СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Точность поэтических образов в стихотворениях А.С. Пушкина "Вот север тучи нагоняя..." и Ф.И. Тютчева "Чародейкою Зимою..."».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению. «Точность поэтических образов в стихотворениях А.С. Пушкина "Вот север тучи нагоняя..." и Ф.И. Тютчева "Чародейкою Зимою..."». 

Просмотр содержимого документа
««Точность поэтических образов в стихотворениях А.С. Пушкина "Вот север тучи нагоняя..." и Ф.И. Тютчева "Чародейкою Зимою..."».»

Конспект урока

Класс: 2 «Б».

УМК: Развивающая система Занкова.

Предмет: Литературное чтение.

Тема: «Точность поэтических образов в стихотворениях А.С. Пушкина "Вот север тучи нагоняя..." и Ф.И. Тютчева "Чародейкою Зимою..."».

Цель:

1. Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений.

2. Развивать у учащихся образное мышление, наблюдательность, умение формулировать свои мысли, вести беседу.

3. Воспитывать любовь к природе, родному краю через поэзию.

Задачи:

1. Формировать умения воссоздавать картины, нарисованные автором, сопоставлять и сравнивать стихотворения.

2. Развивать навык осознанного правильного чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию, понимать смысл стихотворного текста.

3. Воспитывать уважение к мастерам слова и любовь к родной природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид планируемых УУД

Формируемые УУД


Планируемый уровень достижения

Предметные УД

Создать образные представления о зиме на основе восприятия поэтических и живописных произведений.

Развивать у учащихся образное мышление, наблюдательность, умение формулировать свои мысли, вести беседу.

2 уровень – репродуктивный

Регулятивные УУД

Определять тему урока с помощью учителя.

Осуществлять самоконтроль.

Принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой.

2 уровень – репродуктивный

Познавательные УУД

Построение рассуждения; обобщение.

Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Уметь ориентироваться в произведении, выделять в нём существенную информацию.

Формировать умения видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения; искать информацию,

Представлять найденную информацию; структурировать знания при сопоставлении текстов.

2 уровень – репродуктивный



Коммуникативные УУД

Владение монологической речью.

Выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания.

2 уровень – репродуктивный

Личностные УУД

Проявлять интерес к новому учебному материалу.

Формировать интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; понятий о сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

2 уровень – репродуктивный

Учебная литература:

- учебник: В.Ю.Свиридова «Литературное чтение» 3 класс, в 2 частях, часть 1.

Оборудование: классная доска.

Наглядный материал:

Ход урока:

Этап

Время

Содержание урока

Методические указания

I

00

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята.

- Прозвенел звонок, а это значит, что наш урок начался.

- Начинаем урок чтения. Проверьте свою готовность.



II

01

Речевая разминка:

- Подготовим, свой речевой аппарат к работе.

- Упражнения для дыхания:

Игра "Задуй свечу": сильно-сильно выдыхаем - так, чтобы свеча погасла.

А теперь давайте задуем много свечей.

- Теперь, выполним упражнения:

Упражнения на артикуляцию: жестикуляция ртом.

«Вкусное варенье»

- Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу. Представьте, что вы кушаете очень 
вкусное варенье и испач­кали верхнюю губу.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу!

«Лошадка»

- Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

- Следующая наша задача следить за дыханием и правильно произносить звуки.

- Глубоко вдохнули и на выдохе произносим слоги.

са, се, со,сы.

зе, зу, зо, за,зи.

сни, сне, сна, сну, сно.

На выдохе: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

а) испуганно, б) удивленно, в) радостно.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Слайд 1






















На доске приклеить звуки







IV

15

Мотивационно-целевой этап:

-А урок, мы начнём с загадки.

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

(Зима)

-Ребята, о чем эта загадка?

(О зиме)

- По каким признакам вы догадались, что в загадке говорится о зиме?

(Ответы детей).

- Ребята, поднимите руки, кому нравится зима. А почему вы любите это время года?

(Ответы детей).

-А какой вы представляете себе зиму?

(Красивой, снежной,…)

 - Зима – удивительное время года.

- Кто из вас считает, что зима – одно из самых красивых и необыкновенных времен года? 

(Ответы детей)

-Значит, о чем мы сегодня будем говорить и читать?

(О зиме).

- Сегодня зимнюю тему рассмотрим в поэзии. А что такое поэзия?

(Поэзия – это мир чувств и настроений).



V

17

Ориентировочный этап:

- Вот авторы стихотворений, которые мы сегодня будем читать.

-Узнаете?

(Одного узнают – А.С. Пушкина)

- А второй?

(Не знаем)

- А это Федор Иванович Тютчев.

- Давайте вспомним, что мы знаем об этом поэте.

- Федор Иванович Тютчев родился в семье дворянина и помещика в селе Овстуге Орловской губернии (области).

Первоначальное образование получил дома. С детства он хорошо знал французский язык, писал стихи по-французски.

- После поступил на словесное отделение московского университета.

- Потом он работал на государственной службе и лишь в свободное от работы время писал стихи.

Стихи Ф.И.Тютчева редко печатались. Однажды его тетрадь стихотворений попала к Александру Сергеевичу Пушкину. И великий поэт разрешил публикацию стихотворений в своем журнале “Современник”.

Настоящая известность пришла к Ф.И.Тютчеву, когда он выпустил сборник стихов.

- Мы с вами знаем, что природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева очень часто оживает. Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания, тревоги. 

Приготовить 2 портрета.



VI

1)

18

Практический этап:

Подготовка к восприятию.

- Сегодня мы почитаем два замечательных стихотворения, откройте страницы 126 и 127.

- Они немножко похожи, как вы думаете, что их объединяет, попробуйте отгадать?

(Эти стихи будут о зиме)







2)


Первичное чтение:

– Послушаем стихотворение Ф.И.Тютчева “Чародейкою Зимою” и посмотрим, какой представил её поэт в своём стихотворении.

Читаю стихотворение:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою.

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.


И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован.

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…


Солнце зимнее ли мѐщет

На него свой ЛУЧ косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Фёдор Тютчев

-О чем это стихотворение?

(О лесе, и зиме)

-Понравилось ли вам стихотворение?

(Ответы детей)

-Чем? (Ответы детей)

- Значит, какие образы создаёт автор в этом стихотворении? (зима, лес)

– Какое настроение создаёт стихотворение?
(Ответы детей)

– Нарисуйте картины ,возникающие в вашем воображении.

(Ответы детей)
-Как называет Тютчев ЗИМУ здесь?

(Чародейкой)

-Кто такая, Чародейка?

(Волшебница, колдунья).
– Какое волшебство, колдовство она совершила?

(Она заколдовала зимний лес).


3)

25

Физкультминутка на глаза:

-Но, прежде чем читать дальше давайте выполним разминку, для того чтобы наши глазки немножко отдохнули.

- Для этого посмотрим в окно. Далее посмотрим вверх, вниз, вправо, влево. Поморгаем глазками и зажмурим и по моей команде откроем глаза. Молодцы!

ИЛИ

– Ребята, а вам нравится, когда зимой идёт снег?

(Да).

- Давайте мы с вами устроим в классе настоящий снегопад. Представьте, что у вас в руках снежинки и размахивайте ими, как, будто у нас в классе пошёл снег.
– Вот какой сильный снегопад у нас получился. Настоящая метель.

-Молодцы, продолжаем работать дальше.


4)

26

Повторное чтение стихотворения. Работа по теме:

– Обратите внимание, как написано стихотворение. Мы будем читать стихотворение по четверостишиям.
– Прочитаем первое пятистишие.
– Почему слово Зима написано в стихотворении с заглавной буквы?

(Поэт изображает Зиму, как живое существо)

– Найдите примеры, которые говорят об этом.

(Лес стоит, Лес блестит, Зимою околдован и т.д.)

– Как называются такие средства выражения в литературе?

(Олицетворение.)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою.

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

– Чародейка Зима – что за приём использует автор?

(Метафора.)

-Что мы еще узнаем в этом стихотворении?

(О лесе и зиме)

- В каком состоянии находится зимний лес?

(околдован, очарован, окован)

- Почему лес пребывает в таком состоянии?

(Это сделала с ним зима)

Таким образом, эти слова определяют действия зимы.

- Что еще мы узнаем о лесе?

(Что он стоит под снежной бахромою)

-Как вы понимаете под снежной бахромою?

(Под снежной бахромой чудная жизнь - Под снежной бахромой - поэт переносно называет покрытые снегом ветки деревьев, которые переплетаются друг с другом и образуют различные снежные  узоры).

Бахрома – тесьма с висящими с одной стороны нитями или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.

- В каких словах и выражениях показаны недвижимость леса, состояние покоя? Прочитайте.

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- Как вы понимаете это?

Немой (беззвучный, тихий, безмолвный).
Неподвижный
(замерший, оцепеневший, без движения, не способен говорить).

(Поэт описывает лес не как сторонний наблюдатель, он пытается понять его душу, услышать ее голос). 


5)


- Молодцы, читаем дальше. Следующее пятистишие.



И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован.

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…



- Почему такое состояние леса Ф.И.Тютчев характеризует словами “не мертвец и не живой”?

(Лес недвижим, но он не мёртвый, он уснул и спит ,а весной проснётся, появятся листочки, …)

– Укажите в здесь “волшебные слова”.

(Сном волшебным очарован)

– «Сном волшебным», какое художественный приём или по-другому, какое художественное средство использовал поэт?

(Эпитет)

-Правильны молодцы. Оно нам помогает воспринимать лес как живое существо.

- Ещё необычные строчки

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

- Как понять это выражение? 

Опутан (чем-то переплетён).
Окован(цепью). (Неподвижный)

– Какую картину помогают воссоздать слова “околдован, опутан, очарован, окован”?

(Усиливают состояние колдовского покоя)


6)

32

Молодцы, читаем дальше. Следующее пятистишие.

Солнце зимнее ли мѐщет

На него свой ЛУЧ косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Мещет – бросает.

– Как преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца?

(Ответы детей)
– Почему Ф.И.Тютчев назвал это ослепительной красотой?

(Ответы детей)
Ослепительная краса (красивая, блестящая).

– Какой нам показал Зиму Ф.И.Тютчев?

(Ответы детей.)

Зима у Ф.И.Тютчева – добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромою”, оковавшая его лёгкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”.


7)


-Давайте, ребятки посмотрим, как рифмуются строчки.

-Найдите пожалуйста, здесь рифмующиеся слова.

(В первом – зимою – бахромою

Стоит и блестит)

-Это какая рифма?

(перекрестная рифма)

-Почему так?

(Потому что рифмуются через одну строчку).

-Есть ли здесь рифмующие строки попарно?

(Да)

- Докажите.

(Ответы детей)

-Прочитайте самостоятельно это стихотворение.

(затем спрашиваю, 2-3 людей на чтение)


8)


-Давайте теперь посмотрим, как зиму описывает А.С. Пушкин.

Стихотворение «Север, тучи нагоняя…».


Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А.С.Пушкин.

- Как поэт относится к зиме?

(Радуется приходу зимы).

- Как он ее называет?

(Волшебница зима)

- В стихотворении нарисована сказочная или реальная картина зимы?

(сказочное описание)

- С помощью какого поэтического приема А.С. Пушкин создает образ грозного севера, несущего холод?

(олицетворение)

- Найдите олицетворения в тексте.

(Север дохнул, завыл; зима идет, пришла, рассыпалась, повисла, легла)

- С какой целью поэт использует олицетворение? (Чтобы показать Зиму живой.)

- Какие еще художественные средства есть в стихотворении?

(Эпитеты)

Прочитайте. (Волшебница зима, волнистыми коврами, недвижною рекою, матушка зима, пухлой пеленою).

Что значит пухлой пеленою?

(Воздушной, пушистой пеленою(покрывалом))

- Для чего поэт использует эпитеты?

(Чтобы лучше представить образы)

- В каких строчках настроение стихотворения становится веселым, озорным?

(В последних строках)

- Прочитайте последние 2 предложения. Что необычного в построении предложений вы заметили?

(Слова построены необычно)

- Это тоже художественный прием, который использует автор. Называется он инверсия. Это важно для выразительности, созвучия, яркости звучания.

- Почему мороз блеснул?

(Ответы детей)

А как зима проказничает?

(Ответы детей)

- Сделайте вывод.

-Что хотел нам передать Александр Пушкин, использовав художественные средства?

(Используя художественные средства, А.С. Пушкин передал свои чувства, настроение, нарисовал зимнюю картину).


9)


-Давайте, ребятки посмотрим, как рифмуются строчки.

-Найдите пожалуйста, здесь рифмующиеся слова.

(клоками-коврами, дубов-холмов, мы-зимы)

-Это какая рифма?

(перекрестная рифма)

-Почему так?

(Потому что рифмуются через одну строчку).

-Есть ли здесь рифмующие строки попарно?

(Да)

- Докажите.

(сама-зима, рекою-пеленою)

-Прочитайте самостоятельно это стихотворение.

(затем спрашиваю, 2-3 людей на чтение)


10)


– Давайте сравним описание зимы у А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева.
– Какая зима у Ф.И.Тютчева?

(Чародейка, спокойная, тихая, очаровала волшебным сном зимний лес.)

– Какая зима у А.С.Пушкина?

(Весёлая, озорная.)

– С помощью чего достигается понимание этих стихотворений или другими словами, что помогло нам представить такие разные зимы?

(С помощью разных слов и выражений, разных художественных приёмов)

– А для чего поэты применяют художественные приёмы?

(Для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать поэты в своих произведениях)

Вывод:

У каждого писателя своё видение зимы, а художественные приёмы помогают поэтам показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года – зиму.


VIII

36

Рефлексивно-оценочный этап:

-Что интересного было на уроке?

-Понравились ли вам стихотворения?

(ДА)

-Я очень рада, что они вам понравились!

- ЗА ЧТО БЫ ВЫ СЕБЯ ПОХВАЛИЛИ…….

(ответы детей)


IX

40

Итог урока:

– Стихотворения о зиме, каких русских поэтов мы познакомились на нашем уроке?

(А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев).
– Что объединяет эти два стихотворения?

(они о зиме)
– Какие художественные приёмы используют поэты, чтобы мы могли ярче представить зимние картины?

(Олицетворения, эпитеты, метафоры, инверсия)
– Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихотворения?

(Ответы детей)
– Какое стихотворение больше всего запомнилось? Почему?

(Ответы детей)
– Какой же вы увидели, услышали и почувствовали зиму?

(Ответы детей)

Домашнее задание:

- Выучить наизусть одно из стихотворений.

-Спасибо урок окончен! До свидания!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!