Определение понятия «эпоха Просвещения». Составляют кластер-ассоциацию с понятием «эпоха Просвещения». Каждой группе выдаются ресурсы для составления кластера, где каждая группа даёт по 3 ассоциации. Эпоха Просвещения ДЕСКРИПТОР: 1. Обозначает первую ассоциацию. Обозначает вторую ассоциацию. Обозначает третью ассоциацию. Ф.О. «Взаимопроверка». После составления кластера группы меняются работами, знакомятся с ними и обсуждаются всем классом. Учитель: После Английской революции многие европейские философы стали открыто говорить о несовершенстве мира и предлагать свои идеи по его переустройству. Впоследствии этих философов стали называть просветителями. Просветители считали, что мир устроен по законам разума, за что их воззрения получили название рационализм (от лат. «рацио» - разум). Каждый философ по-своему представлял место Бога в мире. Одни считали, что создав мир и его разумные законы, Бог не вмешивается в его жизнь. Другие, что Бог – это не некая личность, а сама природа с ее естественными законами, Вселенский разум. Третьи, что Бога вообще не существует, и он был выдуман людьми, когда им не хватало знаний, чтобы объяснить законы мира. Это отрицание Бога получило название Атеизм (от греч. «отрицаю Бога»). Просветители выдвинули идею свободы совести, т.е. свободного выбора любой веры или атеизма. Человек представлялся просветителям самым совершенным существом на земле, т.к. только он был наделен разумом и способен познать законы природы. Все движение человеческой истории просветители рассматривали как движение человечества от темноты и невежества к познанию законов мира. 2. Заполнить таблицы: I группа: Просветители науки Просветитель: | Страна: | Труды просветителя: | | | | | | | | | | Дополнительный вопрос: выявить, чьи идеи просвещения развивали, а чьи – ограничивали роль религии? ДЕСКРИПТОР: 1. Вписывают первого просветителя, с какой страны он родом и его труды. 2. Вписывают второго просветителя, с какой страны он родом и его труды. 3. Вписывают третьего просветителя, с какой страны он родом и его труды. 4. Вписывают четвертого просветителя, с какой страны он родом и его труды. 5. Отмечает просветителей, чьи идеи развивали роль религии. 6. Отмечает просветителей, чьи идеи ограничивали роль религии. II группа: Просветители искусства Просветитель: | Страна: | Идеи просветителя: | | | | | | | | | | Дополнительный вопрос: как просветители искусства влияли на общественное развитие? ДЕСКРИПТОР: 1. Вписывают первого просветителя, с какой страны он родом и его идеи. 2. Вписывают второго просветителя, с какой страны он родом и его идеи. 3. Вписывают третьего просветителя, с какой страны он родом и его идеи. 4. отвечают на вопрос, как просветители искусства влияли на общественное развитие. Ф.О. – Проверка таблиц методом «3 хлопка»: 3 хлопка – правильные сведения; 2 хлопка – не совсем правильный ответ; 1 хлопок – неверный ответ. Заполненные таблицы группы сравнивают с правильно-заполненным шаблоном в слайде презентации. (эта форма оценивания позволяет быстро и эффективно проверить полученные знания, создать соревновательную атмосферу в группах и повышение мотивации). |