СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тире в бессоюзном сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересная разработка урока. 

Просмотр содержимого документа
«Тире в бессоюзном сложном предложении»

Тема урока "Тире в бессоюзном сложном предложении"

Цели.

Образовательные

  • повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия;

  • познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП;

  • формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях.

Воспитательные - воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию.

Развивающие - развитие речи и позновательного интереса учащихся.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Метод урока:объяснительный.

Вид урока: урок-беседа.

Наглядность: опорные схемы, текст

Ход урока

І. Организационный момент урока.

ІІ. Подготовка к восприятию новой темы.

О трех золотых куклах”

Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так.   Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет.

И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.

Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.

Тогда юноша сказал:

- Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.

(Из индийского фольклора)

1. Работа по тексту “О трех золотых куклах”.

а) выразительное чтение текста учащимися;

б) беседа путем ответов на вопросы:

2. Какой подарок и с какой просьбой получил султан?

3. Прочитайте его наказ придворным.

4. Кто и как разгадал тайну подарка?

5. Прочитайте объяснение юноши.

6. Какие качества людей символизируют эти куклы?

7. Какое из качеств вы цените в человеке?

8. Какова главная мысль текста? (“Уметь держать язык за зубами-признак культуры человека”)

9. Синтаксический разбор предложений:

А) Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.

Б) Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.

В) Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.

Г) Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.

Д) Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.

10. Знаки препинания при БСП.

Знаки
препинания

Обоснование

Схема

Примеры

Запятая
( , )

Предложения небольшие по объему, в них перечисляются какие-то факты

[ ], [ ],
[ ].

Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.

Точка с запятой
( ; )

Предложения более распространены, не очень близки по содержанию

[,];

[, ,].

Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.

 

Знаки
препинания

Обоснование

Схема

Примеры

Двоеточие
( : )

1) вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части

[ ] : [ ].

Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.

Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.

2) вторая часть поясняет первую

[ ] : [ ];
[ ].

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, потом говорят; другие прежде говорят, а потом уже думают (Л.Т)

3) вторая часть дополняет первую, распространяя обычно сказуемое

[ ] : [ ].

Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.

ІІІ. Объяснение новой темы.

1. Тире в простых предложениях.

А) Держать язык за зубами – очень жизненный фразеологизм. (Между подлежащим и сказуемым)

Б) Ни дерево, ни вода - ничто не шелохнется. (Перед обобщающим словом после однородного члена предложения)

В) Одежда очищается от стирки, душа – от задушевной беседы. (В неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения)

2. Тире в бессоюзных сложных предложениях.

А) Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними они не нашли.

Б) Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет

В) Ласково заговоришь – змея из норы выползет.

Г) Дети стали большими – им надо серьезно учиться.

Д) Ученый без трудов – дерево без плодов.

Знаки
препинания

Обоснование

Схема

Примеры

Тире
( - )

1) части противопоставлены по содержанию

[ ] - [ ].

Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними они не нашли

Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет

2) первая часть указывает на время и условие того, о чем говорится во второй части

[ ] - [ ].

Ласково заговоришь – змея из норы выползет.

Будешь книги читать – будешь все знать.

3) вторая часть заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части

[ ] - [ ]

Солнце дымное встает – будет день горячий.

Скажешь слово – добавят десять.

Дети стали большими – им надо серьезно учиться.

4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго

[ ] - [ ]

Ученый без трудов – дерево без плодов.

5) Быстрая смена событий

 

Вагоны тронулись - поезд стал.

Игнат спустил курок – ружье дало осечку

ІV. Закрепление темы.

1. Практическая работа.

- Объяснить случай постановки тире в БСП.

- Заменить БСП сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

Настанет утро - двинемся в путь.

Будешь книги читать – будешь все знать.

Хочешь получить великую истину - начинай с азбуки.

Труд человека кормит – лень портит.

Дрова все вышли – топить нечем.

  2. Графический тест. Знаки препинания при БСП.

Знаки
препинания

Предложения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Запятая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двоеточие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тире

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Кончил дело – гуляй смело.

  2. За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал.

  3. Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам.

  4. Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку.

  5. Поедем домой: будет холодно.

  6. В поле потемнело: надвигалась гроза.

  7. Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.

  8. Мы очень зябли : ночи были уже холодные.

  9. Солнце дымное встает – будет день горячий.

  10. День становился все более ясным, облака уходили, гонимые ветром.

V. Подведение итога урока в форме диалога с классом.

- Какую тему рассмотрели сегодня?

- В каких случаях в БСП ставится тире?

- Чем можно заменить БСП?

VI. Домашнее задание.

Выписать из художественной литературы и материалов прессы по два предложения на каждый случай постановки тире в БСП.

VIІ. Оценка деятельности учащихся.

VIІІ. Заключительное слово учителя о пользе знаков препинания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!