СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 8 классе по теме: " Односоставные и двусоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

-дать понятие об односоставных и двусоставных предложениях;

- закрепить знания о признаках и функции главных членов предложения;

- воспитывать интерес к изучению русского языка

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 8 классе по теме: " Односоставные и двусоставные предложения"»

Тема: Типы простых предложений по наличию главных членов: односоставные и двусоставные предложения.

Цель:

 -дать понятие об односоставных и двусоставных предложениях;

- закрепить знания о признаках и функции главных членов предложения;

- воспитывать интерес к изучению русского языка

Форма организации работы в классе: фронтальная, по парам, групповая индивидуальная.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать понятие односоставные и двусоставные предложения;

-распознавание односоставных предложений в тексте;

-построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений.

Личностные:

-испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка

-умение видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

-осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи.

Регулятивные:

-самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

- владеть приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения.

Познавательные:

-находить ответы на вопросы;

-делать выводы о результате совместной работы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-учиться работать в паре, группе;

-выразительно читать и пересказывать текст;

Место урока в учебном плане: вводный урок.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тетради, учебник, компьютер, проектор, учебники




 

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок и позвал нас на урок, в мир открытий, исследований и познаний нового.

II.Психологический настрой «Минута доброты»

-Я хочу пожелать вам

-Усидчивости

-Активности

-Самостоятельности

-Хороших успехов

Чтобы успешно выполнить практические задания давайте вспомним теоретический материал. С этой целью проведем игру «Чемодан опыта». В него мы поместим ваши знания по теме «Простое предложение».

Фронтальный устный опрос по материалу о простом предложении.

Закончи мысль:

1.     Предложение от словосочетания отличается тем, что…

2.     По цели высказывания предложения бывают:
а)______________б)______________________в)___________________

3.     По интонации различаются предложения______________________

4.      Назовите грамматическую основу предложения__________________
Вопросы:
1.Что такое подлежащие?
2.Что такое сказуемое?

(у доски учащиеся выполняют синтаксический анализ словосочетания и предложения)

Я вышел на берег насладиться ароматом осенних листьев.

 III. Исследовательская работа в парах.

 Даны предложения.

            1.На улице падает первый снег.

2.Люблю классическую музыку.

3.По радио объявили о посадке самолета.

4. Мне не спится.

5.Какая ночь!

6.Осенние листья тихо падают.

-Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы.

 


 


- По какому принципу вы их поделили?

(Принцип разделения – состав основы предложений.

Предложение двусоставное и односоставные.)


 IV. Определение темы урока учениками. 

Какова же тема нашего урока?

(Двусоставные и односоставные предложения.)

- А каковы цели?

•         (Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.

•         Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.

•         Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.

•         Попробуем сами использовать односоставные предложения.)

 

 

V.Объяснение нового материала

Ребята, давайте вместе сформулируем правило.

А)Работа с электронными схемами-таблицами.

 

По строению   грамматической основы

 

      Двусоставное -

  простое предложение,

  грамматическая основа

  которого  состоит из

  двух главных членов

 (подлежащего и сказуемого)

сказуемого)


    Улетает на юг лебедей

    белокрылая стая.

 

Односоставное  -

простое  предложение,

грамматическая основа                    

которого состоит из

одного главного члена

(подлежащего или сказуемого)

 

Пушистый снег. Морозит.

 

 

 

Б)Задание 1.

Запись предложений с выделением грамматических основ. Определить  односоставные и двусоставные предложения.

1.На небе гаснут облака … Уж поздно. ( Ф. Тютчев) .

2. Я жду… Соловьиное эхо несется с блестящей  реки. (А . Фет)

3. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.( А. Фет)

4. Как тихо… каждый звук и шорох слышу я.( А. Фет)

5. Зима! Крестьянин, торжествуя,

    На дровнях обновляет путь. ( А. Пушкин)

В) – Было бы не интересно рассказывать просто о предложениях, поэтому поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других.


- Ребята, посмотрим, в чем изюминка этих предложений?

(Они не просто самые короткие, но у них нет одного члена предложения)

- Значит, мы сегодня поговорим еще об односоставных предложениях, у которых есть только один главный член .

Ребята, давайте вместе сформулируем правило.

А)Работа с электронными схемами-таблицами.

 

По строению   грамматической основы

 

      Двусоставное -

  простое предложение,

  грамматическая основа

  которого  состоит из

  двух главных членов

 (подлежащего и сказуемого)

сказуемого)


    Улетает на юг лебедей

    белокрылая стая.

 

Односоставное  -

простое  предложение,

грамматическая основа                    

которого состоит из

одного главного члена

(подлежащего или сказуемого)

 

Пушистый снег. Морозит.

 

 

В) Работа с таблицей.

- В зависимости от того, чем выражен главный член односоставного предложения, выделяют следующие виды односоставных предложений


Односоставные предложения

ГЛАГОЛЬНЫЕ

(главный член предложения – сказуемое)

НАЗЫВНЫЕ

(главный член предложения – подлежащее)

1.      Определённо-личные

 Привыкаю  к  осени.

 

Назывные

Вечер. Тишина.

 

2.      Неопределённо-личные

На берегу развели костер.

3.Обобщённо-личные

Что посеешь- то пожнешь.

4.Безличные

Утром  было пасмурно.

 

-         Подробно с каждым видом односоставных предложений мы познакомимся на следующих уроках.

Закрепление материала

Игра «Не спутай кармашки»

«Односоставные предложения»




«Двусоставные предложения»

Распеределите предложения по кармашкам. Выделите предложения.

1.Солнце взошло.

2.Поздний вечер.

3.В зимний воскресный день идешь по дорожке.

4.Снежинки мягко падают на лицо и плечи.

5.Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев.

6.Хочется нарисовать это!

Задание 3.

Сравнительный анализ текстов:

 

  1. Ударили морозы. Снег выпал только вечером.

Молодой месяц освещал заснеженные дорожки. Звезды рассыпались горохом на синем полотне. Я взглянул наверх и почувствовал себя счастливым.

 2.  Подмораживает. Первый снег. Бело и тихо.  Синее полотно неба. Молодой месяц и яркие звезды - горошины. Мне радостно, и каждое мгновение ожидаю чуда…

-Сравните два текста.

- Какой из них отличается большей смысловой емкостью, выразительностью, картинностью? Почему?

-Мы можем сказать, что использование в речи односоставных предложений является средством выразительности. Роль односоставных предложений в речи достаточно обширна. Односоставные предложения придают речи лаконизм, выразительность, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения, позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

Задание№3

Работа в группе

Используя полученные знания о двусоставных и односотавных предложениях создайте свой текст.

Сегодня 30ноября. Последний день осени. Завтра наступит зима. Эх три белых коня, эх три белых коня, декабрь, январи февраль.

Напишите сочинение-миниатюру.

Зима. Раннее утро. Уже светает. Вдыхаешь свежий морозный воздух с удовольствием. Пахнет чем-то родным и бесконечно дорогим. Где-то растапливают печь дровами. Где-то пекут домашний хлеб. Запахи самые насыщенные, такие бывают только зимой. Так нежно люблю это время года.

Задание 4 . Проверочный тест

Выполните тест (с взаимопроверкой).
 1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?
а). 10
б). 2
в). 3
г). 4
• 2.Какое предложение не является односоставным?
а). На морозном воздухе было трудно дышать.
б).На востоке синело.
в). Дело словом не заменишь.
г). Свод неба был тих и чист.
• 
3. Укажите односоставное предложение.
а).Наступил вечер.
б).Вечереет.
в).Вечером мы пойдём в кино.
г). Как хороши в России летом вечера!


Ключ

1-б

2-Г

3-б

А сейчас прозвучит песня Булата Шалвовича Окуджава «Давайте восклицать»


В тетрадь запишите ответы на вопросы:

Что я слышу?

Что я об этом думаю?


Давайте восклицать, друг с другом восхищаться.

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это у любви счастливые моменты.


Запишите эти прекрасные слова в тетрадь и определите тип предложения.

VI. Рефлексия

Песня, конечно, не случайна. Булат Шалвович Окуджава - известный русский поэт, бард, призывает говорить друг другу комплименты или приятные слова. Давайте и мы не скупимся на комплименты в адрес друг друга. Похвалите друг друга за работу.

Ты молодец! Амина, ты сегодня была на высоте! Какой ты умница! Я тобой восхищаюсь!

VII. Домашнее задание п.11,22 упр№139, с.89





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!