СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы склонения и правописание ь на конце шипящих у существительных 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Типы склонения и правописание ь на конце шипящих у существительных 5 класс (новый ФГОС)»

Типы склонения и правописание ь на конце шипящих у существительных

Типы склонения и правописание ь на конце шипящих у существительных

ЦЕЛИ закрепить знания о склонениях существительных, умение находить начальную форму, определять тип склонения, склонять существительные повторить закономерности написания буквы ь после шипящих, формировать умение находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их

ЦЕЛИ

  • закрепить знания о склонениях существительных, умение находить начальную форму, определять тип склонения, склонять существительные
  • повторить закономерности написания буквы ь после шипящих, формировать умение находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их
Чтение теоретического материала. После этого устно склоняем существительные из упр. 559, сопоставляем окончания. Составление таблицы по заданию упр. 561 с включением слов из упр. 560. Учащиеся определяют, какие слова относятся ко 2-му, какие — к 3-му склонению, записывают слова в два столбика: бандероль, мозоль, рояль, картечь, совесть, тюль, панцирь, ночь, полынь, лазурь, изморозь, молодёжь, щавель, бутыль, янтарь, вуаль, озимь, кабель, портфель, календарь, насыпь, пристань, шалаш, дрожь, заросль, багаж, циркуль.
  • Чтение теоретического материала. После этого устно склоняем существительные из упр. 559, сопоставляем окончания.
  • Составление таблицы по заданию упр. 561 с включением слов из упр. 560.
  • Учащиеся определяют, какие слова относятся ко 2-му, какие — к 3-му склонению, записывают слова в два столбика: бандероль, мозоль, рояль, картечь, совесть, тюль, панцирь, ночь, полынь, лазурь, изморозь, молодёжь, щавель, бутыль, янтарь, вуаль, озимь, кабель, портфель, календарь, насыпь, пристань, шалаш, дрожь, заросль, багаж, циркуль.
Ь пишется Ь не пишется 1. В существительных 3 склонения: мышь. 1. В существительных муж. рода: камыш, ландыш, пейзаж. 2. В глаголах: увлечь, терпишь, не зависишь, собираешь, беречь, бродишь, спешишь. 2. В кратких прилагательных: хорош, свеж.

Ь пишется

Ь не пишется

1. В существительных 3 склонения:

мышь.

1. В существительных муж. рода: камыш, ландыш, пейзаж.

2. В глаголах: увлечь, терпишь, не зависишь, собираешь, беречь, бродишь, спешишь.

2. В кратких прилагательных: хорош, свеж.

1.  Вставьте пропущенные буквы, выпишите эти слова, объясните свой выбор. Как хорош… день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … усидеть дома выходиш…, осматриваеш…ся вокруг. Любуеш…ся голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч …выглядывает редкий луч…. Ты с радостью понимаеш…, что весна не мираж, что скоро почувствуеш… запах талых крыш.... А снег блестящ… и скрипуч... Хорош (кр. прил.), не можешь (глаг.), выходишь (глаг.), осматриваешься (глаг), любуешься (глаг.), из – за туч (сущ. Род. п. мн. ч.), луч (сущ. муж. р.), понимаешь (глаг.), мираж (сущ. М.р), почувствуешь (глаг) крыш (сущ. Род. п. мн. блестящ (кр.прил.), скрипуч (кр.прил).

1. Вставьте пропущенные буквы, выпишите эти слова, объясните свой выбор.

Как хорош… день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … усидеть дома выходиш…, осматриваеш…ся вокруг. Любуеш…ся голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч …выглядывает редкий луч…. Ты с радостью понимаеш…, что весна не мираж, что скоро почувствуеш… запах талых крыш.... А снег блестящ… и скрипуч...

Хорош (кр. прил.), не можешь (глаг.), выходишь (глаг.), осматриваешься (глаг), любуешься (глаг.), из – за туч (сущ. Род. п. мн. ч.), луч (сущ. муж. р.), понимаешь (глаг.), мираж (сущ. М.р), почувствуешь (глаг) крыш (сущ. Род. п. мн. блестящ (кр.прил.), скрипуч (кр.прил).

2.  Вставить пропущенную букву. Глуш(?) (3 скл.), финиш(?) (2 скл ), мелоч(?) (3 скл.), из – за туч(?) (1 скл.), помощ(?) (3 скл.), жилищ(?) (1 скл.), молодёж(?) (3 скл.), манеж(?) (2 скл.), реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), залеж (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?). 3.  Списать словосочетания, ставя, где надо, мягкий знак на конце, обозначая условия выбора. Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).

2. Вставить пропущенную букву.

Глуш(?) (3 скл.), финиш(?) (2 скл ), мелоч(?) (3 скл.), из – за туч(?) (1 скл.), помощ(?) (3 скл.), жилищ(?) (1 скл.), молодёж(?) (3 скл.), манеж(?) (2 скл.), реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), залеж (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?).

3. Списать словосочетания, ставя, где надо, мягкий знак на конце, обозначая условия выбора.

Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подготовка к словарному диктанту. Здесь, рассчитать, рассвет, расписание, ремень, расчётливый, растение, крыжовник, панцирь, шоссе, обильный, цемент, необъятный, горизонт, необозримый, кроссворд, изморозь, шорох, парашют, здание.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовка к словарному диктанту.

Здесь, рассчитать, рассвет, расписание, ремень, расчётливый, растение, крыжовник, панцирь, шоссе, обильный, цемент, необъятный, горизонт, необозримый, кроссворд, изморозь, шорох, парашют, здание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!