СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ток-шоу по культуре речи «Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ток-шоу по культуре речи «Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке» для учащихся 8-9 классов. Целью мероприятия является формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга. Также форма ток-шоу позволяет выполнить принцип интеграции с другими образовательными областями, в данном случае с такими предметами как, русский язык, литература, риторика.  

Просмотр содержимого документа
«Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке»

Цель: воспитание культуры речи учащихся.
Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга.
Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания.

Оборудование: Конспект мероприятия, видеоролик «Ералаш: Почему мы так говорим», презентация, карточки для жеребьевки, карточки с заданиями для команд (список сленговых слов и стихотворение,

материал для инсценировки), опорные материалы, индивидуальные карточки для проведения рефлексии.

Ход мероприятия:

Слово о слове”

В.Полторацкий

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

Есть слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные.




Есть чистые, алмазные,

А есть бесстыдно – грязные,

Одни помогут выпрямить,

Другие – душу вытравить.

Есть речь огнём горящая,

Есть тлением смердящая,

Слова высокой доблести

И самой низкой подлости…

Ведущий 1.-Здравствуйте, дорогие зрители! С вами ИФ и ИФ, и мы рады видеть вас на нашем Ток-шоу.

Ведущий 2.-Называется наша программа сегодня «Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке», и посвящёна она культуре речи.

Ведущий 1.-Это не конкурс – это ток-шоу, где каждый желающий может высказать своё мнение. Здесь мы обсуждаем точки зрения и мнения, а не людей и личности. Мы не перебиваем друг друга и перед тем, как высказаться – поднимаем руку.

Ведущий 2.-В конце ток-шоу будет работать свободный микрофон, и каждый может высказаться об увиденном, услышанном, рассказать о своих впечатлениях и, может, предложениях. Перед тем, как высказываться – называем свою фамилию и имя. Правила оговорены, и мы можем начинать.

Ведущий 1.- Знаете, в детстве, да если сказать честно и сейчас мне очень нравилась программа «Ералаш». А вы знаете такую передачу? Смотрели ее когда-нибудь? Как раз сегодня утром, когда я собиралась к вам, я случайно наткнулась на одну из его серий. Посмотрев ее, я улыбнулась, но и задумалась одновременно. Я не поленилась скачать это видео, и мне хотелось бы показать его вам. Действие там происходит в 1974 году, когда ни вас, ни меня, еще не было. Прошло 45 лет, а как дела обстоят в наше время. Об этом вы мне скажете после просмотра. Слайд 1 (видео ролик "Ералаш" - Почему мы так говорим?)
Ведущий 2.- Скажите, в чем главная мысль ролика? Правильно, вот именно об этом мы сегодня с вами и будем разговаривать. А в настоящее время как обстоят дела? Люди более старшего поколения всегда понимают вашу речь? Могла бы такая же ситуация случиться в наше время? Лексика мальчика, конечно, немного поменялась бы, но взрослые по-прежнему ее не понимали бы.
Сценка о тяжёлой жизни подростков.
Ведущий 1.- Наша речь должна быть не только правильной, но и точной.

Есть такая поговорка: «Встречают по одежке, а провожают по уму»». А как же люди узнают об уме, ведь вас же не заставляют каждый раз знакомясь с новыми людьми, делать тест IQ, или что-то подобное. Ведущий 2.- А можно по речи человека, по тому, как он говорит определить его умственные способности? 

Согласно современным исследованиям, есть 2 явления, наиболее засоряющие речь современных подростков: это слова-паразиты и сленг. Вы знаете, что это такое?

Ведущий 1.- Слова - паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, т.е без них, смысл высказывания никак не изменится, служат для заполнения пауз, употребляются людьми с бедным словарным запасом.

Ведущий 2.- Сленг – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный, тюремный. 
Скажите честно, а вы сами наверняка употребляете в своей речи, как одно, так и другое явление. Кто-то чаще, кто-то реже, но, тем не менее, все или почти все. 
Ведущий 1.- Что такое сленг и слова-паразиты мы уже определились, а вот современных примеров еще не приводили. Это и есть первое задание, которое вы получаете. Опираясь на свой личный опыт, на свою речь, речь ваших друзей и одноклассников, я предлагаю вам составить так называемый словарь-паразитариум, куда вы запишите тот сленг и те паразиты, которые сами употребляете. Я думаю, пару минут, вам будет достаточно.

Ведущий 2.- Озвучьте, пожалуйста, ваши примеры. Начнем со слов-паразитов. Слайд 5.

Ведущий 1.- Молодцы, большинство вы назвали, а вот еще некоторые примеры, которые нашла я, во время подготовки, их можно тоже записать в наш паразитариум. 

Ведущий 2. - А теперь сленговые слова. А вот примеры, которые нашёл я. Слайд 6


Ведущий 1.- Следующее задание будет для групп такое, мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие эквиваленты в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами листок со сленговыми словами - а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением. 

1. Прикинь –
2. Ништяк –
3. Хавчик –
4. Базар –
5. Прикид –
6. Тусить –
7. Предки –
8. Ботан –
9. Фиолетово –
10. Батл –
11. Замутить –
12. Глюк –
13. Шухер-
14. Няшно –

Ведущий 2. - Мы сегодня с вами так активно и творчески работаем, наверное, вы уже немного устали? А хотите я вас научу, как всего парой движений, и, зная несколько точек, научиться активизировать работу мозга, избавиться от раздражения, повысить настроение и многое другое?
Для этого нам с вами нужно, прежде всего, встать, расправить плечи и расслабиться. Разогреем ладошки. Чтобы избавиться от умственной усталости и ощутить прилив сил нужно найти и помассировать по часовой стрелке Слайд 7









• 2 точки по сторонам от ногтя мизинца, слегка надавали и массируем.
• Посмотрели на большой и указательный пальцы, нашли место, где у вас сходятся косточки, массируем с легким нажимом по часовой стрелке.
• Нашли небольшую впадинку на задней части головы и помассировали ее, опять же по часовой стрелке.

Ведущий 1.- Для снятия стресса: Слайд 8.


• 2 выступающие косточки чуть ниже шеи.
• Точка на запястье со стороны мизинца. При выполнении массажа дышим глубоко и ровно.

Ведущий 2. - Ну и что бы с вашим настроением всегда все было в порядке, тоже есть несколько точек: Слайд 9


• точка на лбу между бровями
• точка у крыльев носа (движения вверх вниз)
• 3 точки над верхней губой, под нижней губой и на подбородке.

Ведущий 1.- Отлично, ну я надеюсь, все взбодрились, усталость ушла и можно с новыми силами продолжать наш разговор дальше. 
Мы уже выяснили, что сленг и слова-паразиты загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что раньше для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом? А как вы думаете, есть какие-то более гуманные, но действенные способы для этого? 

Ведущий 2. - Да, это очень сложный вопрос, я приготовил несколько вариантов действий, давайте вместе посмотрим, какие из них могли бы нам в этом помочь. Слайд 10-12
- Вообще ничего не говорить.
- Признаться себе в том, что у Вас действительно есть проблемы с чистотой речи 
( употребление слов паразитов и сленга)
- Выяснить какие именно слова-паразиты характерны для Вас, принять решение от них избавиться.
- Попросить знакомых делать вам замечание каждый раз, когда вы произнесли слово-паразит или сленговое слово, и не обижаться, если на первых порах это будет происходить крайне часто.
- Ничего не делать, я вырасту, и молодежный сленг исчезнет сам собой.
- Назначит самому себе штраф за использование слов-паразитов и сленга( например выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее).
- Делать упражнения на дикцию.
- Старайтесь говорить чуть медленнее, слова-паразиты вылетают у нас при спонтанной речи, для заполнения пауз. Если чуть замедлить темп речи, у вас появится время, чтобы продумать дальнейшие слова, пауз не возникнет, и слова-паразиты не будут употребляться.
- Стараться чаще выступать на публике.
- Больше читайте, это увеличит словарный запас.
- Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов.
- Бить себя по губам каждый раз, когда произносишь слово-паразит или сленговое слово.
- Выписать все сленговые слова, которые употребляешь, и поободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить.
- Поспорить с друзьями, что вы не будете употреблять в своей речи сленг.
- Записаться в кружок ораторского искусства.

Ведущий 1.- Переходим к третьей части ток-шоу. Мы ее назвали «Проблема национальной безопасности». Как вы относитесь к слову «безопасность»? А к словосочетанию «национальная безопасность»? Как, по-вашему, что это такое? (Учащиеся высказываются.)

Ведущий 2. - А какое это имеет отношение к чистоте русского языка? - спро­сите вы.

Дело в том, что, по утверждению ученых, проблема чистоты рус­ского языка становится сейчас проблемой национальной безопас­ности России. Передаю слово агентам национальной безопасности.

Агент 1. Во времена Пушкина был такой замечательный чело­век - Александр Семенович Шишков, которого называют еще патри­архом русской словесности. Боевой адмирал и госсекретарь, он ве­рой и правдой служил четырем царям, был министром просвещения и президентом Российской академии наук. Всю жизнь он боролся за чистоту родного языка, осуждал засорение его французскими словами, осуждал преклонение перед всем иностранным в жизни русских аристократов.

Агент 2. В этом увлечении всем французским Александр Семе­нович уже тогда видел угрозу национальной безопасности России. Он приводил интересное доказательство.

В то время среди дворян модно было приглашать в семьи фран­цузских гувернеров, чтобы дети с самого раннего детства, часто еще не усвоив русского языка, учились французскому, ведь этот язык был тогда распространен по всей Европе. На это Шишков так отве­чал в своей книге «Славянорусский корнеслов», приводя в пример древнюю мудрость: «Хочешь погубить народ, истреби его язык». И в доказательство ссылался на книгу «Тайная история нового фран­цузского двора». В этой книге есть сцена: французские министры об­суждают, как им поработить Англию. Один из министров предложил самый лучший способ - распространить в Англии французский язык.

Агент 1. «Старайтесь, - продолжал он, - истребить в государ­стве язык народный, а потом уже и сам народ. Пусть молодые англи­чане тотчас посланы будут во Францию и обучены одному француз­скому языку; чтоб они не говорили иначе, как по-французски, дома и в обществе, в семействе и в гостях; чтоб все указы, донесения, решения и договоры писаны были на французском языке - и тогда Англия будет нашею рабою».

Ведущий 1.- Как известно, англичане сумели отстоять и свою свободу, и свой язык и не стали рабами французов.

Но какое это имеет отношение к нам, сегодняшним людям?

Чем времена Шишкова похожи на наше время?

Угрожает ли русскому языку истребление?

Опасно ли сегодняшнее засилье английских слов для русского языка?

Примерные ответы:

  • У нас сейчас тоже стали терять связь с родным языком - за­быты песни, люди редко употребляют пословицы, сказки дети узнают в основном по мультфильмам, в современном пере­ложении.

  • Тогда все подражали французам, а сейчас - американцам - в одежде, в музыке, в языке.

  • Сейчас тоже с самого раннего детства учат детей английскому, даже отправляют их на учебу в Англию и Америку.

  • Вокруг очень много английского языка - в рекламе, в назва­ниях товаров, фирм.

  • Истребление вряд ли угрожает, но люди отрываются от род­ного языка.

  • Засилье английского, может быть, временное явление, в ос­новном характерное для детей, молодежи, а когда они станут старше, вспомнят родной язык.

Ведущий 2. - Вот мы и подошли к заключи­тельной части ток-шоу. Действительно ли современное состояние русского языка так плачевно? Кто и как калечит родной язык? Что ему угрожает? Нужно ли его спасать? И как это сделать?

Даю по одной минуте каждому гостю.

(Ведущий 2. дает микрофон гостям. Ответы заучивать не стоит, луч­ше, если скажут то, что думают.)

Примерные ответы гостей:

  • Да, плохи дела, калечит язык сквернословие, и старые и мо­лодые говорят матом.

  • Дела неважные, молодежь почти не читает классику, так и вы­ходят слова Толстого и Пушкина из употребления.

  • Самый большой вред языку наносит компьютер, Windows - там все термины английские, вот молодежь и переделывает их на русский манер. Но молодежь тут ни при чем - нужно создать русскую операционную систему, тогда все откажутся от английского.

  • Нет, самый большой вред - это американские фильмы и музыка, оттуда весь жаргон и ругательства.

  • Да ничего страшного не происходит, Шишков еще 200 лет назад говорил, что русский язык в упадке, в загоне, что кругом французские слова, а потом были и Пушкин, и Гоголь, и Толстой - прорвемся и в этот раз!

  • Спасать нужно, причем срочно - всех заставить читать классику по 100 страниц в день.

  • Нужно ввести штрафы за иностранные слова, как во Франции.

  • Нет, нужно штрафовать за матерные слова, а деньги - в фонд школы!

И т. п.

Ведущий 1.- А в заключение нашего мероприятия, еще раз вспомните все, о чем мы говорили, и ответьте мне на несколько вопросов. Изменилось ли ваше отношение к словам – паразитам и сленгу, к засилью иностранных слов? Задумались ли вы над тем, а не слишком ли часто они встречаются в вашей речи? Какое решение вы приняли, нужно ли с ними бороться или вас все устраивает? Вы по-прежнему считаете, что в любой момент сможете отказаться от их использования, и это будет легко и просто, и они бесследно исчезнут?

Спасибо вам большое, нам было очень приятно с вами работать, мы надеемся, вы тоже получили удовольствие, от нашего совместного времяпровождения.

2


Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Ток-шоу «Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке»

Ток-шоу

«Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке»

Слова - паразиты  – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, т.е. без них, смысл высказывания никак не изменится, служат для заполнения пауз, употребляются людьми с бедным словарным запасом. Сленг  – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный, тюремный. 
  • Слова - паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, т.е. без них, смысл высказывания никак не изменится, служат для заполнения пауз, употребляются людьми с бедным словарным запасом.
  • Сленг – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный, тюремный. 
так сказать В принципе мæдам типа вот а именно короче говоря это самое в общем-то блин понимаешь в натуре

так сказать

В принципе

мæдам

типа

вот

а именно

короче говоря

это самое

в общем-то

блин

понимаешь

в натуре

тёрки отпад палево пофигист дрефить запара ништяк гуглить очковать зырить лажа косячить

тёрки

отпад

палево

пофигист

дрефить

запара

ништяк

гуглить

очковать

зырить

лажа

косячить

Задание.  Подберите синонимы, передайте смысл слова другим выражением. 

Задание. Подберите синонимы, передайте смысл слова другим выражением. 

  • 1. Прикинь – 2. Ништяк – 3. Хавчик – 4. Базар – 5. Прикид – 6. Тусить – 7. Предки – 8. Ботан – 9. Фиолетово – 10. Батл – 11. Замутить – 12. Глюк – 13. Шухер- 14. Няшно –
  • - Вообще ничего не говорить. - Признаться себе в том, что у Вас действительно есть проблемы с чистотой речи  ( употребление слов паразитов и сленга) - Выяснить какие именно слова-паразиты характерны для Вас, принять решение от них избавиться. - Попросить знакомых делать вам замечание каждый раз, когда вы произнесли слово-паразит или сленговое слово, и не обижаться, если на первых порах это будет происходить крайне часто. - Ничего не делать, я вырасту, и молодежный сленг исчезнет сам собой. - Назначит самому себе штраф за использование слов-паразитов и сленга( например выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее). - Делать упражнения на дикцию. - Старайтесь говорить чуть медленнее, слова-паразиты вылетают у нас при спонтанной речи, для заполнения пауз. Если чуть замедлить темп речи, у вас появится время, чтобы продумать дальнейшие слова, пауз не возникнет, и слова-паразиты не будут употребляться. - Стараться чаще выступать на публике. - Больше читайте, это увеличит словарный запас. - Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов. - Бить себя по губам каждый раз, когда произносишь слово-паразит или сленговое слово. - Выписать все сленговые слова, которые употребляешь, и поободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить. - Поспорить с друзьями, что вы не будете употреблять в своей речи сленг. - Записаться в кружок ораторского искусства.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!