СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Топливно-энергетический комплекс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой теме рассматривается ТЭК России. Рассматриваются топливная и энергетическая промышленность страны.

Просмотр содержимого документа
«Топливно-энергетический комплекс»

Предмет: География

Класс: 9

Тема: Топливно-энергетический комплекс

Тип урока: комбинированный

УМК: «География: География России: хозяйство и географические районы» 9 кл.: учебник / под ред. А. И. Алексеева. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 334 с.

Оборудование: административно-территориальное устройство Российской Федерации (карта), атлас, раздаточные материалы; атлас «География России» 8-9 класс.


Цель урока: изучение состава ТЭК, роли нефтяной, газовой и угольной промышленности в экономике России.


Задачи урока:

  • Образовательные: формирование умений работы с картографическим материалом, определения крупнейших месторождений и их значении, и природных условий добычи ресурсов.

  • Развивающие: продолжать формировать умения установления причинно-следственных связей.

  • Воспитательные: развитие интереса к экономическому настоящему и будущему России.


Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие познавательного интереса к географии России, её ресурсному потенциалу, проблемам и путям их решения; формирование навыка самостоятельного поиска знаний и приобретения практических умений.

  • Предметные: развитие умения работать с географическими картами, текстовой информацией и интернет-источниками.

  • Метапредметные: развитие умений определять причинно-следственные связи, анализировать схемы и географические карты.


Организационная структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания: параграф 6 «вопросы и задания» (устно) Изучение нового материала:


Презентация: изображения платформ по добыче газа и нефти, угольные шахты и карьеры. Определение темы урока.


Тема: Топливно-Энергетический комплекс (запись в тетрадь)

Определение цели и задач урока учащимися.


Раздаточный материал: заполнение схемы с использованием текста учебника – параграф 7, стр. 42


Топливная промышленность – часть ТЭК, включающая добычу топлива, его переработку и транспортировку. Ведущими отраслями ТП являются: нефтяная, газовая и угольная. (запись в тетрадь)


Как менялась роль отдельных видов топлива? (учебник стр. 42-43)


(Работа с картой атласа стр. 22: «Энергетические ресурсы», таблица).

1. Угольная промышленность.

55% угля добывается в Кузнецком угольном бассейне (Кузбасс) Кемеровской области. Тип угля – каменный. 2-ой по объему добычи: Канско-Ачинский рядом с Красноярском. Тип угля – бурый (запись в тетрадь). В металлургии цениться уголь с Кузбасса. Бурый сжигается на ТЭС, из-за повышенного содержания серы, сильно загрязняет воздух. Добыча в районах многолетней мерзлоты повышает стоимость угля.


2. Нефтяная промышленность.

В начале ХХ века 90% нефти добывалось в Бакинском месторождении (Азербайджан).

В тетрадь:

С 1950-х гг. Волго-Уральский район, особенно в Татарстане и Башкирии. Близость потребителей, развитая инфраструктура.

С 1960-х гг. Западная Сибирь становиться главной нефтяной базой. Начало XXI века: разработки на шельфе Баренцева и Охотского морей. Сложности освоения: болотистая местность, обилие гнуса, сильные морозы, отсутствие дорог и удалённость от потребителей.

Переработка нефти на НПЗ: бензин, керосин, мазут, солярка и т.д. Ориентация НПЗ на потребителя. Также из продуктов нефтяной переработки производят шины, синтетические волокна, пластмассу и т.д.


3. Газовая промышленность:

Развитие после ВОВ. Основной район – Западная Сибирь: 90% природного газа. Перспектива: шельф Баренцева и Охотского морей. 2009 г. завод на о. Сахалин по производству сжиженного газа. Добыча ведётся в суровых условиях, что повышает стоимость ресурса. (запись в тетрадь).


  1. Закрепление:

Работа с контурной картой.

Вывод: большинство месторождения топливных ресурсов находятся в неблагоприятных и труднодоступных районах страны; требуется развитие технологий для рационального использования ресурсного богатства страны.


  1. Домашнее задание: параграф 7, карта месторождений (учить).


Материалы:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!