формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.


III.Целеполагание и мотивация.



















Назовите основные религии.

(На доске карточки с названиями религий и название религиозных книг)

Прочитайте слова и скажите, их значение? ( Тора, Библия, Трипитака , Коран)

Соедините религии и священные книги.

Что объединяет людей всех религиозных культур?


А что такое молитва?


Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха. Но, мудрее, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите.


Создание проблемной ситуации:

Прочитайте высказывания и найдите противоречие. Какой у вас возникает вопрос? (2слайд)

В основе прогресса лежат не столько перемены, сколько традиции.

Джорж Сантаяна (американский философ)

Традиция — это всего лишь ностальгия, разгуливающая прилюдно в полной парадной форме. Эндрю Марр (корреспондент Би-би-си)

Утрачивающий традиции скатывается вниз. Пётр Николаевич Савицкий (русский философ, культуролог)


Христианство, ислам, буддизм, иудаизм .



Священные книги религий.


Ученики выходят к доске и соединяют религии и священные книги.

Обращение к Богу через молитву.



Работа со словарем Ожегова.



























Учащиеся в парах оценивают каждое высказывание, группируют их в положительную и отрицательную группы, находят противоречие и ставят проблему урока.











Записывают в тетрадь проблему урока:

«Какую роль играют православные традиции в жизни народа?»



Регулятивные:

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, корректировать полученный результат.

Познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: формирование бережного отношения к духовным ценностям


IV. Первичное усвоение новых знаний




























Давайте совершим виртуальное путешествие в один из храмов и посмотрим как совершается таинство крещения младенца. (3 слайд).

День крещения считался важнее, чем день рождения и назывался он именины.

Как вы думаете, почему?

( Человека нарекали именем)

Ребенку давали имя в честь святого. В православной церкви имена святых вносили в святцы. Святцами называлась у православных церковная книга, содержащая месяцеслов, каждый день которого был приурочен памяти святого.

Узнаем у кого сегодня именины?

Многие считают именинами (или днем Ангела) свой день рождения. Это не так. В соответствии с правилами православной церкви именины – это день памяти святого, именем которого вы названы. А днем Ангела называют день крещения.

Крестившись, наши предки стали православными христианами. А поскольку православие языческая Русь унаследовала из Византии, то вместе с христианством русичи унаследовали и высокоразвитую византийскую культуру. Главным в православии являлось обозначение ведущего смысла человеческой жизни. В чем смысл и назначение человеческой жизни? Наверное, разные люди ответили бы на этот вопрос по-разному, а вот недавно крестившиеся неграмотный крестьянин-смерд и высокородный князь ответили бы на этот вопрос одинаково: «Спасение». Для них было ясно, что целью кратковременной земной жизни является спасение души. Человек призван пройти нелегкий земной путь и спасти свою бессмертную душу.

















Работа с понятиями на интерактивной доске.

Именины – день памяти святого,

День Ангела – день крещения,

День Рождения – день, когда человек родился

Коммуникативные: коллективно беседуя уметь достигать результат, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.

Предметные: формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.


V.Первичное закрепление знаний

Работа с учебником.

С какими понятиями мы сегодня с вами познакомились?

Кто такие восприемники?

Каковы обязанности крестных родителей?

Что вы знаете о правилах крещения?


Работа в малых группах. Читают материал по учебнику, находят ответы на вопросы.





Восприемники – крестные родители, таинство Крещения.





Крещение совершается троекратным погружением в купель, над крещаемым произносится молитва, на шею вешается крестик, как напоминание о крестном подвиге Христа


Познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: формирование бережного отношения к духовным ценностям

Предметные: формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

: «Хоровод с вербочками».

Мальчики да девочки свечечки да вербочки 
Понесли домой.
Огонёчки теплятся, прохожие крестятся
И пахнет весной.
Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький
Не задуй огня.
Воскресенье вербное завтра встану первая
До святого дня.
Мальчики да девочки свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся, прохожие крестятся 
И пахнет весной.
Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький
Не задуй огня.
Воскресенье вербное завтра встану первая
Для святого дня.

Под песню К. Орбакайте «Вербочки» дети под руководством учителя водят хоровод.



VI. Закрепление темы.

Какая проблема урока?





Чтобы было, если бы не было традиций?




Проблема: «Какую роль играют православные традиции в жизни народа?»



Православные традиции и обычаи играют важную роль в нашей жизни, ведь если бы не было наших традиций, то мы бы не знали, как жили и во что верили наши предки. Ведь обычаи появились давно – значит стали историей. А без истории мы бы не смогли стать великим народом. Традиции надо сохранять, и тогда наши дети и внуки будут знать о своих предках. Традиции укрепляют семью, а вместе с тем и государство.

Предметные: формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям.

Регулятивные: в процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

VIII. Рефлексия. Итоги урока.

Домашнее задание



Наш урок подходит к концу, мне хотелось, чтобы вы оценили работу на уроке с помощью условной карточки (зел.) - узнал много нового, интересного; (жел.) - возникло желание узнать больше; (красн.) - остались вопросы .








Дети самостоятельно оценивают урок в целом и себя, ставят соответствующую карточку.

Регулятивные: в процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!