СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Томас Мюнцер и народная реформация

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Томас Мюнцер и народная реформация»

Томас Мюнцер и народная реформация.

Томас Мюнцер и народная реформация.

Введение Актуальность: Народная реформация, а в частности отношение к ней Томаса Мюнцера является важной частью немецкой истории. Изучение этой темы даст нам возможность приблизиться к пониманию процессов, которые происходили в тот период истории. Цель : выявить взаимосвязь между деятельностью Т.Мюнцера и народной реформацией .  Задачи : Представить основные положения религиозного учения Т. Мюнцера; Охарактеризовать представления Томаса Мюнцера о реформе церкви; Раскрыть социально-политические аспекты реформации Т. Мюнцера.

Введение

Актуальность: Народная реформация, а в частности отношение к ней Томаса Мюнцера является важной частью немецкой истории. Изучение этой темы даст нам возможность приблизиться к пониманию процессов, которые происходили в тот период истории.

Цель : выявить взаимосвязь между деятельностью Т.Мюнцера и народной реформацией .

Задачи :

  • Представить основные положения религиозного учения Т. Мюнцера;
  • Охарактеризовать представления Томаса Мюнцера о реформе церкви;
  • Раскрыть социально-политические аспекты реформации Т. Мюнцера.

Историография

1) Леопольд фон Ранке в своей шеститомной «Истории Германии в эпоху Реформации» пытался доказать, что Крестьянская война не только не была вызвана исторической необходимостью, но и не имела абсолютно никакого положительного результата. Он признавал за Мюнцером роль вдохновителя и организатора народных масс стремившихся разрушить основы феодального государства, но считал, что революция в Германии была подготовлена политическим кризисом, выражавшимся тем, что имперские власти не сумели поставить границы силам, которые «были пробуждены падением авторитета духовенства» пытался доказать, что Крестьянская война не только не была вызвана исторической необходимостью, но и не имела абсолютно никакого положительного результата. Он признавал за Мюнцером роль вдохновителя и организатора народных масс стремившихся разрушить основы феодального государства, но считал, что революция в Германии была подготовлена политическим кризисом, и считал, что имперские власти не сумели поставить границы силам, которые «были пробуждены падением авторитета духовенства».

2) Ф. Энгельс показал, что реформационное движение в Германии в классовом отношении не было и не могло быть однородным. Т. Мюнцер выражал интересы плебейских масс городов и крестьянства, в противоположность бюргерской реформации М. Лютера, ставшего позже идеологом княжеской реформации и политической реакции.  Энгельс считает, что до 1524 г. Мюнцер всё ещё остаётся прежде всего теологом, но "в то же время прямо выступает в качестве политического агитатора.

3) Как верно заметил М. М. Смирин, споры в оценки его личности, учения и связанного с его именем движения восходят еще к современникам. Одни в нем видели воинствующего пророка-фанатика, другие – «плохо скроенную, но крепко сшитую величественную фигуру Великой крестьянской войны». М. М. Смирин считает, что учение Мюнцера фактически было направлено против самой идеи религиозного авторитета и призывало к активности людей, к утверждению начал человеческой морали и человеческого разума. Тогда же сложилось его учение об "избранных", при помощи которых народные массы овладевают истинным разумом. Им противопоставляются "отвергнутые" - духовенство и другие враги народа, заинтересованные в сокрытии истины от народных масс.

Источники

1. Статейное письмо

Год создания: в конце 1524 г. (иля в январе 1525 г.)

Автор: круг Т.Мюнцера

Сожержание: первая программа революционного крестьянства, известная под названием. «Статейное письмо» (Artikelbrief), предназначенная служить введением ко всем разнообразным местным требованиям и жалобам крестьянских общин. «Статейное письмо» было первой общей программой восставшего крестьянства, сформулировавшей антифеодальные цели его борьбы и указавшей главные вражеские очаги, против которых должны быть направлены силы всего народа. К тому же программа была составлена в боевом духе, не допускающем компромисса.

2.Пражское воззвание

Леопольд фон Ранке

Источники

  • Статейное письмо
  • Пражское воззвание

Биография

Родился в городке Штольберге близ Герца. Сын казнённого графом крестьянина.1490 г.  Учился в  Виттенберге  и стал  священником . Подобно  Лютеру , Мюнцер увлёкся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришёл к апокалиптическим представлениям и идее установления царства божия на земле.  В 1520 г. в городке Цвиккау Мюнцер сблизился с сектантами из подмастерьев ткачей, ждавшими наступления «Царства Божьего на земле». Участие в борьбе крестьян и бедных горожан с монахами-францисканцами побудило Мюнцера горячо поддержать М. Лютера. Однако в Реформации (общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против Римско-католической церкви) он видел лишь одну из мер, способных привести к воплощению божественной справедливости в мире. Не только отобрать владения Церкви, но и справедливо поделить на всех «ремесленников и пахарей» имущество «безбожников» (к последним относились знать и богатые горожане) — вот что следует сделать, чтобы исполнить волю Бога, считал Мюнцер.

Власть должна быть отдана простому народу, твердил Мюнцер в своих проповедях, а уж затем народные массы, эти «ревнители Бога», нравственно усовершенствуются и построят на земле «Царство Божье» на основе «общности имуществ». Помимо народного сектантства и мистики в проповедях Мюнцера явно отразились взгляды чешских таборитов, тем более что он странствовал по Чехии и именно в Праге опубликовал свой «Манифест» (1521 г.) на чешском, латинском и немецком языках.

Вернувшись в Германию, Мюнцер проповедовал в городке Гарц, землях Саксония и Тюрингия, где его застал взрыв Крестьянской войны. К весне 1525 г. составил свою программу — «Статейное письмо». Конфисковав земли духовенства и знати в пользу бедняков, проповедник создал в городе коммунистическую общину и разослал во все концы своих учеников поднимать на восстание крестьян и горожан.

Попытки Мюнцера организовать бунт крайне обострили положение в Германии, так что Лютер потребовал его казни.

15 мая 1525 г. союзные армии четырёх немецких князей окружили и разгромили отряд Мюнцера у города Франкенхаузена.

После пыток проповедник был казнён 27 мая 1525 г. близ Мюльхаузена.

Основные положения религиозного учения

1) Избрание магистрата из

бедных и землевладельцев.

2) Установить всеобщее равенство.

3) Возрождение первоначального христианства и истреблению врагов Христа.

1524 год Средняя Германия город Мюльхаузен. Мюнцер становится во главе простых людей и выгоняет зажиточных бюргеров и магистрат. Т. Мюнцер поддерживал идеи таборитов ( Напомню, что 3 и 4 статьи подрывали основы феодальной иерархии. Требование «чтобы прекратилась светская власть духовенства», было направлено против крупнейшего феодала – церкви, а тем самым против феодализма. )   Избирается новый магистрат, из «бедных» и «земледельцев». Мюнцер считал, что не должно существовать ни государственной власти, ни классовых различий, ни частной собственности, а всеобщее благоденствие должно обеспечиваться на основе общности имуществ. В городе сторонники Мюнцера конфискуют монастырские владения, в соседних землях захватывают монастыри и замки дворян, не поддерживающих Мюнцера. По мысли Мюнцера Реформация должна преобразовать мир на основе верховенства общих интересов и путем устранения «безбожников».  Его проповеди гремели против роскоши, золота, а главной его темой было — истребление тех, кто является врагом Христа, то есть выступает против раннехристианских идеалов равенства и братства. Всеобщее равенство должно быть установлено после изгнания и ликвидации феодалов, перехода всех материальных благ в руки трудящихся и уравнительного перераспределения земли и других богатств между тружениками.

Представления Томаса Мюнцера к реформе церкви

 

  • Т. Мюнцер хотел заменить проповедников.
  • Т. Мюнцер подталкивает людей проповедовать вместе с ним.
  • Восстановить первоначальное имя церкви.
  • Т. Мюнцер хочет реформировать церковный собор.

1.Томас Мюнцер считал, что попы или монахи были ворами слова Божьего. «Ни от одного книжника я не слыхал ни словечка об уставе божьем, данном всему творению его, и о единственном пути познания целого — чрез познание всех частей его Эти люди лишь кажутся христианами, а не истинные христиане. Ибо не ощущали в себе духа Христово - как писал Т. Мюнцер в своём «Пражском Воззвании». Проповедники говорят по духу буквы, а не от духа святого, только проповедуют, "воруя истины из писания", сами же их не исполняют. Тем самым находятся на службе сатаны «Да, хороши проповедники, которых сам дьявол посвятил в их дело.» «Они не хотят поступать, как наседка, которая обхаживает своих птенцов и согревает их.»

Так же Мюнцер говорит, что слово Божье бросили как собакам, не разъяснив, что все христиане- это дети Божьи. Отсюда и выходит, то что за истину люди не борются, «… Христиане становятся подобны трусам». Из-за этих воров, преподносящих писание не растолковав его, христиане думают, что Бог стал немым и не разговаривает с ними.

2. Из-за проповедей тех, кто принадлежит дьяволу, как пишет Мюнцер, Господь может стереть всех в прах. Становится много не верующих людей которые не считают, что в их сердце и их самих, пребывает Господь Бог. Великий реформатор с подвигает народ на проповеди, где будут проповедовать живое божье слово. С помощью проповедей можно убедить неверующих людей и доказать им обратное, что «… скрытое в его сердце открылось» и люди будут вынуждены согласится с тем, что в них пребывает Бог. «Но если мы будем проповедовать правдивое, живое слово божье, то сможем убедить неверующего и направить его к тому, дабы скрытое в его сердце открылось и дабы он вынужден был смиренно признать, что бог пребывает в нас самих.»

3. «Тяжко лег мне на сердце невыносимый и злостный ущерб, причиняемый христианству, когда я со всем тщанием прочел историю отцов церкви и нашел, что после смерти учеников апостолов непорочная, девственная церковь превратилась в блудницу». По вине тех, кто проповедовал слово Божье .

4. На церковном соборе Мюнцер увидел лишь пустые забавы детей. Ни какого намека на истинные отчеты о пророчестве божьего слова не было. Мюнцер намерен разогнать всех «… никогда больше не будет такого, чтобы попы и обезьяны представляли христианскую церковь.»

Реформатор готов пожертвовать своей жизнью, что бы открыть для людей учение, для этого хочет набрать людей, которым надо будет научиться проповедовать истинное божье слово. И тогда избранные познают что Господь Бог не немой, и охотно разговаривает со своими избранными.

Социально-политические аспекты

  • Полное освобождение бедных от гнета всех господ и властей.
  • Переустройство новой жизни на основе «общей пользы» и «божественного права»

Начало «Статейного письма» является громким заявлением на окончательное освобождение из-под власти господ. Главной задачей является народа заключается в том, чтобы освободиться навсегда. Если весь народ (включая верхи общества) перестроит жизнь на основе служения «общей пользе», то может быть все пройдет мирно без кровопролития. Если нет, то дело без кровопролития не обойдётся . Большое внимание уделяется в «Статейном письме» внутреннему единству народного союза, созданного для служения «общей пользе». Кто не вступил в «братское объединение» не могут рассчитывать на услуги других членов общества. Они должны быть подвергнуты «светскому отлучению». Все замки знати и все монастыри, являющиеся очагами предательства и народного гнёта, должны быть объявлены в состоянии светского отлучения. Только те (верхи общества), кто направятся в обыкновенные дома и захотят вступить в братское объединение, будут дружески приняты вместе со своим имуществом и получат всё, что полагается им по «божественному праву».

Вывод

Воззрения Т. Мюнцера опережали своё время. Он не отвергал республиканских идей,полагал,что народ должен определять и контролировать политику государства. Неудивительно,что в первой четверти XVI в. Его программа не была реализована. Более того,радикализм Мюнцера,с одной стороны,оттолкнул многих немцев от самой идеи Реформации,а с другой-усилил консервативные элементы в бюргергском лагере Реформации

Значение мюнцеровского учения заключается в том, что первоочередной задачей он считал революционное освобождение народа от эксплуатации и удовлетворение его повседневных нужд. Нападая на собственность и отвергая частные интересы, Мюнцер практически имел в виду ту собственность, которая являлась исходным пунктом угнетения народа и «шкуродерства», т. е. собственность крупных землевладельцев и богачей вообще. Укрепление трудовой мелкокрестьянской собственности Мюнцер, наоборот, считал необходимым условием освобождения бедного человека от феодального подчинения и его возвышения к «истинной» вере. Тесная связь Мюнцера с широкими массами народа в их борьбе против эксплуататоров сделала его вождем крестьянско - плебейского лагеря, который рассматривал Реформацию как путь к революционному переустройству общества.

Литература и источники 1)М. М. Смирин. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война. М. - Л.: Издательство Академии наук СССР, 1947. — 532 с. 2)И. Р. Шафаревич «Социализм как явление мировой истории» Изд.: YMCA - PRESS 1977г. http://royallib.com/book/shafarevich_igor/sotsializm_kak_yavlenie_mirovoy_istorii.html  3) Я. Зутис  М. М. Смирин. «Народная реформация Томаса Мюнцера и великая крестьянская война». М. 1948г. http://libmonster.ru/m/articles/view/М-М-СМИРИН-НАРОДНАЯ-РЕФОРМАЦИЯ-ТОМАСА-МЮНЦЕРА-И-ВЕЛИКАЯ-КРЕСТЬЯНСКАЯ-ВОЙНА  4)Пражское Воззвание. (пер. М. М. Смирина, В. М. Володарского)  Текст воспроизведен по изданию: Томас Мюнцер. Пражское воззвание. Письма // Средние века, Вып. 52. 1989г.

Литература и источники

1)М. М. Смирин. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война. М. - Л.: Издательство Академии наук СССР, 1947. — 532 с.

2)И. Р. Шафаревич «Социализм как явление мировой истории» Изд.: YMCA - PRESS 1977г. http://royallib.com/book/shafarevich_igor/sotsializm_kak_yavlenie_mirovoy_istorii.html 3) Я. Зутис  М. М. Смирин. «Народная реформация Томаса Мюнцера и великая крестьянская война». М. 1948г. http://libmonster.ru/m/articles/view/М-М-СМИРИН-НАРОДНАЯ-РЕФОРМАЦИЯ-ТОМАСА-МЮНЦЕРА-И-ВЕЛИКАЯ-КРЕСТЬЯНСКАЯ-ВОЙНА 

4)Пражское Воззвание. (пер. М. М. Смирина, В. М. Володарского) Текст воспроизведен по изданию: Томас Мюнцер. Пражское воззвание. Письма // Средние века, Вып. 52. 1989г.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!