СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы экономических систем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Типы экономических систем»

Предмет: «Обществознание»

Тема: Типы экономических систем 8 класс.

Оснащение урока:   учебники, дополнительная информация для учащихся.

Цели урока:

Обучающие: изучить  основные характеристики экономических систем; способствовать систематизации знаний по данной теме.

Развивающие: прививать навыки самостоятельной работы с различным источниками, делать выводы, переносить информацию из одного источника в другой.

Воспитывающие: способности к самоорганизации, целеустремленности.

План урока:

1.Организационная часть

2. Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учитель просит ознакомить учащихся с готовыми бизнес планами (Предварительно с учителем были обговорена структура бизнес плана).

Исходя из полученной информации, сделайте вывод, на какие вопросы вы отвечали при разработки бизнес планов?

На уроке  3-4 ученика познакомили остальных, чем они занялись бы, если были бы взрослыми, или что они могут предложить своим родителям, чем выгодно заниматься, во что можно вкладывать деньги. Выступления по 2-3 минуты. Остальные желающие проговорили, каким делом они хотели бы заняться.

Что производить?

Для кого производить?

Как производить?

3.Объяснение нового материала

Таким образом, мы выходим к главным вопросам экономики


А чем вы руководствовались, когда выбирали, чем будете заниматься?

Если проанализировать все ваши ответы, на какие группы можно подразделить ваши доводы?

То есть вопрос «что производить?» решается исходя из …  Здесь мы переходим к рассмотрению другого  вопроса нашего урока – типов экономических систем.

 В зависимости, как решаются основные вопросы экономики, мы выделяем три типа экономических систем:

- традиционную;

- государственную или командную;

- рыночную,

- у родителей есть магазин, я буду продолжать их дело;

- мы давно занимаемся разведением КРС, нужно просто развивать и механизировать этот бизнес;

- мне посоветовали родители;

- я думаю, что у нас есть хорошие природные условия для организации бизнеса по туризму;

- в селе нет не одной аптеки, а пожилых людей много, аптечный бизнес должен принести доход;

- Советы родителей;

- Продолжаем семейные традиции;

- изучение рынка

1.традиций,

2. чьего – то решения,

3. самостоятельно.

Учащимся предлагаются карточки с описанием типов экономических систем, необходимо выделить характерные черты и прописать на схеме. (Работа в парах, каждая пара дает описание одного типа эк системы)


Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство, редко представлена горнодобывающей промышленностью. Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги, как и для кого, будут производиться. Отсталая технология производства Преобладание ручного труда. Есть  страны с более высоким доходом, но тоже ориентированные на сельское хозяйство – Азербайджан, Котд-дИвуар, Пакистан.

Государственная или командная экономическая система: Куба, Вьетнам, Северная Корея. Централизованная экономика с подавляющей долей государственной собственности. Экономические решения принимают в основном представители государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора, заинтересованности в повышении эффективности производства. Какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться, какие цены установить, определяет правительство. Предприятия, находящиеся на территории страны, принадлежат государству. Значимое преимущество данной модели перед остальными – отсутствие явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и, в конечном счете, получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. Одобренный план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Рыночная экономическая система. Стран со 100%-рыночной экономической системой не существует. Наиболее под это определение подходят Германия, США, Япония, Великобритания и некоторые другие, высокоразвитые страны. Свободное решение основных экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования. Преобладание частной собственности. Производители осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами. Свободная конкуренция. Минимальное влияние государства. Для управления экономикой не нужен  большой аппарат чиновников. Широкий выбор товаров и услуг. Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий, которые обеспечивают высокое качество продукции и высокую прибыль фирм. Воздействие конкуренции между фирмами на  эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы  потребителей.

Выступления учащихся

4.Задание на закрепление материала. Работа в парах – составление таблицы (каждая пара дает описание одного типа эк системы)

Тип экономики

преимущества

недостатки

традиционная

Сохранение традиций

Отсталая технология производства, преобладание ручного труда.

Командная

отсутствие явной безработицы бесплатность большинства услуг.  медицинского обслуживания, образования. Равенство в уровне жизни, небольшая разница в доходах граждан

монополизм производства, дефицит, торможение научно – технического прогресса, отсутствие у производителей свободы выбора, заинтересованности в повышении эффективности производства.

рыночная

Свободное принятие решений Свободная конкуренция. Для управления экономикой не нужен  большой аппарат чиновников. Широкий выбор товаров и услуг. Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий. Воздействие конкуренции на  эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы  потребителей.

  1. Неравенство. Значительная разница в доходах граждан, в уровне жизни. Обогащение лишь тех, кто добивается успеха, и разорение неудачников. Неустойчивость экономики: ей присущи подъёмы и спады.

Безработица. Неустойчивость цен.

Неуверенность в завтрашнем дне.

Платность большинства услуг. Зависимость медицинского обслуживания и образования от уровня доходов граждан.

Большое количество бездомных людей, беспризорных детей. Более высокий уровень преступности на фоне социального неравенства. Процветание наркобизнеса. Государство вынуждено оказывать помощь малоимущим, заниматься обороной страны, экологическими проблемами.

Выступления учащихся

5. Выводы по теме. Выход к теме урока.

Таким образом, о чем шла речь сегодня на уроке ? Как можно обозначить тему урока?  

Тема урока «Типы экономических систем»

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке …

- основные вопросы экономики;

- типы экономических систем, их характеристика, основные недостатки и преимущества.

6. Рефлексия. (2 мин)

7. Заключительная часть: подведение итогов, выставление оценок. ( 3 мин)



































Прочитаем информацию.

Экономическая система – способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

В учебном пособии «Обществознание. Полный справочник» под редакцией П.А.Баранова дается такое определение:

«Экономическая система – установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта».

На сегодняшний день экономисты выделяют 4 типа экономических систем, используя такие основные критерии как — форма собственности на основные факторы производства и распределение ресурсов:

1. Традиционная экономическая система. Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные факторы производства) принадлежат общине, племени или в общем пользовании,

  • ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

2. Командная (централизованная или административная) экономическая система. Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные средства производства) находятся в собственности государства,

  • ресурсы распределяет тоже государство.

3. Рыночная (капиталистическая) экономическая система. Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал находятся в частной собственности,

  • ресурсы распределяются с помощью рынка спроса и предложения.

4. Смешанная экономическая система. Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные факторы производства) находятся в частной собственности,

  • ресурсы распределяются государством и рынком. См. примечание ниже...

Типы экономических систем

Основные характерные черты

Традиционная

1.коллективная собственность (земля и капитал – основные факторы производства принадлежат общине, племени или в общем пользовании)

2. главный мотив к производству – удовлетворение собственных потребностей (не на продажу), т.е. преобладает натуральное хозяйство (фермерство, подсобное хозяйство и др.)

3. экономический порядок – экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями

4.принцип распределения ресурсов и материальных благ – добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям.

5.развитие экономики – использование экстенсивной технологий в производстве, при которых используются простейшие орудия труда и ручной труд.

Командная (централизованная)

1.государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

2.главный мотив к производству – выполнение плана.

3.власть производителя.

4.принцип коллективизма в общественных отношениях.

5.централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

6.уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

7.экономический порядок – введение жестких административных и уголовно-правовых мер.

8.строго фиксированные и унифицированные цены и  заработная плата.

Рыночная (капиталистическая)

1.различные виды собственности (включая частную собственность).

2.главный мотив к производству – получение прибыли.

3.власть потребителя.

4.принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5.свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6.предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7.личный интерес – главный мотив экономического поведения.

8.цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции.

Смешанная

1.частная собственность на подавляющую часть экономических ресурсов.

2.участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3.ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

4.экономический порядок – главные экономические вопросы решаются рынками.

5.рыночный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

6.главный мотив к производству – личный интерес и получение прибыли.

7.достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

8.восприимчивость к НТП (научно-техническом прогрессу).


Рассмотрим примеры.

Тип экономической системы

Страны

Традиционная (патриархальная)

В прошлом была характерна для первобытного общества.

В настоящее время черты традиционной экономики преобладают в отсталых странах Южной Америки, Азии и Африки и Океании.  
Америка: Аргентина, Барбадос, Боливия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминика (обе), Колумбия, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и др.

Азия: Азербайджан, Армения, Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Иордания, Камбоджа, Киргизия, Лаос, Монголия, Сирия, Саудовская Аравия, Филиппины и др. 
Почти все страны т. н. Тропической Африки (Ангола, Зимбабве, Камерун, Либерия, Мадагаскар, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сомали, Судан, Центральноафриканская Республика, Чад,  Республика Конго, Эфиопия и др.).

Почти все страны Океании: Вануату, Папуа — Новая Гвинея, Кирибати, Тонга, Тувалу и мн. др.

Командно-административная

Россия с кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. до 1992 г.

Германия во времена Третьего рейха при А.Гитлере (1934 — 1945)

Индия до экономических реформ 1991 г.

В Ираке при Саддаме Хусейне с 1979  по 2000 гг.

Рыночная

Все современные международные организации к странам с развитой рыночной экономикой относят:

США, Канаду, 27 стран ЕС (Австрия, Бельгия, Болгария, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Румыния, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия, Франция, Швеция, Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр (греческая часть), Мальта, Латвия, Литва и Эстония); Швейцарию, Норвегию, Исландию, Японию, Австралию, Новую Зеландию.

ООН включает в этот список Израиль и ЮАР.

МВФ включает в список Южную Корею, Сингапур, Гонконг, Тайвань.

Смешанная

В настоящее время характерна для России, Китая.

Примечание к таблице

В таблице в качестве примеров приведены страны из списка, который составлен по номинальному (абсолютному) значению валового внутреннего продукта (ВВП) в долларовом выражении, посчитанном с помощью рыночного, либо установленного властями обменного курса. В списке приведены оценки трех международных организаций: Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банкаВсемирной книги фактов(ЦРУ) за 2010 г.

В качестве примера с традиционным типом экономической системы указаны страны, которые в списке стоят на последних местах по ВВП, из чего следует, что в этих странах неразвитая экономика, и такая экономика оценивается как традиционная.

Примечание к общей информации

Термин «смешанная экономика» не имеет однозначного толкования. Существует несколько трактовок, но все они не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Смешанная экономика свойственна развивающимся (особенно слаборазвитым) странам, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм. Также смешанная экономика свойственна современным развитым странам, в этом случае чаще всего экономику называют рыночной.

Термин «смешанная экономика» используют при характеристике стран, экономика которых находится в переходной стадии развития. Так можно сказать про современную экономику России и Китая.


Сноски

Гитлер Адольф (1889 — 1945) — основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, вождь (фюрер) Национал-социалистической немецкой рабочей партии (с 29 июля 1921 г.), рейхканцлер Германии (с 30 января 1933 г.), фюрер и рейхканцлер Германии (со 2 августа 1934 г.), верховный главнокомандующий вооружёнными силами Германии во Второй мировой войне.

Третий Рейх — неофициальное название Германской империи с 16 августа 1934 г. по 23 мая 1945 г.

Садда́м Хусе́йн Абд аль-Маджи́д ат-Тикри́ти (1937 — 2006) — иракский государственный и политический деятель, президент Ирака (1979 — 2003).

Список стран по номинальному (абсолютному) значению валового внутреннего продукта в долларовом выражении, посчитанном с помощью рыночного либо установленного властями обменного курса.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие было предложено в 1934 г. Саймоном Кузнецом.

Океания — географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольших островов и атоллов в центральной и западной частях Тихого океана. Список стран Океании см. ссылку ниже...

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения самих производителей, а не для продажи. Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.

Международные организации — объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определенных целей. Например:

  • ЮНКТАД (англ. United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD) — постоянный орган Генеральной Ассамблеи ООН. Создан в 1964. Основная функция: поощрение международной торговли в целях ускоренного экономического развития.

  • Международный валютный фонд (МВФ) — специализированное учреждение ООН по упорядочению валютно-финансовых отношений между странами, поддержанию валютных курсов и оказанию кредитной помощи для выравнивания платежных балансов. Основан в 1944. Штаб-квартира —Вашингтон.

  • Организация объединенных наций (ООН) — международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

  • Всемирный банк — международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

  • Всемирная книга фактов (ЦРУ) — ежегодно издаваемая ЦРУ книга в стиле альманаха о странах мира. Содержит данные о странах мира: по истории, географии, демографии и др.

Тропическая Африка (Африка южнее Сахары, Чёрная Африка) — название части африканского континента, находящейся к югу от пустыни Сахара. Эта часть Африки населена преимущественно негроидными народами (в отличие от европеоидов Северной Африки), что послужило основанием для более раннего названия «Чёрная Африка». 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!