СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тьюторское сопровождение развития функциональной грамотности учащегося

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю работу, принимавшую участие в VII Международном конкурсе профессионального мастерства педагогов, проходившем в Минске в 2023 году

Просмотр содержимого документа
«Тьюторское сопровождение развития функциональной грамотности учащегося»

Тьюторское сопровождение развития

функциональной грамотности учащегося

Поправко Вера Петровна

Государственное учреждение образования «Средняя школа №66 г. Гомеля», учитель истории и обществоведения


В современных образовательных стандартах общего среднего образования[1] акцент переносится на формирование функциональной грамотности обучающихся, то есть особую значимость приобретают вопросы достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.

В основу проекта тьюторского сопровождения развития фунциональной грамотности учащегося положена инновационная образовательная технология «Образовательное путешествие», которая позволяет соотнести себя с другими, расширяет границы общения, дает учащемуся возможность проверить себя на жизненную зрелость и оценить свою готовность к различным нестандартным ситуациям [2]. Главным результатом такого сопровождения становится пробуждение личности, ее самоопределение в социокультурном пространстве [3].

В 2020-2022 годы коллектив педагогов и учащихся средней школы №66 г. Гомеля работал над реализацией инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям» (далее – инновационный проект).

Участником инновационного проекта, в отношении которого осуществлялось тьюторское сопровождение по развитию функциональной грамотности, являлся учащийся 11«А» класса государственного учреждения образования «Средняя школа № 66 г. Гомеля» Горицкий Владислав Владимирович (ныне – студент исторического факультета ГГУ им. Ф.Скорины).

Владислав обучался в школе с 1 класса. Проживает в полной, материально обеспеченной семье. Родители принимают активное участие в социокультурном становлении сына, поддерживают связь не только с классным руководителем, но и с учителем, занимающим позицию тьютора. Учащийся целеустремлен, дисциплинирован, уважительно относится к одноклассникам и преподавателям. Стиль поведения доброжелательный, спокойный. Очень раним, бывает эмоционально неустойчив, тревожность повышенная. Проявляет повышенный интерес к предметам гуманитарного цикла. Любит читать приключенческую и философскую литературу.

Данный материал посвящен тьюторскому сопровождению развития функциональной грамотности Владислава не только при подготовке к олимпиадам и конкурсам по всемирной истории и истории Беларуси, но и акцентирует внимание на вопросах выбора будущей профессии, подготовке к ЦТ и ЦЭ по данным предметам.

Пояснительная записка к программе тьюторского сопровождения развития функциональной грамотности Горицкого Владислава

Программа направлена на включение учащегося в процесс проектирования собственного профессионального будущего, формирование готовности к продолжению образования и выстраиванию карьеры на протяжении всей жизни. Предполагается, что через взаимодействие педагогов и учащегося решается широкий круг задач, связанных с его самоопределением в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания им возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов средней школы № 66 г. Гомеля и других образовательных учреждений для достижения образовательных и личностных целей. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Сопровождение рассматривается как сфера деятельности тьютора, ориентированная на взаимодействие с учащимся по поддержке его в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности.

Основные формы и методы работы: консультирование, активизирующие методики, проектные технологии, информационные технологии.

Предполагаемые формы организации познавательной деятельности в рамках реализации программы: индивидуальное обучение или обучение в малых группах в области освоения содержания программы по русскому или белорусскому языкам, всемирной истории, истории Беларуси; участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных играх и др.

Успешность реализации будет достигнута при соблюдении следующих принципов: признание объективности существования индивидуальных целей учащегося в образовательном процессе; индивидуализации образовательного процесса; максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности; непрерывности и преемственности – понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования; психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия; свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи тьютора.

Цель программы: психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения Горицкого Владислава посредством образовательного путешествия в мир профессий, связанных с изучением истории.

Задачи программы:

1. Выявить образовательный запрос обучающегося и его законных представителей через мероприятия по сбору данных о планах, намерениях, интересах, склонностях, мотивах, готовности к социально- профессиональному самоопределению;

2. Разработать механизм индивидуального сопровождения учащегося с целью формирования индивидуальной образовательной траектории;

3. Способствовать реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося в современной социокультурной образовательной среде.

Программа рассчитана на 2 полугодие 2022/2023 учебного года.

Реализация программы предусматривает несколько этапов: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитический.

На первом этапе диагностическом возможно использование индивидуального подхода в проверке знаний, через дифференцированные задания по предметам, выбранным в качестве необходимых для сдачи ЦТ и ЦЭ. При выборе домашнего задания, различных необязательных вариантов творческих и исследовательских работ, направленных на развитие способностей, исследовательских умений и учитывающих индивидуальные познавательные возможности и потребности Владислава, а также его возрастные возможности: сообщение или доклад по предложенной проблеме, эссе, рисунки, создание коллажей или презентаций по понравившейся теме.

Тесное сотрудничество с психологом – знакомство с результатами диагностических тестов на направленность интересов учащегося, тестов на определение преобладания левого/правого полушария, карты интересов, и др.

Составлена ресурсная карта личностных интересов Владислава:

Программа тьюторского сопровождения развития функциональной грамотности Горицкого Владислава по подготовке к ЦТ и ЦЭ

на II полугодие 2022/2023 учебного года

Тема занятия. Цели и задачи. Формирование компетенций  (познавательные, регулятивные, рефлексивные, коммуникативные, личностные) 

Механизмы и методы тьюторского сопровождения для формирования универсальных учебных действий


Сроки

Достижения и самооценка


1-2

Введение. Обсуждение проблемных вопросов по подготовке к ЦТ по русскому и белорусскому языкам, истории Беларуси, всемирной истории, просмотр возможных проблемных вопросов.

Цель формирование Умения видеть противоречие в условиях при решении учебной или жизненно-практической задачи, умение выделять главное - Познавательные, Умение формулировать проблему - познавательные коммуникативные личностные.

Индивидуальные беседы с учителями-предметниками. Подробное обсуждение вопросов об основных принципах работы с заданиями по подготовке к ЦТ и ЦЭ

Индивидуальная работа (работа с учебником);

учитель-тьютор помогает правильно проанализировать материал учебника.

Выполнение пробных тестов. Совместный анализ допущенных ошибок.


январь

2023

Экспертная оценка и самооценка

3-4

Работа терминами по выбранным предметам. Решение заданий с их использованием. Цель - формирование умения извлекать информацию из разных источников, воспринимать и анализировать разные формы представления информации, умение выделять существенные признаки и умение сопоставлять разные данные –познавательные Умение самостоятельно воспроизводить (знания, способы, действия), комбинировать, выбирать необходимое для решения задач – познавательные, рефлексивные, регулятивные, личностные

Тьютор и учителя-предметники предлагают варианты терминологических сборников по предметам, выбранным для сдачи ЦТ и ЦЭ, а также обращают внимание на словари в учебнике на факультативных, стимулирующих и дополнительных платных занятиях. Предлагается на выбор удобный для тьюторанта вариант для анализа терминологии с позиции актуальности как для олимпиадных и конкурсных работ, так и для сдачи ЦТ и ЦЭ

февраль 2023

Анализ результатов диагностического и репетиционного тестирования










5-6

Составление схем разных типов.

Цель сформировать умение применять различные приемы структурирования информации (таблицы, схемы, графики, модели) – познавательные, регулятивные.

Просмотр вариантов таблиц и схем. Тьютор задает прямые вопросы с заполнением таблицы: - ответь на шесть вопросов 1. Что?2.Где? 3.Когда?.4. Кто?5. Как? 6. Почему?

Совместный анализ результатов

март 2023


7-8

Решение заданий на соответствие

Цель сформировать умение использовать и применять различные приёмы поиска, отбора и структурирования информации- познавательные, регулятивные. 

Самообразование (работа

с дополнительной литературой)

март 2023


9-10

Решение заданий по типу вставить пропущенные слова.

Цель сформировать умение использовать и применять различные приёмы поиска, отбора и структурирования информации -познавательные, регулятивные. 

Самообразование (работа с дополнительной литературой)

апрель 2023


11-12

Решение заданий по выявлению различных и общих признаков.

Цель сформировать умения самостоятельно воспроизводить (знания, способы, действия), комбинировать, выбирать необходимое для решения задач – познавательные, рефлексивные, регулятивные, личностные. 

Работа на факультативных и стимулирующих занятиях, в рамках курса дополнительных платных услуг. Совместное представление разных вариантов работ.


апрель 2023


13

Подведение итогов. Рефлексия

Умение осуществлять контроль последовательности и правильности действий –

регулятивные

Умение давать оценку своим действиям и их последовательности – личностные, рефлексивные

Умение анализировать свои достижения – личностные

Умение принимать ответственность за свои действия - личностные 

Собеседование по итогам участия в 1 и 2 этапах республиканской олимпиады по истории Беларуси, всемирной истории, краеведческих и исторических олимпиадах, проводимых учреждениями высшего образования, диагностическом и репетиционном тестировании

май 2023


Ожидаемые результаты:

  1. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);

  2. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;

  3. Социализация, успешность в олимпиадах, конкурсах, диагностическом и репетиционном тестировании;

  4. Развитие у учащегося навыков самостоятельной образовательной деятельности.

В соответствии с программой разработан индивидуальный образовательный маршрут Горицкого Владислава, для реализации которого были поставлены следующие цели:

Общая цель: получить представление о профессиях музейного или архивного работника для осуществления выбора при дальнейшем жизнеустройстве

Краткосрочная цель: результативно выступить на олимпиадах по истории и краеведческих конкурсах; работать на максимальный балл аттестата

Маршрутный лист

Образовательная область

Предметы

Часы

Итоги за 10 класс

(ср.б.

6,3)

Предполагаемая результативность деятельности в 2022/2023 уч.г.

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 чет.

Год

Базовый компонент

белорусский язык

1

4

4

4

5

5

5

белорусская литература

1/2

6

8

8

8

8

8

русский язык

1

4

6

5

5

6

6

русская литература

2/1

7

9

9

9

9

9

английский язык

3

6

5

6

6

6

6

история Беларуси

1

9

9

10

10

10

10

всемирная история

1

8

9

10

10

10

10

обществоведение

1

7

8

9

9

9

9

математика

3

5

4

3

3

4

4

информатика

1

6

6

7

7

7

7

химия

2

5

5

5

5

5

5

биология

2

7

8

8

8

8

8

физика

2

4

5

5

5

5

5

география

1

6

5

6

6

6

6

физическая культура и здоровье

2

осв

осв.

осв.

осв

осв.

осв.

допризывная и медицинская подготовка

1

9


9

9

9

9

9

Базовая нагрузка


28 часов

Компонент образовательного учреждения

Факультативы

Часы


Результативность деятельности


1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

Год

История Беларуси

1



русский язык

1



Итого часов в неделю

2 часа

Общая нагрузка

30 часов

Максимально допустимая нагрузка

34 часа

Дополнительное образование в образовательном учреждении

Название

Часы, расписание занятий

Результативность деятельности

Куратор (педагог)

Стимулирующие занятия по всемирной истории

Понедельник, четверг

14.00-14.45

Участие в РТ

Участие в ЦТ, олимпиадах, конкурсах

Педагог - тьютор

Подготовка к ЦТ по истории Беларуси

(на платной основе)

суббота

09.00 – 10.30

Участие в РТ

Участие в ЦТ, олимпиадах,

Педагог - тьютор

Недельная нагрузка

4 часа

Дополнительное образование вне образовательного учреждения

Название

Часы, расписание занятий

Результативность деятельности

Куратор (педагог)

Трудовое обучение

Вторник, среда-

3+3 часа

УПК

преподаватели

Бассейн «Волна»

Четверг

20.00-21.00

ЗОЖ

Личный тренер

Подготовительные курсы по русскому языку УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

Четверг

17.00-19.15

Участие в РТ

Участие в ЦТ

Преподаватель курсов

Недельная нагрузка

10 часов



Участие в общественной деятельности в образовательном учреждении и вне учреждения

Название органа ученического самоуправления

Вид деятельности

Результативность

деятельности

Куратор (руководитель)

интеллектуальный клуб «Каравелла»

участник кают-компании «Буревесник»

Высокий рейтинг участия в школьных, городских, областных конкурсах, олимпиадах

Учитель истории, педагог-тьютор

Индивидуальное сопровождение
(диагностика, психологические тренинги, профориентация)

Виды занятий, мероприятий

Часы, расписание занятий

Куратор (руководитель)

Диагностика

1 раз в четверть

( по отдельному графику)

Классный руководитель, Педагог-психолог

Психологические тренинги

1 раз в четверть

( по отдельному графику)

Педагог-психолог


Профориентационные мероприятия по плану инновационного проекта

1 раз в четверть

( по отдельному графику)

Классный руководитель

Учитель-предметник

Консультации

Еженедельно, 1 час

Учитель-тьютор

Участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, проектах, программах

Название, вид мероприятия

Уровень

Представленная работа

Результат

Куратор (руководитель)

Турнир по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»

Районный, городской

Командное выступление

Дипломы II , III степени начиная с 9 класса

Учитель-тьютор


2 этап областной олимпиады по истории

городской

Олимпиадные задания

Дипломы II, III степени начиная с 5 класса

Учитель-тьютор


2 этап республиканской олимпиады по истории

городской

Олимпиадные задания

Дипломы II, III степени начиная с 10 класса

Учитель-тьютор


Областные краеведческие конкурсы

«Город над Сожем»

Областной

Командное выступление

Дипломы II, III степени начиная с 7 класса

Учитель –тьютор

Республиканский конкурс по истории «Кентаврик»

республиканский

Олимпиадные задания

Дипломы II, III степени начиная с 5 класса

Учитель-тьютор

Результаты репетиционного и диагностического тестирования Горицкого Владислава в 2022/2023 учебном году

Предметы ЦТ

ДТ (1)

ДТ (2)

ДТ (3)

РТ (1)

РТ (2)

РТ (3)

ЦТ

Русский язык

71

73

77

72

74

79

81

Всемирная история




82

78

85

87

История Беларуси

77

78

86

79

81

85

89

По результатам ЦТ и ЦЭ Владислав поступил в Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины на исторический факультет (специальность музейное дело).

Таким образом, на основании образовательного запроса Горицкого Владислава и его законных представителей разработан механизм его индивидуального сопровождения: создана искусственная образовательная среда, в которой развивались универсальные возможности обучающегося.

При этом индивидуальный учебный план выполнил функцию прогнозирования для Владислава – предоставил возможность выбора предметов для изучения. Индивидуальная образовательная программа выполнила функцию проектирования – Владислав получил возможность самостоятельно составлять траекторию образовательной деятельности. А индивидуальный образовательный маршрут выполнил функцию конструирования образовательной деятельности – обучающийся и его законные представители получили возможность самостоятельно определять, в какой последовательности, в какие сроки и какими способами будет реализована образовательная программа.

В плане личностного роста сформирована адекватная сделанному выбору самооценка, являющаяся основным показателем зрелости личности и способствующая осознанному выбору дальнейшего образования, в том числе и профессионального.





Список литературы

  1. Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. № 125. – С. 5, 22, 71.

  2. Коган, М.С. Метод проектов и условия его эффективного применения в воспитательной работе: пособие для педагогов / М.С. Коган. – В.: Воспитание и дополнительное образование. – 2005. - №5. – 105с.

  3. Петушкова, Е. В. Коммуникативно-деятельностный подход к управлению индивидуальной учебной деятельностью учащихся / Е. В. Петушкова, С. Д. Шакура // Народная асвета. – 2011. – № 2. – с.7 – 1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!