СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тотемные животные

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать  как внеклассное мероприятие.

Просмотр содержимого документа
«Тотемные животные»



Семинар «Музейная педагогика в приобщении учащихся к культуре и традициям народов Поволжья»





«Тотемные животные и растения народов Поволжья»

Учитель: Едышева Ольга Георгиевна















Ульяновск 2019

Тема «Тотемные животные и растения народов Поволжья».

  • Цель: расширить представление о своей малой Родине, Родном Крае;

  • углубить знания о животных и растениях народов Поволжья,

  • формирование толерантности, уважения к людям разных национальностей;

  • формирования чувства патриотизма к своему краю, чувства ответственности за его настоящее и будущее;

  • создать атмосферу праздника и добра.



Актуальность выбранной темы: обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной, патриотически-ориентированной, толерантной личности. 

Оборудование:

    • проектор, презентация; художественная литература, научно-популярная литература, коллекция кукол в национальных нарядах



Технологии:

    • технология творческого сотрудничества участников мастер-класса (помощь «гостю»);

    • технология эмоционального погружения (различные формы зрительного, слухового, вербального, осязательного воздействия, активизирующие воображение);

    • технология «педагогики успеха» (ориентация на «сильные» стороны слушателей); технология сравнения (объектом сравнения может служить цвет, размер, форма, фактура предметов);







Тотемные животные и волшебные растения древних славян

Культура народов Поволжья формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции нельзя упускать из виду и связи его с культурами других народов.

Поэтому одним из важнейших направлений в учебной деятельности, является сохранение и возрождение национальных культур коренных народов Поволжья, на которой мы живем. Знания истории развития округа, его богатствах и культурном наследии позволяют не только расширить кругозор учащихся, но и формирует потребность в сохранении и бережному отношению к наследию коренных народов Поволжья. Знать историю своего края – значит быть истинным его патриотом.

На уроках биологии, учащиеся познают природу, осознают свое место в живом многообразии жизни, приобретают навыки общения с окружающим миром и его обитателями. Вся духовная культура народов Поволжья - направлена на почитание и уважительное отношение к природе - Родной земле. Наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу природы и передавали накопленные знания и умения подрастающему поколению.

Знание народных традиций предоставляют возможность работать творчески и инициативно - говорить с ребенком «на одном языке», языке этнической культуры.

Важной составной частью этнокультурного компонента на уроке биологии, является изучение тем на основе фольклорного материала;

так, например, при изучении темы в пятом классе по природоведению «Звезды. Созвездия» урок начинается с отгадывания русских загадок о небесных телах, а заканчивается с отгадывания загадок народов Поволжья:

Небесное дерево с тысячей ветвей. (Солнце)

На крыше шкура с дырками от личинок. (Небо и звёзды)

Белая ткань разворачивается, черная ткань сворачивается. (День и ночь)

Черный чум три месяца в тундре стоит, а румяный хозяин тундры за ледовым океаном кочует. (Полярная ночь и солнце). З.

При уточнении знаний о ближайшей расположенной к нам звезде Солнце и созвездий, учащиеся получают информацию о мифах и легендах разных народов, в том числе знакомятся с мифологией о небесных телах - «Легендой о шестиногом лосе».

Зрительная физкультминутка на этом уроке «Наблюдение за звездами», сопровождалась музыкальным произведением: «Северная сюита», в котором, звучали национальные инструменты, создавшие определенный, настрой на уроке.

В седьмом классе при изучении темы: «Многообразие и значение птиц» рассказываю ученикам о «Вороньем празднике», олицетворяющем у народов просыпание природы, приход весны.

В изучении темы «Многообразие млекопитающих. Семейство медвежьих», особый интерес вызывает у учащихся фольклорный материал народов о медведе: в нем раскрываются отношения между людьми, добывшими медведя, и самим медведем, на так называемом медвежьем празднике.

Большим почитанием пользовалась лягушка, которую называли «между кочек живущая женщина». Ей приписывали способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль при выборе брачного партнера. Эту информацию ученики получают при изучении темы «Значение земноводных».

На уроке по теме: «Значение покрытосемянных растений» рассказываю ученикам о символе русского народа берёзе, это дерево является священном и для северных народов.

По традиционным представлениям у некоторых народов Поволжья, белый цвет символизирует благополучие, здоровье и изобилие. Не случайно к числу священных относились имеющие чисто белый цвет горностай, лебедь, береза и др.

В связи с этим береза, береста, с одной стороны, осмыслялись как повседневные вещи и были лишены сакрализации (полозья нарт, дрова и т.д.), а с другой стороны требовали ее: на березу, например, подвешивали подарок для небесного бога, означающего свет, белизну. Береста играла заметную роль в шаманских представлениях. Берестяное полотнище подстилали под гроб и им же накрывали гроб с телом умершего. Считалось, что за берестяной перегородкой находится другой мир, что она навсегда отделяет ушедшего (возможного носителя болезни или смерти) и тем самым спасает других.

Её широко использовали в быту. Из темной весенней и осенней бересты изготавливали узорную утварь. Из берёзовой древесины вырезали блюда, ступы, корыта. На березе имеются различные наросты-грибы, каждый из которых имеет свое применение. Твердые наросты – капы используют для изготовления ручек ножей, чашек, ложек. Чага (вэш) применяется во время священных действий, ею окуривают помещение. Березовый гриб (шивт ух) применяли в старину для изготовления детских игрушек. С помощью сухого нароста (лом нут) поддерживали огонь в очаге. Использовали и высохшую берёзовую древесину (полт). При помощи желтого полта разводили дымокур. Красный полт, растертый в порошок, клали на дно люльки, им же присыпали изнутри кисы. Полт хорошо сохраняет тепло.

На уроке в восьмом классе по теме: «Значение физических упражнений» рассказывается о великих русских богатырях, их удивительной силе и ловкости, о влияние физических нагрузок на организм человека.

В девятом классе по теме: «Абиотические и биотические факторы среды» привожу пример факторов живой и неживой природы. С точки зрения науки биологии неживая природа-это камень, свет, вода и т.д., а живая -это взаимоотношения между живыми организмами. А вот с точки зрения древнего предка Народов Поволжья живым является все, что движется, и то, что похоже на движущееся.

Живые предметы: человек, зверь, птица, дух, снег, вода, гром, лед, камень. Человек, зверь, птица живые потому, что движутся и имеет соответствующую форму. Следовательно, все, напоминающее по форме эти существа, будет живым. Живым считается камень, похожий на медведя. Снег живой, пока падает, а лежачий снег – не живой. При таянии снег превращается в воду и оживает. Вода в реке живая, но она умирает, превращаясь в лед. Лед живой (трещит!), но умирает, превращаясь в воду. Вода в посуде мертвая, в ней не живут рыбы.

На уроке в одиннадцатом классе по теме: «Антропогенные факторы среды» ведя беседу с учащимися об отрицательном воздействии человека на природу, привожу пример отношения народов к огню: огонь представлялся женщиной в красном, которая требовала определенных правил обращения с ней. В огонь, по поверьям, нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными предметами – все это оскорбляет его или причиняет боль. За непочтительное отношение к себе огонь может наказать пожаром. За огнем признавалась способность защитить и очистить. Считалось, что он не даст войти в дом злым духам, снимет «нечистоту» с оскверненных предметов. По всей вероятности, огонь для предков был одним из первых богов: не случайно в сказке имеется указание на человеческое жертвоприношение.

Работа по использованию этнокультурной составляющей в обучении биологии школьников – это один из возможных путей приобщения, учащихся к ценностям культуры народов Поволжья.

Лиса Патрикеевна, серый волк, зайчишка-трусишка, ясный сокол… Эти животные будто оживают в нашем воображении, воскресившем страницы детских сказок. Но разве это мы наделили их такими характерами? Так какими же виделись живые создания нашим предкам, древним славянам?

В те далёкие времена люди жили с безграничным уважением и трепетным отношением к тем, кто населял леса и луга, скрывался в водной глади или парил в небесах. Они не просто боготворили животных и растения, а верили в их способности оберегать, покровительствовать, защищать. У многих племён существовали тотемы – звери, которых считали прародителями всего рода, теми, кто передал свои признаки и черты человеческим потомкам. Изображениями животных украшали амулеты и талисманы, растения использовали как оберег от злых сил и болезней. На протяжении всей своей жизни человек каждое мгновение тесно взаимодействовал с силами природы и её представителями.

Образ духа-хранителя у древних славян чаще всего принимал облик медведя, волка или рыси. Эти три хищных лесных зверя обладали своими особенными характерами. Медведя почитали за силу и мудрость. Именно эти качества нередко отражены в сказках, где «косолапый» является негласным властелином леса.

В зависимости от географического расположения племен менялось и отношение к волку. В степной зоне, где хищник был частой причиной гибели скота, его считали коварным и жестоким. В то же время жители лесов называли его братом, отмечая благородство и красоту зверя. Считалось, что волчий клык, взятый с собой на охоту, непременно принесёт удачу. Рысь в понимании наших предков олицетворяла собой смелость и хитрость. Олень считался гордым и благородным животным, символом чистоты и справедливости.

Позднее в сказках отразится и образ плутовки-лисы, и пугливого зайца, и пронырливой мыши, но основа характеров сказочных героев – в восприятии славянами своих тотемных созданий. Наши предки верили, что каждый бог имеет своё священное животное, наделяет его своими качествами. К примеру, волк был зверем Даждьбога, медведь – Велеса, лиса – Макоши, заяц – Ярилы, кабан – Перуна.

Покорители небесных просторов тоже не были обделены вниманием. Самыми почитаемыми птицами считались сокол и ворон. Такие непохожие друг на друга, первый символизировал бесстрашие и смелость, стремление к свету. Ворон же представлялся мудрым и загадочным посредником между мирами живых и мёртвых, нередко он был птицей знахарей и волхвов.

Особую любовь славянских народов завоевали домашние животные – они всегда были помощниками, кормильцами, охранниками. Корова стала символом достатка и плодородия, конь – энергии и силы, кабан – сытости и благополучия. Особенно тепло относились к ласковому домашнему зверю – кошке. Известно немало старинных колыбельных, где поётся о «котике сереньком, котике пушистом», который войдёт в комнату и убаюкает малыша.

Не меньше животных почитались и растения. Дуб называли «Перуновым древом», он считался могучим лесным владыкой. Стоит отметить интересный факт: молнии во время грозы чаще всего ударяют именно в дубы – деревья бога-громовержца. Это подтверждает факт того, что ни одна деталь в наблюдениях наших предков не оставалась без внимания.

О стройной красавице-берёзе было сложено немало легенд и баллад, многие из которых дошли до наших дней. Чаще всего истории эти имели печальный сюжет: девушка, покинутая возлюбленным, «каменела» от горя и превращалась в тонкое деревце, в котором и вправду есть неуловимое девичье изящество.

По поверью, ветки орешника могли защитить жилище от удара молнии и принести достаток. Само это дерево считалось братом дуба, а значит, также имело покровительство бога Перуна. В понимании древних славян орехи были ценностью и оберегом, их часто хоронили вместе с умершими, чтобы душа человека не столкнулась со злыми силами.

Подобные свойства относили и к плакун-траве, которая прогоняла нечисть. Собранная в ночь на Ивана Купалу, она приобретала поистине магические свойства и становилась надежным оберегом.

Скромный цветок ромашки ещё в те далёкие времена считался предсказателем будущего. Да, еще наши предки обращались за помощью к этому растению, гадая по лепесткам: «любит – не любит…». Из ромашек плели венки, их собирали в букеты. Причем цветы при сборе нельзя было ронять – это сулило печаль любимому человеку. А вот если выхваченный из букета цветок оказывался красивым и свежим, то влюблённую девушку ожидало счастье.

Наши предки жили в удивительной гармонии с силами природы, царствами животных и растений. Многие черты живых существ, их образы в восприятии древних народов сохранились до нашего времени. Самое главное, что славяне передали нам, своим потомкам – важность осознания, в каком прекрасном и необыкновенном мире мы живём. Ведь каждая травинка, птица, рыба или зверь – это важная частичка жизни на нашей огромной планете.









Скачать

© 2019, 148 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!