СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТКУ по окружающему миру "Зона лесостепей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТКУ по окружающему миру "Зона лесостепей"»

Технологическая карта урока «Окружающий мир», 4 класс

Дидактическое обоснование: УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» 4 класс 1 часть, автор А. А. Плешаков.

Тема урока: Зона степей и лесостепей

Тип урока:изучение нового материала

Цель урока:

-познакомить учащихся с природной зоной степей и лесостепей;

-учить характеризовать природную зону по плану.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

-углубить знания о природных зонах;

-усвоить первоначальные сведения об особенностях природных зон;

-развивать умения находить на карте изучаемые природные зоны.

Личностные:

-иметь представление о богатстве окружающего мира;

-развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

-понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения;

-осуществлять взаимо- и самоконтроль.

Познавательные:

-устанавливать причинно-следственные связи;

-сравнивать природную зону с другими и различать их.

Коммуникативные:

-делиться приобретенной информацией с другими, пересказывать её;

-умение слушать высказывания собеседников;

-участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения.

Межпредметные связи:

-Русский язык «Слово и его значение», работа со словарем;

-Технология «Человек и земля».

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Ресурсы урока:учебник, ч.1; печатная тетрадь, ч.1, карта природных зон России, раздаточный материал.






Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

  1. Организационный момент

-Добрый день, ребята. Сегодняшний урок проведу у вас я, Виктория Юрьевна. Пусть этот урок принесет вам много новых знаний и хороших впечатлений.

-Проверим, все ли готово к сегодняшнему уроку. Сегодня нам понадобится: учебник, печатная тетрадь, ручка, карандаши, линейка и стирательная резинка.

-Все готовы? Тогда начинаем!

Приветствуют учителя





Проверяют свою готовность к уроку



(Нет.) Учитель ожидает готовности ребят и поторапливает их.

-Да.



  1. Мотивация к учебной деятельности

-Ребята, у нас сегодня не обычный урок, а урок-путешествие. Мы с вами не просто необычные путешественники, а исследователи!

-Может кто знает, кто такие исследователи?

-А сейчас давайте проверим себя по словарю. Для этого Женя, выйди, найди и прочитай в словаре указатель на букву «И» и прочитай нам определение «Исследователь»


Делимся на группы

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие, для этого откройте конверт под №1 и ознакомьтесь с ним

Обратите внимание на название вашей группы. Важно не перепутать его, ведь на этом строится весь наш урок.





Это люди, которые что-либо изучают, исследуют.

Человек, занимающийся научными исследованиями, они могут исследовать страны, природу, общество, различные взаимосвязи

(Дети объясняют значение слова)


Делятся на группы

Открывают конверт №1







Делиться приобретенной информацией с другими, пересказывая ее (К)

  1. Актуализация необходимых знаний

  1. Решение кроссворда

Вопросы к кроссворду:

  1. Он не собака, только всё ж

Он очень на неё похож.

В зубах добычу поволок

Злой, страшный, сильный, серый… (Волк)

  1. Рыжий зверь: проворный, мелкий.

Он грызёт орехи, шишки

Спит в дупле. Хвост длинный, пышный.

По деревьям скачет … (Белка)

  1. Весной цвету,

Летом шишки приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю. (Сосна)

  1. Эх, рога, носить их лень.

Тяжелы, для тех, кто носит.

После свадьбы сбросил в осень,

Став безрогим вмиг … (Олень)

5. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. (Брусника)

6.Вкруг ствола большой сосны

Шишки по снегу видны.

Здесь на кузнице затратил

Много сил проворный ... (Дятел)

7. Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.     (Медведь)

8. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый.         (липа)

9. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках.         (ольха)

-Внимательно посмотрите на кроссворд, и скажите, какое слово спряталось в нем?

- Предположите, какая тема нашего урока?

(учитель крепит на доску тему урока)

С помощью опорных слов сформулируйте задачи урока (На доске)

Задачи урока:

1. Определить понятие…(зоны лесостепей)

2. Уметь показывать…(на карте зоны лесостепей)

3. Познакомиться с…(растительным, животным миром, деятельности человека, населением)

4. Узнать…(экологические проблемы зоны лесостепей)

5. Оценить свою работу на уроке

2) Постановка темы и целей урока

Во всех областях природы… существует определенная закономерность, независимая от человека. Макс Планк (знаменитый немецкий ученый)

Согласны ли вы с этим высказыванием?

В конце урока мы к этому вернемся


По ходу работы вы будете выполнять задания в рабочих листах. Он перед вами, подпишите его.

- Попробуйте сформулировать понятие «Зона лесостепей»

- найдите на карте «Природные зоны России» зону лесостепей, каким цветом она выделена?

1. Работа с картой «Природные зоны России»

- Откройте учебник на странице72-73.

- Как называется карта?

- Какая территория охвачена?

- Что является главной темой карты?

- Какие условные знаки использованы?

- Найдите зону лесостепей на карте

- Где находится зона лесостепей относительно лесов?

- Сравните территорию зоны лесостепей с территориями других природных зон? Чем они отличаются?

-А почему лесостепь отделена от зоны лесов, степей? Как вы думаете?





Высказывают свои предположения

Учитель их выслушивает, поправляет.


Подписывают листы (Фамилию и имя ребенка)































Лесостепи

Лесостепи



























Природная зона Северного полушария, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков.

Находят на карте

Умение слушать высказывания собеседников (К)

Сравнивать природную зону с другими и различать их (П)




















Иметь представление о богатстве окружающего мира (Л)


  1. Организация познавательной деятельности

Давайте определим, чем будет заниматься каждая группа и установим соответствие.

Прочитайте, найдите, назовите

Географы

Биологи

Зоологи

Социологи

Экологи


Повторим правила работы в группе (выбрать выступающего и оценить работу друг друга в группе)


У каждой группы план-задание и карта результативности лежит на столах, в конвертах № 2, вы читаете, оформляете результат исследования и выступаете. На данную работу 12 минут.


2. Работа с текстом

1) Прочитайте текст про лесостепи, который лежит в конверте номер 3 и ответьте на вопрос вашей карточки.

2) Самостоятельное чтение

3) Анализ текста (вставьте пропущенные слова в карточку)

4) Делаем промежуточный вывод


План-задание «Географам»

  1. Прочитать текст по листку

  2. Определить по карте место расположения зоны лесостепей

  3. Просмотреть презентацию

  4. Заполнить карту результативности

План-задание «Биологам»

  1. Прочитать текст по листку

  2. Определить по карте место расположения зоны лесостепей

  3. Просмотреть презентацию

  4. Заполнить карту результативности

План-задание «Зоологам»

1. Прочитать текст по листку

2. Определить по карте место расположения зоны лесостепей

3. Просмотреть презентацию

4. Заполнить карту результативности

План-задание «Экологам»

  1. Прочитать текст по листку

  2. Определить по карте место расположения зоны лесостепей

  3. Просмотреть презентацию

  4. Заполнить карту результативности

План-задание «Социологам»

  1. Прочитать текст по листку

  2. Определить по карте место расположения зоны лесостепей

  3. Просмотреть презентацию

  4. Заполнить карту результативности


Слово предоставляется географам.















- А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи

















- Рассказ зоологов о животных лесостепи.



















Рассказ социологов о населении лесостепи








- Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне лесостепи возникают. Об этом нам расскажут наши экологи
















Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

-А сейчас откройте свои тетради на странице 35, посмотрите внимательно на таблицу.

По мере выступления групп, на доске создается кластер по теме, благодаря которому, позже дети заполняют таблицу3. 3. Работа с таблицей

1)Ребята, а кто скажет, как называется эта таблица?

(Структура ЛЕСОСТЕПНОЙ ЗОНЫ)

Хорошо, А как бы вы ее назвали?

2)Назовите структурные компоненты этой таблицы? (ГП, флора и фауна, население, экология)

3)По какому признаку мы определяем компоненты схемы?

Хорошо, мы с вами будем заполнять эту таблицу на протяжении всего урока

4)Работа над понятиями

5)Наглядный вывод


4. Работа со схемой «Составные части зоны лесостепей»

Ребята заполняют схему согласно своим ответам на карте результативности. Они прикрепляют карточки, заранее приготовленные учителем.

- Какие деревья растут в лесостепях?

- Какие животные обитают в лесостепях?

- Какие климатические условия отличают зону лесостепей?

- Давайте запишем это в колонку климатические условия.


- Какие деревья растут в лесостепи? Много ли их?

- Запишем это в колонку «растительный мир лесостепи»

- Кто запомнил какие птицы есть в лесостепях?


- Какие животные обитают в лесостепях?

- Запишите это в таблицу


5. Моделирование «Составление цепей питания» (в парах)

- Возьмите конверт номер 4. Вы с соседом по парте должны выполнить задание.

- Вам нужно составить цепи питания из предложенных компонентов и придумать одну свою

- Света, что нужно сделать?


- Самостоятельное выполнение


- Кто составил 1 цепь питания?

- Кто составил 2 цепь питания?

- Кто составил 3 цепь питания?

- Кто придумал свою цепь питания?

Формулируют задачи урока


Высказывают предположения

Изучают растительный мир

Изучают животный мир

Определяют экологические проблемы

Определяют географическое положение на карте, климат зоны лесостепей, изучают общество (население)

Обозначают на линеечке успеха уровень своих знаний

Проговаривают правила работы в группе

Планируют свои действия


Работают в группах с текстом учебника









































Выступают с ответами, вывешивают оформленные коллажи.

  1. Для лесостепи свойственны заснеженная прохладная зима, и сравнительно жаркое влажное лето. Средние показатели температур января колеблются от -2 до -20˚ С. В некоторых районах Сибири морозы достигают -35˚ С. Средняя температура варьируется между 18 и 25˚С. Годовое количество осадков в лесостепи составляет около 400-1000 мм, большая часть из которых приходиться на лето.

  2. Характерно сложное чередование на водоразделах живописных массивов лиственных лесов (реже хвойных боров) с участками разнотравных степей. В Европе и в Европейской части России типичны светлые широколиственные леса из дуба (дубравы), липы, каштана, ясеня и др. Встречаются также байрачные леса. В Сибири распространены островные мелколиственные березово-осиновые колки. К лесостепям относятся также в Северной Америке прерии, в Африке и Австралии — саванны.

В лесостепи нет особых, свойственных только ей видов животных. Типично степные виды (суслик, сурок, дрофа и др.) сочетаются и сосуществуют здесь с типично лесными представителями (белка, куница, лось) и тому подобное. Видовой состав меняется от степного к лесному при движении на север.

Можно сказать, что в лесостепи обитает и степная, и лесная фауна, а разнообразие животных меняется по мере продвижения с юга на север. Типичные обитатели лесостепи:

земляной заяц,аист, дрофа, ястреб, тетерев, орел, куропатка, жаворонок

дрозд, дятел, тушканчик, сурок, байбак, хорек, грызуны, лисица, волк

белка.

Население лесостепей( монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище — юрта.
4.Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
5.Безлесные открытые пространства ранее разнотравных, типчаково-ковыльных лесостепей сейчас почти полностью распаханы. Широко распространенно сельскохозяйственное природопользование. На плодородных почвах выращивают зерновые и технические культуры, овощи. Прежде богатый животный мир оскудел. Для сохранения островных боров и дубрав создаются охраняемые территории. Так в 1927 г. в России был создан Воронежский заповедник.










Ученики, каждая группа, заполняют свою колонку.

Умение понимать учебную задачу (Р)






Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)





Умение устанавливать соответствие (П)



Умение слушать высказывания собеседников (К)







Умение работать с информацией, представленной в различных источниках(П)


Читать учебный текст, выделяя из него нужные сведения, дополнять свои знания (П)



Умение делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её. Умение слушать высказывания собеседников (К)


Умение ориентироваться в своей системе знаний (П)


Участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения. (К)


Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

  1. Подведение итогов урока

1) Проверка первичного усвоения темы урока (тестирование)

Обратите внимание на доску мы с вами создали продукт урока, а сейчас для того, чтобы узнать, как вы усвоили материал урока, я предлагаю вам выполнить тест, который находится в рабочем листе. Это 3 задание. Приступаем, на данную работу 2 минуты


Выбери правильный ответ

1. Зона лесостепей расположена на ..... нашей страны:

а) северо-востоке б) востоке в)юго-востоке.

2. На карте природных зон зона лесостепей закрашена .... цветом:

а) розовым б) зелёным в) жёлтымг) светло-коричневым.

3. Характерный признак зоны лесостепей — это ....

а) сплошной травянистый растительный покров

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов,лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся ....

а) белые журавли краснозобые, казарки, розовые чайки

б) ястребы, кедровки,сойки

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений лесостепи характерны.....

а) стелющиеся корни,крупные листья

б) длинные корни,мясистые стебли,листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли.

6. В лесостепи по вине человека появились следующие экологические проблемы.....

а) вырубка,загрязнение бытовым мусором,браконьерство,неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей.

На доске появляются ответы

Проверьте по образцу и оцените свою работу

«5»- 6 правильных ответов

«4» - 4-5 правильных ответов

«3» - 3 правильных ответа



Выполняют тест
















































Сверяют с образцом



Проводят самооценивание

Осуществлять самоконтроль. (Р.)





















Сохранение учебной задачи (Р)

  1. Рефлексия

«Во всех областях природы… существует определенная закономерность, независимая от человека». Макс Планк


Объясните, какая закономерность есть в природных зонах, независимая от человека?


Вернитесь к линеечке успеха, обозначьте на какой высоте вы находитесь после работы над темой. У какого добавились знания о природных зонах лесостепей?


Вернемся к задачам урока. Закончите предложение…


  • Я могу…

  • Я узнал…

  • Я понял…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Лично для меня было ценным сегодня на уроке…


Оцените себя. У вас в рабочих листах, выставлялись отметки по ходу урока. Поставьте общую; если больше пятерок, то пятерку, если четверок – то четверку. Поднимите руку у кого пятерки, четверки.


Вы сегодня провели исследование зоны лесостепей.


Как вы думаете на этом этапе можно сказать, что наше исследование зоны лесостепей закончено? Что еще можно узнать о зоне лесостепей?



Природные зоны меняются в зависимости от климата, отсюда растительность и животный мир, деятельность человека и экологические проблемы







Объясняют



Отмечают линеечку успеха






Проводят рефлексию своей деятельности



Оценивают результаты своей деятельности












Высказывают предположения



(цепи питания, растения и животные, занесенные в красную книгу)


Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы( Р)


Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки (Р)


способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности(Л)


  1. Домашнее задание

Дома вам нужно будет прочитать и пересказать тескт на с. 110-117 и выполнить задание в П.Т. с. 54 №3. Вам нужно будет приклеить рисунки в нужные прямоугольники.

Записывают в дневники




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!