СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Топонимы в легендах и преданиях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассказывается об изучении основ науки топонимики.

Просмотр содержимого документа
«Топонимы в легендах и преданиях»

   Цель: изучить происхождение топонимов сёл Русский и Мордовский Качим. Задачи: 1.Изучить основу науки топонимики; 2.Собрать информацию из архивных документов, словарей, из рассказов старейших жителей села; 3. Исследовать происхождение топонимов;  4. Подготовить иллюстративный материал. Объект исследования : села Русский и Мордовский Качим – земля моих предков. Предмет исследования : легенды и предания о топонимах.

Цель: изучить происхождение топонимов сёл Русский и Мордовский Качим.

Задачи:

1.Изучить основу науки топонимики;

2.Собрать информацию из архивных документов, словарей, из рассказов старейших жителей села;

3. Исследовать происхождение топонимов;

4. Подготовить иллюстративный материал.

Объект исследования : села Русский и Мордовский Качим – земля моих предков.

Предмет исследования : легенды и предания о топонимах.

Гипотеза: если вести работу по изучению топонимов, то узнаешь историю духовной культуры народа, постигнешь «тайны» родного языка, проникнешь в смысл и содержание слова. Какие методы я использовал при выполнении работы: поисковый метод; исследовательский метод; беседа; наблюдение; сравнительно-типологический метод.

Гипотеза: если вести работу по изучению топонимов, то узнаешь историю духовной культуры народа, постигнешь «тайны» родного языка, проникнешь в смысл и содержание слова.

Какие методы я использовал при выполнении работы:

поисковый метод;

исследовательский метод;

беседа;

наблюдение;

сравнительно-типологический метод.

 Актуальность исследования :  возникновение многих названий географических объектов остаётся неизвестным, наука не всегда может объяснить их. На помощь приходят легенды и предания.

Актуальность исследования :

возникновение многих названий географических объектов остаётся неизвестным, наука не всегда может объяснить их. На помощь приходят легенды и предания.

Что изучает наука топонимика  Топони́мика (от др.-греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (onoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. .

Что изучает наука топонимика

Топони́мика (от др.-греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (onoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.

.

Виды топонимов гидронимы  — названия водных объектов; ойконимы — собственные имена любых поселений; оронимы — собственные имена любых элементов рельефа земной поверхности.

Виды топонимов

  • гидронимы  — названия водных объектов;
  • ойконимы — собственные имена любых поселений;
  • оронимы — собственные имена любых элементов рельефа земной поверхности.
Качим  Я заглянула в архивные материалы и нашла «Пензенские епархиальные ведомости» за 1870 год, где писали, «что название села Качим произошло от испорченного мордвами слова» качимовать, т. е кочевать ( с. 126). Временем основания села Мордовский Качим в этой же книге значится 1682 год ( с. 101).  В памятной книге церкви села Русский Качим записано то же самое. И священник Василий Ильминский связывает слово «Качим» с испорченным мордвой словом «кочмовать», т. е. кочевать.

Качим

Я заглянула в архивные материалы и нашла «Пензенские епархиальные ведомости» за 1870 год, где писали, «что название села Качим произошло от испорченного мордвами слова» качимовать, т. е кочевать ( с. 126). Временем основания села Мордовский Качим в этой же книге значится 1682 год ( с. 101).

В памятной книге церкви села Русский Качим записано то же самое.

И священник Василий Ильминский связывает слово «Качим» с испорченным мордвой словом «кочмовать», т. е. кочевать.

 В татарском языке есть слово «Качучи [э]», что в переводе означает «беженец», «беглец», «бежать». Поскольку первые поселенцы были беженцы из центральной России от невыносимой эксплуатации и поборов, такая версия тоже возможна.   В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля слово «качим» трактуется так: «Растение перекати-поле». Все эти исследования привели к выводу о том, что слово Качим близко по значению со словом кочевать, переходить с места на место.

В татарском языке есть слово «Качучи [э]», что в переводе означает «беженец», «беглец», «бежать». Поскольку первые поселенцы были беженцы из центральной России от невыносимой эксплуатации и поборов, такая версия тоже возможна.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля слово «качим» трактуется так: «Растение перекати-поле». Все эти исследования привели к выводу о том, что слово Качим близко по значению со словом кочевать, переходить с места на место.

 А в Большом энциклопедическом словаре я прочитала: Качим, (гипсолюбка, гипсофила), род трав, реже полукустарников семейства гвоздичных. Ок. 120 видов , в умеренном поясе Евразии и в Австралии .  У меня возникли сомнения, и я решила обратиться к старожилу села Русский Качим Белоноговой Нине Семёновне, которая рассказала мне предание услышанное ею от её дедушки. Предание гласит: «В древности проходили здесь кочующие народы киргизского племени и по изобилию подножного корма при речке, образовавшейся из родников, имели долговременное пастбище для своих табунов. Заселившаяся мордва место кочевья киргизов назвала «Качимом»

А в Большом энциклопедическом словаре я прочитала: Качим, (гипсолюбка, гипсофила), род трав, реже полукустарников семейства гвоздичных. Ок. 120 видов , в умеренном поясе Евразии и в Австралии .

У меня возникли сомнения, и я решила обратиться к старожилу села Русский Качим Белоноговой Нине Семёновне, которая рассказала мне предание услышанное ею от её дедушки. Предание гласит: «В древности проходили здесь кочующие народы киргизского племени и по изобилию подножного корма при речке, образовавшейся из родников, имели долговременное пастбище для своих табунов. Заселившаяся мордва место кочевья киргизов назвала «Качимом»

Рёбровская поляна  Из слов учителя русского языка и литературы Бахтуевой Раисы Михайловны, я узнала, что, по преданию, ещё до основании с. Русский Качим, здесь, в районе родника, жила небольшая группа людей,  которые часто страдали от набегов кочевников-татар. Дело доходило до стычек. Недалеко от родника находится поляна (ныне она частью заросла лесом), на ней и произошла битва. Всех православных перебили. Когда пришла очередная партия кочевников в наши края и стала вспахивать почву, то обнаружила скелеты людей. С тех пор поляну эту стали называть «Рёбровская». Когда произошло это событие, неизвестно.

Рёбровская поляна

Из слов учителя русского языка и литературы Бахтуевой Раисы Михайловны, я узнала, что, по преданию, ещё до основании с. Русский Качим, здесь, в районе родника, жила небольшая группа людей, которые часто страдали от набегов кочевников-татар. Дело доходило до стычек. Недалеко от родника находится поляна (ныне она частью заросла лесом), на ней и произошла битва. Всех православных перебили. Когда пришла очередная партия кочевников в наши края и стала вспахивать почву, то обнаружила скелеты людей. С тех пор поляну эту стали называть «Рёбровская». Когда произошло это событие, неизвестно.

«Неверный» В селе Мордовский Качим бытует легенда такого содержания: «Первые поселенцы (северная часть села) – мордва, на южном конце – мордва, а под углом 90 градусов – русская улица. Мордва спрашивает русских: «Как вы сюда попали?» «Мы бежали от царя. А вы как здесь оказались?» «Мы бежали от веры!»  Поэтому до сих пор северная часть села зовётся «Неверный».  В словаре С.И.Ожегова слово «неверный», значит, исповедующий иную веру (устар.)

«Неверный»

В селе Мордовский Качим бытует легенда такого содержания:

«Первые поселенцы (северная часть села) – мордва, на южном конце – мордва, а под углом 90 градусов – русская улица. Мордва спрашивает русских: «Как вы сюда попали?» «Мы бежали от царя. А вы как здесь оказались?» «Мы бежали от веры!»

Поэтому до сих пор северная часть села зовётся «Неверный».

В словаре С.И.Ожегова слово «неверный», значит, исповедующий иную веру (устар.)

Явлейка Белоногова Нина Семёновна слышала от своих родителей такую легенду: « В истоке ручья Явлейка, где из земли выбивает родник, первые поселенцы обнаружили икону Богородицы. Они положили начало основания села Мордовский Качим. А ручей был назван «Явлейкой». В отношении происхождения названия «Явлейка» этимология может быть от мокша-мордовских слов ёв «река», ляй «овраг, речка». При исследовании булгарского языка встретилось личное мужское имя Евлей. Я считаю, что возникновение топонима Явлейка чисто народного происхождения.

Явлейка

Белоногова Нина Семёновна слышала от своих родителей такую легенду: « В истоке ручья Явлейка, где из земли выбивает родник, первые поселенцы обнаружили икону Богородицы. Они положили начало основания села Мордовский Качим. А ручей был назван «Явлейкой».

В отношении происхождения названия «Явлейка» этимология может быть от мокша-мордовских слов ёв «река», ляй «овраг, речка».

При исследовании булгарского языка встретилось личное мужское имя Евлей.

Я считаю, что возникновение топонима Явлейка чисто народного происхождения.

Разбойный дол Недалеко от М. Качима в глухом лесу находится глубокий мрачный дол. По рассказу старожила, Алкаева Виктора Никитовича , учителя истории , в нем прятались от правосудия в XVIII веке пугачёвцы, а во время Великой Отечественной войны –дезертиры. На рельефе местности видны места проживания людей: небольшая пещера (укрытие), место очага.  Так и назвали сельские жители скрытый в дебрях леса мрачный дол «Разбойным».   В словаре С.И. Ожегова- РАЗБОЙ - я, м. Нападение с целью ограбления, убийства. Р. на дороге

Разбойный дол

Недалеко от М. Качима в глухом лесу находится глубокий мрачный дол. По рассказу старожила, Алкаева Виктора Никитовича , учителя истории , в нем прятались от правосудия в XVIII веке пугачёвцы, а во время Великой Отечественной войны –дезертиры. На рельефе местности видны места проживания людей: небольшая пещера (укрытие), место очага.

Так и назвали сельские жители скрытый в дебрях леса мрачный дол «Разбойным».

В словаре С.И. Ожегова- РАЗБОЙ - я, м. Нападение с целью ограбления, убийства. Р. на дороге

Лик Николая Чудотворца

Лик Николая Чудотворца

Родник Николая  Чудотворца  Когда я оказалась у святого источника, меня заинтересовало: «Почему родник назван в честь Николая Чудотворца?» Ответ на этот вопрос знают многие жители села, но я решила расспросить у старожилов. Бахтуева Раиса Михайловна рассказала, что по преданию, ещё до основания с. Русский Качим, здесь, в районе родника, жила небольшая группа людей, которая часто страдала от набегов кочевников-татар. Узнав о приближении отряда, жители-христиане свою главную ценность, икону, решили спрятать. Её обмотали холстом, залили горячим воском и погрузили в озерцо. Всех православных перебили. Именно в таком виде, замурованной, и нашли икону люди, которые явились в наши края и положили основание села Русский Качим. По преданию, это 1621 год. Родник же получил статус святого источника. Икона обнаружена при расчистке озерца (болотца) для строительства мельницы

Родник Николая Чудотворца

Когда я оказалась у святого источника, меня заинтересовало: «Почему родник назван в честь Николая Чудотворца?» Ответ на этот вопрос знают многие жители села, но я решила расспросить у старожилов. Бахтуева Раиса Михайловна рассказала, что по преданию, ещё до основания с. Русский Качим, здесь, в районе родника, жила небольшая группа людей, которая часто страдала от набегов кочевников-татар. Узнав о приближении отряда, жители-христиане свою главную ценность, икону, решили спрятать. Её обмотали холстом, залили горячим воском и погрузили в озерцо. Всех православных перебили. Именно в таком виде, замурованной, и нашли икону люди, которые явились в наши края и положили основание села Русский Качим. По преданию, это 1621 год. Родник же получил статус святого источника. Икона обнаружена при расчистке озерца (болотца) для строительства мельницы

 Вторая версия топонима носит церковное направление. Вот как пишет об этом священник Василий Ильинский, служивший в русскокачимском приходе с 1869 года: «По преданию, чудным образом икона Николая Чудотворца явилась в лесном болотистом месте. Можно предположить, что в древние времена здесь, в непроходимых дебрях и лесах, жил отшельник, может быть, удалившийся от мира для спасения души в бедственные времена Отечества, у которого находилась святая икона. По кончине же его оставшаяся икона, по неисповедимым судьбам Всевышнего, была сокрыта стихийными переменами в означенном месте до времени своего явления». А родник назван именем святого Николая Чудотворца.

Вторая версия топонима носит церковное направление. Вот как пишет об этом священник Василий Ильинский, служивший в русскокачимском приходе с 1869 года: «По преданию, чудным образом икона Николая Чудотворца явилась в лесном болотистом месте. Можно предположить, что в древние времена здесь, в непроходимых дебрях и лесах, жил отшельник, может быть, удалившийся от мира для спасения души в бедственные времена Отечества, у которого находилась святая икона. По кончине же его оставшаяся икона, по неисповедимым судьбам Всевышнего, была сокрыта стихийными переменами в означенном месте до времени своего явления». А родник назван именем святого Николая Чудотворца.

В «Пензенском временнике любителей старины» (1877,выпуск 11, с. 26-27) были напечатаны сведения в отношении иконы святителя Николая Мирликийского села Качим, собранные протоиереем И. П. Бурлуцким, где говорится, что, по преданию, эта икона «явилась лет за 150 до настоящего времени… больному отставному солдату в лесном болотистом месте, где троекратно явившийся ему во сне старец повелевал рыть землю с обещанием исцеления от болезни тою вещию, которую отроет. В настоящее время икона находится в Вознесенском кафедральном соборе г. Кузнецка на реставрации.

В «Пензенском временнике любителей старины» (1877,выпуск 11, с. 26-27) были напечатаны сведения в отношении иконы святителя Николая Мирликийского села Качим, собранные протоиереем И. П. Бурлуцким, где говорится, что, по преданию, эта икона «явилась лет за 150 до настоящего времени… больному отставному солдату в лесном болотистом месте, где троекратно явившийся ему во сне старец повелевал рыть землю с обещанием исцеления от болезни тою вещию, которую отроет.

В настоящее время икона находится в Вознесенском кафедральном соборе г. Кузнецка на реставрации.

Ильинский родник  В лесу, в 2-х км от с. Русский Качим, есть ещё один святой родник – «Ильинский». В честь явленной здесь когда-то иконы Ильи Пророка. Удалось собрать скудные сведения у Мазина Александра Семёновича.  До революции 1917года в лесу, в глухом месте, жили два монаха. Жители села, ходившие на престольный праздник к роднику Ильи Пророка, приносили им продукты, тем они и питались. Было известно, что явленная икона находилась у них. Один из них умер, а в грозные годы революции бесследно исчез и второй. То ли ушёл в места ещё более глухие, то ли сгинул неизвестно куда. Вместе с ним исчезла и икона .

Ильинский родник

В лесу, в 2-х км от с. Русский Качим, есть ещё один святой родник – «Ильинский». В честь явленной здесь когда-то иконы Ильи Пророка. Удалось собрать скудные сведения у Мазина Александра Семёновича.

До революции 1917года в лесу, в глухом месте, жили два монаха. Жители села, ходившие на престольный праздник к роднику Ильи Пророка, приносили им продукты, тем они и питались. Было известно, что явленная икона находилась у них. Один из них умер, а в грозные годы революции бесследно исчез и второй. То ли ушёл в места ещё более глухие, то ли сгинул неизвестно куда. Вместе с ним исчезла и икона .

Ильин дол  Бахтуева Раиса Михайловна ещё от своих родителей слышала легенду о том, что икона Илии Пророка была найдена в долу. Примерно, в середине оврага. Место это и сейчас зовётся «Ильин дол».

Ильин дол

Бахтуева Раиса Михайловна ещё от своих родителей слышала легенду о том, что икона Илии Пророка была найдена в долу. Примерно, в середине оврага. Место это и сейчас зовётся «Ильин дол».

Вывод  По содержанию топонимические легенды и предания Качима можно разделить на несколько групп:  1. Связанные с какими-либо историческими событиями.  2. Легенды, повествующие о монахах, святых, чудесах.  3. Легенды, свидетельствующие о связи названий с разбойниками.  4. Осмысление наименования географического объекта может происходить на основе фонетического, ассоциативного признаков.  5. Содержащие какие-либо положенные в основу наименования, характеристики людей (Неверный).

Вывод

По содержанию топонимические легенды и предания Качима можно разделить на несколько групп:

1. Связанные с какими-либо историческими событиями.

2. Легенды, повествующие о монахах, святых, чудесах.

3. Легенды, свидетельствующие о связи названий с разбойниками.

4. Осмысление наименования географического объекта может происходить на основе фонетического, ассоциативного признаков.

5. Содержащие какие-либо положенные в основу наименования, характеристики людей (Неверный).

Заключение   Таким образом, изучив основу науки топонимики, собрав информацию из архивных документов и рассказов старейших жителей села, сравнив со статьями толковых словарей, выяснилось происхождение названий ойконимов, гидронимов и оронимов на земле моих предков.

Заключение

Таким образом, изучив основу науки топонимики, собрав информацию из архивных документов и рассказов старейших жителей села, сравнив со статьями толковых словарей, выяснилось происхождение названий ойконимов, гидронимов и оронимов на земле моих предков.

Использованная литература «Пензенские епархиальные ведомости», 1870. «Пензенский временник любителей старины», 1877, выпуск 11. Рассказы старейших жителей сёл Русский и Мордовский Качим. Ресурсы интернета.  А.С.Мазин «Святые источники Пензенской епархии». «Памятная книга церкви села Русский Качим». Э.М. Мурзаев «Очерки топонимики». С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».

Использованная литература

  • «Пензенские епархиальные ведомости», 1870.
  • «Пензенский временник любителей старины», 1877, выпуск 11.
  • Рассказы старейших жителей сёл Русский и Мордовский Качим.
  • Ресурсы интернета.
  • А.С.Мазин «Святые источники Пензенской епархии».
  • «Памятная книга церкви села Русский Качим».
  • Э.М. Мурзаев «Очерки топонимики».
  • С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
  • В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!