СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Толерантны ли Вы, в толерантном мире

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимоотношения представителей разных народов, проживающих в станице Курской и обучающихся в МКОУ СОШ №1. Исследования учащихся по национальному составу, обучающихся в школе.

Просмотр содержимого документа
«Толерантны ли Вы, в толерантном мире»

Толерантны ли Вы, в толерантном мире?

Урок толерантности в 8 классе

учитель Найдёнова В.И.

МОУ СОШ № 1 ст. Курской


Цель и задачи:

  • Формировать культуру межнационального согласия;

  • Раскрыть значение толерантности как социальной ценности;

  • Способствовать выработки умений учащихся толерантного отношения к определенным общественным явлениям;

  • Сформировать знания учащихся об исторически сложившихся формах социального сообщества людей;

  • Подвести учащихся к пониманию того, что межнациональные отношения в разных странах современного мира нередко представляют собой запутанный клубок социальных проблем, неудовлетворенных требований тех или иных этнических групп.


Оборудование урока: карта-схема Курского района, выставка творческих работ: альбом «Мы дети Кавказа», исследовательский проект «Народов дружная семья», раздаточный материал.


Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: комбинированный с элементами практической и исследовательской работы.


Эпиграф к уроку:

Оттого они непобедимы, наши люди,

в годы испытаний,

что в заботах искренних едины,

что в душе интернациональны.

Все храню в душе своей и помню,

и ценю в пути неодиноком

братьев не по крови, а по корню,

по святым, по нравственным истокам.



Ход урока.


Вводная беседа. Что такое общество?

Чем общество отличается от государства?

Назовите главные сферы общества.

Учитель. Все сферы общества тесно взаимосвязаны. Главным элементом общества является человек. Он существо многогранное и взаимосвязан со всеми сферами общества. Может одновременно относиться к разным социальным категориям: я – ученик, член семьи – сын, внук и представитель какой – то нации.


Слайд «Социальная сфера общества»

На слайде перед вами схема социальной сферы общества – так мы понимаем ее в широком смысле. А что представляет собой социальная сфера в узком смысле? (ученики в учебнике находят ответ на вопрос). Сегодня мы подробнее остановимся на социальной сфере, той ее части, которая связана с национальными отношениями, а представлена она разными нациями. Давайте с вами выясним, что такое нация? ( ученики в словаре учебника находят определение нации).


Слайд карта Курского района

Перед вами карта нашего района – это юго – восточная часть Ставропольского края, который является субъектом Российской Федерации. Посмотрите на карту и, скажите, с какими республиками Курский район имеет общие границы. А каковы отношения между нашими соседями? Приведите примеры межнациональных конфликтов.

Северный Кавказ – один из многонациональных регионов России. От мира на Кавказе зависит стабильность в нашем обществе. Наша с вами задача выработать в себе терпимое отношение к окружающим независимо от национальной принадлежности, научиться жить в согласии в этом огромном многообразном мире.

Человечество всю обозримую историю состояло из различных народов. В настоящее время на Земле проживает от 2-х до 3-х тыс. народностей в 200 суверенных государствах. Почти все государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, все крупные города и даже крупные села. Коллективы с пестрым национальным составом в наши дни стали нормой не только в самых отдаленных уголках земли, но и в космическом пространстве.

Таким образом, многонациональная среда есть объективно существующая, типичная черта и условие жизни современного человека, народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют, процесс взаимодействия так же осуществляется практически на протяжении всей истории человечества.



Слайд « Национальности Курского района»


Ученица Станица Курская стоит у реки,

ее основали давно казаки.

Она с каждым годом растет, развивается,

Со всех сторон света сюда все съезжаются.

Здесь русские, немцы, армяне живут,

Грузины и турки, корейцы- все тут.

Ни кто не в обиде, всем места хватает,

Быть может она потому процветает?


Учитель. Эти стихи написала ученица одной из школ райцентра, в них отражается многонациональный состав населения Курской. От того насколько дружны будут между собой народы, проживающие в станице, во многом зависит мир и спокойствие на нашей курской земле.


Слайд «Толерантность»

Сегодня мы поговорим о таком человеческом качестве как толерантность. Что же такое толерантность? (ученики читают текст слайда). А еще толерантность – это терпимое отношение к окружающим независимо от их национальности; это умение воспринимать окружающих такими какие они есть.


Слайд «Декларация тысячелетия»

В Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2000 г., толерантность характеризуется как одна из фундаментальных ценностей XXI века.


Слайд « Проблема общества – проблема школы»

Учениками старших классов было проведено исследование национального состава учащихся нашей школы. Результат исследования:

  • В школе обучается дети 20 национальностей.

  • Из 696 учащихся школы 434 - русские, а 262 - дети разных национальностей;

  • 19 учеников из семей вынужденных переселенцев.


Слайд « Перепись учащихся 8-х классов»

Группа ребят получила задание провести исследование - перепись учащихся 8-х классов.

Ученица. В нашей школе три 8 класса, в них обучается 64 ученика. Из них 50% дети разных национальностей. 34% учеников проживают в межнациональных семьях. 17% детей знают родной язык и разговаривают на нем. Самый многонациональный класс – 8 Б, в нем обучаются дети шести национальностей. О национальном составе учащихся 8-х классов мы составили диаграмму. Мы выяснили, что в 8-х классах обучаются дети 9-и национальностей.


Учитель. Для многих из вас станица Курская стала Малой Родиной. Из сочинений учеников нашей школы мы сделали альбом «Мы - дети Кавказа». Некоторых из них мы послушаем.


Ученица. Я родилась и выросла в станице Курской, но по своему происхождению принадлежу к славному горскому народу – чеченцы. В истории моего народа много удивительного, необыкновенного и неповторимого. Но больше всего у чеченцев мне нравятся традиции: радушие, гостеприимство, уважение к старшим. Я и сама придерживаюсь этих традиций. Мне очень нравится национальная музыка и танцы. Когда собираются вместе наши многочисленные родственники, звучит национальная музыка, песни, танцы. В мелодиях песен я слышу журчанье ручьев и шум горных рек, голос ветра и шелест листьев, вижу вершины гор, окутанные облаками, чувствую запах трав горных лугов. Как коренная жительница станицы Курской, я считаю ее своей Родиной, уважаю русскую культуру, изучаю русский язык, историю, но не забываю, что я чеченка.


Ученик. Я родился на острове Сахалин в г. Корсаков. Из – за суровых климатических условий наша семья переехала в станицу Курскую. Она стала для меня второй Родиной. Здесь я подружился с замечательными ребятами. Я очень полюбил станицу и хочу, чтобы она стала еще красивее. Самая заветная моя мечта – это чтобы в мире стало меньше зла, все стремились дарить друг другу счастье, радость и тепло.


Ученица. В нашем классе работают шесть учителей вынужденные переселенцы. В середине 1990-х годов, в условиях обостряющихся межнациональных отношений, в некоторых регионах нашей страны в отношении к русскоязычному населению проводилась политика террора и запугивания. В этот период в станицу приехали переселенцы. Все они были трудоустроены, детям предоставлены места в школах и детских садах. Для приобретения жилья они получили льготные кредиты.


Беседа учителя.

  1. Опираясь на личные наблюдения, сделайте вывод о том, как жители Курской воспринимают переселенцев? Почему?

  2. Исследования ученых показали, что наиболее терпимо (толерантно) к иноязычному населению настроено старшее поколение людей, а также люди с высшим образованием. Предположите, почему?

Вывод. Необходимо проявлять уважение к иноязычному населению, к традициям других людей, их верованиям, обычаям, сочувствие к беженцам, вынужденным переселенцам: большинство из них не от хорошей жизни покинули родные места.


Слайд «Анкета»

Микроисследование в классе (анкета)

Когда мои одноклассники обсуждают события в крае, стране связанные с проявлением межнациональной розни, религиозной нетерпимости, жестокого обращения с беженцами:

  1. Я считаю, что подобных фактов не может не быть (могу назвать причины).

  2. Я не реагирую на них в принципе, т.к. лично меня это не касается.

  3. Я сочувствую, сострадаю потерпевшим, т.к. мне их искренне жаль.

  4. Я возмущаюсь, задаю вопрос: «Кто и когда это прекратит?»

  5. Я считаю что, каждый вправе выразить свое мнение так, как он считает нужным.

  6. У меня есть собственные предложения по разрешению этих конфликтов без насилия и жертв.

Задание: Выбрать один или несколько вариантов. Обосновать их.


Слайд «Пословицы и поговорки»

Выполнение практических заданий.

  1. Перед вами пословицы и поговорки различных народов, представители которых проживают в Курской:

Сначала свари слово, потом вытащи изо рта (татарская).


Близкий сосед лучше далекого родственника (армянская).


У труса в глазах двоится (узбекская).


Ружье убило одного, а язык – тысячу (чеченская)


Вместе тесно, врозь трудно (осетинская).


Козла обходи сзади ,коня- спереди ,а человека –со всех сторон (грузинская).

Задание: Подберите к приведенным пословицам аналогичные русские пословицы и поговорки. О чем свидетельствует их сходство. Сделайте вывод.


  1. А.С. Хомяков во второй половине XIX века отмечал:

«Русский смотрит на все народы, замежеванные в бесконечных границах Северного царства, как на братьев своих. Лихой казак с Кавказа берет жену из аула чеченского, крестьянин женится на татарке или мордовке, и Россия называет своею славою и радостью негра Ганнибала».

Задание: О какой традиции русского народа идет речь в данном тексте? Сохраняется ли она в России в настоящее время? Какую тенденцию в отношениях между народами Росси укрепляют межнациональные браки? Приведите примеры из истории, когда решение этой проблемы «сверху» ни к чему хорошему не приводило.


  1. Перед вами фрагмент стихотворения барда - шестидесятника, поэта, драматурга Юлия Кирсановича Кима. Он кореец по отцу, а его дед в Калужской области в свое время крестил будущего известного полководца Георгия Константиновича Жукова.

… От части я вполне чистопороден,

Всесвятский, из Калужских христиан,

Но по отцу- чучмек я, инородец,

И должен убираться в свой Пхеньян.

Куда же мне, по-вашему закону ?

Мой край теперь отчасти только мой.

Пойти на Волгу, побродить по Пскову

Имею право лишь одной ногой?

Во мне кошмар национальной розни.

С утра я слышу брань своих кровей:

Одна кричит, что я кацап безмозглый,

Другая - почему-то, что еврей.

…А мой язык, любимый и привычный,

Его питал полвека этот край.

Так русский он иль русскоязычный?

Задание: Какова главная идея этого стихотворения? Что сближает стихотворение Ю.Кима с позицией А.Хомякова? О чем говорит это сходство? Почему национальные проблемы невозможно решить в одночасье, одним даже очень хорошим законом, указом?


  1. Завершите следующие предложения:

Между жителями станицы Курской, представителями разных наций, могут быть любые отношения, кроме _______________________________________.

В стране могут быть замечательные законы, могут исчезнуть многие проблемы, связанные с межнациональными отношениями, но выбор модели поведения в каждой конкретной ситуации всегда будут зависеть только от _______________________________________.

Необходимо, чтобы любой человек, независимо от его национальности, языка, вероисповедания, чувствовал себя на Ставрополье полноправным________________________________.

Вывод: Мы живем с вами в многонациональном обществе. Где бы вы не находились вас окружают люди разных национальностей. Взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития народов. И от того, какими будут отношения между ними, зависит мир и спокойствие в стране.


Слайд «Толерантны ли Вы?»

Учитель. А сейчас я предлагаю вам стать участниками исследования. Перед вами вопросы анкеты, на которые нужно отвечать поднятием карточки.

-Есть ли в вашем роду представители других национальностей?

-Когда в вашем присутствии критически отзываются о представителях других национальностей, вам приятно?

-Знаете ли вы национальные традиции своих родственников?

-Обогащает или обедняет вас то, что рядом с вами живут представители других национальностей?


Вывод: Вы толерантные личности, желаете расширить культурные связи и открытые для межнационального общения.

А в заключение урока для вас прозвучат замечательные стихи о дружбе народов.

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара – туман,

Песок – из мельчайших песчинок,

Россия – из россиян.

Давно мы по духу едины

И связаны общей судьбой,

И знамя единства водило

Всех нас и на труд, и на бой.

Мы вместе волжане, уральцы,

Поморы и степняки,

Похожи на крепкие пальцы,

Большой работящей руки.

Мы вместе армяне, чуваши,

Якуты, буряты, мордва.

Опорой единственной нашей

Всегда остается Москва.

Земля и вода неразрывны,

Как берег или река.

Не разделимы и ливни,

И ветер, и облака.

У радуги нет половинок,

И если волна, то волна,

И нету полуросинок

Вот так и Россия, одна.

Итог урока. Итак, сегодня на уроке мы говорили об отношениях между народами разных национальностей. Национальные отношения – это часть действия социальной сферы. Чтобы все сферы общества результативно действовали, необходимо сохранять между народами мир, дружбу, взаимопонимание, как в маленькой семье.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!