Цель: воспитание культуры речи учащихся.
Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга.
Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания.
Оборудование: Конспект мероприятия, видеоролик «Ералаш: Почему мы так говорим», презентация, карточки для жеребьевки, карточки с заданиями для команд (список сленговых слов и стихотворение,
материал для инсценировки), опорные материалы, индивидуальные карточки для проведения рефлексии.
Ход мероприятия:
“Слово о слове”
В.Полторацкий
Слова бывают разные –
То дельные, то праздные
То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые.
Есть слово – удушение.
Есть трезвые и пьяные.
Есть чистые, алмазные,
А есть бесстыдно – грязные,
Одни помогут выпрямить,
Другие – душу вытравить.
Есть речь огнём горящая,
Есть тлением смердящая,
Слова высокой доблести
И самой низкой подлости…
Ведущий 1.-Здравствуйте, дорогие зрители! С вами ИФ и ИФ, и мы рады видеть вас на нашем Ток-шоу.
Ведущий 2.-Называется наша программа сегодня «Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке», и посвящёна она культуре речи.
Ведущий 1.-Это не конкурс – это ток-шоу, где каждый желающий может высказать своё мнение. Здесь мы обсуждаем точки зрения и мнения, а не людей и личности. Мы не перебиваем друг друга и перед тем, как высказаться – поднимаем руку.
Ведущий 2.-В конце ток-шоу будет работать свободный микрофон, и каждый может высказаться об увиденном, услышанном, рассказать о своих впечатлениях и, может, предложениях. Перед тем, как высказываться – называем свою фамилию и имя. Правила оговорены, и мы можем начинать.
Ведущий 1.- Знаете, в детстве, да если сказать честно и сейчас мне очень нравилась программа «Ералаш». А вы знаете такую передачу? Смотрели ее когда-нибудь? Как раз сегодня утром, когда я собиралась к вам, я случайно наткнулась на одну из его серий. Посмотрев ее, я улыбнулась, но и задумалась одновременно. Я не поленилась скачать это видео, и мне хотелось бы показать его вам. Действие там происходит в 1974 году, когда ни вас, ни меня, еще не было. Прошло 45 лет, а как дела обстоят в наше время. Об этом вы мне скажете после просмотра. Слайд 1 (видео ролик "Ералаш" - Почему мы так говорим?)
Ведущий 2.- Скажите, в чем главная мысль ролика? Правильно, вот именно об этом мы сегодня с вами и будем разговаривать. А в настоящее время как обстоят дела? Люди более старшего поколения всегда понимают вашу речь? Могла бы такая же ситуация случиться в наше время? Лексика мальчика, конечно, немного поменялась бы, но взрослые по-прежнему ее не понимали бы.
Сценка о тяжёлой жизни подростков.
Ведущий 1.- Наша речь должна быть не только правильной, но и точной.
Есть такая поговорка: «Встречают по одежке, а провожают по уму»». А как же люди узнают об уме, ведь вас же не заставляют каждый раз знакомясь с новыми людьми, делать тест IQ, или что-то подобное. Ведущий 2.- А можно по речи человека, по тому, как он говорит определить его умственные способности?
Согласно современным исследованиям, есть 2 явления, наиболее засоряющие речь современных подростков: это слова-паразиты и сленг. Вы знаете, что это такое?
Ведущий 1.- Слова - паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, т.е без них, смысл высказывания никак не изменится, служат для заполнения пауз, употребляются людьми с бедным словарным запасом.
Ведущий 2.- Сленг – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный, тюремный.
Скажите честно, а вы сами наверняка употребляете в своей речи, как одно, так и другое явление. Кто-то чаще, кто-то реже, но, тем не менее, все или почти все.
Ведущий 1.- Что такое сленг и слова-паразиты мы уже определились, а вот современных примеров еще не приводили. Это и есть первое задание, которое вы получаете. Опираясь на свой личный опыт, на свою речь, речь ваших друзей и одноклассников, я предлагаю вам составить так называемый словарь-паразитариум, куда вы запишите тот сленг и те паразиты, которые сами употребляете. Я думаю, пару минут, вам будет достаточно.
Ведущий 2.- Озвучьте, пожалуйста, ваши примеры. Начнем со слов-паразитов. Слайд 5.
Ведущий 1.- Молодцы, большинство вы назвали, а вот еще некоторые примеры, которые нашла я, во время подготовки, их можно тоже записать в наш паразитариум.
Ведущий 2. - А теперь сленговые слова. А вот примеры, которые нашёл я. Слайд 6
Ведущий 1.- Следующее задание будет для групп такое, мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие эквиваленты в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами листок со сленговыми словами - а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением.
1. Прикинь –
2. Ништяк –
3. Хавчик –
4. Базар –
5. Прикид –
6. Тусить –
7. Предки –
8. Ботан –
9. Фиолетово –
10. Батл –
11. Замутить –
12. Глюк –
13. Шухер-
14. Няшно –
Ведущий 2. - Мы сегодня с вами так активно и творчески работаем, наверное, вы уже немного устали? А хотите я вас научу, как всего парой движений, и, зная несколько точек, научиться активизировать работу мозга, избавиться от раздражения, повысить настроение и многое другое?
Для этого нам с вами нужно, прежде всего, встать, расправить плечи и расслабиться. Разогреем ладошки. Чтобы избавиться от умственной усталости и ощутить прилив сил нужно найти и помассировать по часовой стрелке Слайд 7
• 2 точки по сторонам от ногтя мизинца, слегка надавали и массируем.
• Посмотрели на большой и указательный пальцы, нашли место, где у вас сходятся косточки, массируем с легким нажимом по часовой стрелке.
• Нашли небольшую впадинку на задней части головы и помассировали ее, опять же по часовой стрелке.
Ведущий 1.- Для снятия стресса: Слайд 8.
• 2 выступающие косточки чуть ниже шеи.
• Точка на запястье со стороны мизинца. При выполнении массажа дышим глубоко и ровно.
Ведущий 2. - Ну и что бы с вашим настроением всегда все было в порядке, тоже есть несколько точек: Слайд 9
• точка на лбу между бровями
• точка у крыльев носа (движения вверх вниз)
• 3 точки над верхней губой, под нижней губой и на подбородке.
Ведущий 1.- Отлично, ну я надеюсь, все взбодрились, усталость ушла и можно с новыми силами продолжать наш разговор дальше.
Мы уже выяснили, что сленг и слова-паразиты загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что раньше для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом? А как вы думаете, есть какие-то более гуманные, но действенные способы для этого?
Ведущий 2. - Да, это очень сложный вопрос, я приготовил несколько вариантов действий, давайте вместе посмотрим, какие из них могли бы нам в этом помочь. Слайд 10-12
- Вообще ничего не говорить.
- Признаться себе в том, что у Вас действительно есть проблемы с чистотой речи
( употребление слов паразитов и сленга)
- Выяснить какие именно слова-паразиты характерны для Вас, принять решение от них избавиться.
- Попросить знакомых делать вам замечание каждый раз, когда вы произнесли слово-паразит или сленговое слово, и не обижаться, если на первых порах это будет происходить крайне часто.
- Ничего не делать, я вырасту, и молодежный сленг исчезнет сам собой.
- Назначит самому себе штраф за использование слов-паразитов и сленга( например выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее).
- Делать упражнения на дикцию.
- Старайтесь говорить чуть медленнее, слова-паразиты вылетают у нас при спонтанной речи, для заполнения пауз. Если чуть замедлить темп речи, у вас появится время, чтобы продумать дальнейшие слова, пауз не возникнет, и слова-паразиты не будут употребляться.
- Стараться чаще выступать на публике.
- Больше читайте, это увеличит словарный запас.
- Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов.
- Бить себя по губам каждый раз, когда произносишь слово-паразит или сленговое слово.
- Выписать все сленговые слова, которые употребляешь, и поободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить.
- Поспорить с друзьями, что вы не будете употреблять в своей речи сленг.
- Записаться в кружок ораторского искусства.
Ведущий 1.- Переходим к третьей части ток-шоу. Мы ее назвали «Проблема национальной безопасности». Как вы относитесь к слову «безопасность»? А к словосочетанию «национальная безопасность»? Как, по-вашему, что это такое? (Учащиеся высказываются.)
Ведущий 2. - А какое это имеет отношение к чистоте русского языка? - спросите вы.
Дело в том, что, по утверждению ученых, проблема чистоты русского языка становится сейчас проблемой национальной безопасности России. Передаю слово агентам национальной безопасности.
Агент 1. Во времена Пушкина был такой замечательный человек - Александр Семенович Шишков, которого называют еще патриархом русской словесности. Боевой адмирал и госсекретарь, он верой и правдой служил четырем царям, был министром просвещения и президентом Российской академии наук. Всю жизнь он боролся за чистоту родного языка, осуждал засорение его французскими словами, осуждал преклонение перед всем иностранным в жизни русских аристократов.
Агент 2. В этом увлечении всем французским Александр Семенович уже тогда видел угрозу национальной безопасности России. Он приводил интересное доказательство.
В то время среди дворян модно было приглашать в семьи французских гувернеров, чтобы дети с самого раннего детства, часто еще не усвоив русского языка, учились французскому, ведь этот язык был тогда распространен по всей Европе. На это Шишков так отвечал в своей книге «Славянорусский корнеслов», приводя в пример древнюю мудрость: «Хочешь погубить народ, истреби его язык». И в доказательство ссылался на книгу «Тайная история нового французского двора». В этой книге есть сцена: французские министры обсуждают, как им поработить Англию. Один из министров предложил самый лучший способ - распространить в Англии французский язык.
Агент 1. «Старайтесь, - продолжал он, - истребить в государстве язык народный, а потом уже и сам народ. Пусть молодые англичане тотчас посланы будут во Францию и обучены одному французскому языку; чтоб они не говорили иначе, как по-французски, дома и в обществе, в семействе и в гостях; чтоб все указы, донесения, решения и договоры писаны были на французском языке - и тогда Англия будет нашею рабою».
Ведущий 1.- Как известно, англичане сумели отстоять и свою свободу, и свой язык и не стали рабами французов.
Но какое это имеет отношение к нам, сегодняшним людям?
Чем времена Шишкова похожи на наше время?
Угрожает ли русскому языку истребление?
Опасно ли сегодняшнее засилье английских слов для русского языка?
Примерные ответы:
У нас сейчас тоже стали терять связь с родным языком - забыты песни, люди редко употребляют пословицы, сказки дети узнают в основном по мультфильмам, в современном переложении.
Тогда все подражали французам, а сейчас - американцам - в одежде, в музыке, в языке.
Сейчас тоже с самого раннего детства учат детей английскому, даже отправляют их на учебу в Англию и Америку.
Вокруг очень много английского языка - в рекламе, в названиях товаров, фирм.
Истребление вряд ли угрожает, но люди отрываются от родного языка.
Засилье английского, может быть, временное явление, в основном характерное для детей, молодежи, а когда они станут старше, вспомнят родной язык.
Ведущий 2. - Вот мы и подошли к заключительной части ток-шоу. Действительно ли современное состояние русского языка так плачевно? Кто и как калечит родной язык? Что ему угрожает? Нужно ли его спасать? И как это сделать?
Даю по одной минуте каждому гостю.
(Ведущий 2. дает микрофон гостям. Ответы заучивать не стоит, лучше, если скажут то, что думают.)
Примерные ответы гостей:
Да, плохи дела, калечит язык сквернословие, и старые и молодые говорят матом.
Дела неважные, молодежь почти не читает классику, так и выходят слова Толстого и Пушкина из употребления.
Самый большой вред языку наносит компьютер, Windows - там все термины английские, вот молодежь и переделывает их на русский манер. Но молодежь тут ни при чем - нужно создать русскую операционную систему, тогда все откажутся от английского.
Нет, самый большой вред - это американские фильмы и музыка, оттуда весь жаргон и ругательства.
Да ничего страшного не происходит, Шишков еще 200 лет назад говорил, что русский язык в упадке, в загоне, что кругом французские слова, а потом были и Пушкин, и Гоголь, и Толстой - прорвемся и в этот раз!
Спасать нужно, причем срочно - всех заставить читать классику по 100 страниц в день.
Нужно ввести штрафы за иностранные слова, как во Франции.
Нет, нужно штрафовать за матерные слова, а деньги - в фонд школы!
И т. п.
Ведущий 1.- А в заключение нашего мероприятия, еще раз вспомните все, о чем мы говорили, и ответьте мне на несколько вопросов. Изменилось ли ваше отношение к словам – паразитам и сленгу, к засилью иностранных слов? Задумались ли вы над тем, а не слишком ли часто они встречаются в вашей речи? Какое решение вы приняли, нужно ли с ними бороться или вас все устраивает? Вы по-прежнему считаете, что в любой момент сможете отказаться от их использования, и это будет легко и просто, и они бесследно исчезнут?
Спасибо вам большое, нам было очень приятно с вами работать, мы надеемся, вы тоже получили удовольствие, от нашего совместного времяпровождения.
2