СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ. АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЧАСТИ С ЕГЭ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ.

АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЧАСТИ С ЕГЭ.

 

Просмотр содержимого документа
«Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ. АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЧАСТИ С ЕГЭ.»





Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ.

АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЧАСТИ С ЕГЭ.


Не секрет, что самое трудное в написании сочинения по исходному тексту – аргументация своей точки зрения по поставленной автором проблеме, другими словами, - подбор фактов (причём, не мене двух) для подтверждения собственной позиции. Тем более, что авторы «Критериев проверки части С ЕГЭ» ужесточили требования к выпускникам. Сравним требования предыдущего года с нынешними.

Так выглядели требования по этому критерию в прошлом году:


К 4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме



Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

2

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

1

Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,

или

мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или

вообще не отражено в работе.

0

А такие требования предъявят выпускнику 2009:


К4




Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Баллы

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

3

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),

или

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

2

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

1


Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,

или

мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или

вообще не отражено в работе.

0


Таким образом, теперь, чтобы получить 2-3 балла за эту часть работы, нужно хорошо ориентироваться в литературе, особенно в тех произведениях, которые изучались нами в школе.

Напомним, что множество проблем, рассматриваемых в исходных текста, можно, в основном, свести к следующим:

  • философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления;

  • социальные проблемы касаются устройства и жизни общества;

  • политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп;

  • экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды

  • нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

Проблематика может быть:

    • социально-политической

    • культурно-бытовой

    • нравственно-этической

    • национально-исторической

    • эстетической

    • литературной и т. д.


Предложенный вам материал поможет вспомнить изученный произведения, их проблематику, имена главных героев. Повторив его, возможно, вы лучше сможете ориентироваться среди громадной информации при подготовке к ЕГЭ.

УСПЕХОВ!

Блоки пробле м


Проблемы


Литературный материал

Человек и общество

Проблема несправедливост и социального устройства общества.

  1. И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей.

  2. И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни.

  3. В. Г. Короленко.» В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.

  4. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни. Стихотворение «Размышления у парадного подъзда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей.

  5. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху

«аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.

  1. А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи Кашириных.

  2. Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин –

«маленький ЧЕЛОВЕК», он отстаивает своё право на мечту.

  1. Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий – России богатой и России бедной.

В чем

заключается смысл жизни человека?

1.А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» - человек, не привыкший трудиться.

  1. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, пол его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения.

  2. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

  3. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа

-Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям.

Проблема воспитания. Проблема обучения.

Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель

  1. Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.

  2. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.

  3. В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль


(ученик)?

учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика.

Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.

  1. Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

  2. «Поучение» Владимира Мономаха. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…

  3. И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в

«Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.

  1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле».

  2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.


Значимость

труда в жизни человека.

  1. М. М. Пришвин «Кладовая солнца» Митраша и Настя,

маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.

  1. А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.

  2. А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.

Какое влияние

оказывает личность на ход истории?

1. Л. Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем

романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.

Проблема

свободы личности и ответственности человека перед обществом.

Что такое свобода? Какого человека можно назвать свобод-

  1. Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона,

Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без тисовки, без высоких фраз выполняют свой долг.

  1. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих» по

Человек и природа

ным?.









Проблема бесче- ловечного отношения к

человеку в тоталитарном государстве

их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных

людей. Теория Раскольникова терпит крах.

И в том, и в другом романах истинная свобода в подчинении своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор.

3.Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерь, оставшись нравственно свободным человеком.


1А. И. Солженицын «Архипелаг Гулаг»

2. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Написана по личным впечатлением

(неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и

под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме.

Проблема

патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

1.Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем

романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: аташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.

2. Большинство книг о войне: М. Шолохов «Судьба человека»,

«Они сражались за Родину», ПРОДОЛЖИТЬ СПИСОК по мере изучения.

Проблема

выбора профессии.


Проблема

бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.

Как уберечь мир от эко-

логической катастрофы?

1.В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Остров, на котором

веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти. 2.М. Булгаков. «Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации.

«Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу!

Проблема

жестокости и

гуманизма по

отношению к животным.

1.В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям.

  1. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо».

  2. С. Есенин «Песнь о собаке»


Человек и человек

Влияние

природы на человека.

Почему не каж- дый человек воспринимает красоту природы?

1.М. Пришвин. «Кладовая солнца»

2.Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них

Проблема

сложности взаимоотношени й людей

(гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).

1.А. С Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин

равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и исамого себя, и других людей.

  1. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени».

  2. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

  3. В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бремена, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен.

5.В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством.

Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.

Проблема

доброты, всепрощения.






Проблема ответственности за свои дела

1.М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ

Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.


Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.

Человек и культура/искусство

Проблема

взаимоотношени й «отцов» и «де- тей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

1.И С. Тургенев. «Отцы и дети». Классическое произведение, в

котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения. 2.Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».

Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»)

3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

Проблема

любви/ревности, дружбы/преда- тельства.

1.А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

  1. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени».

  2. И С. Тургенев. «Отцы и дети».

  3. И А. Гончаров. «Обломов».

  4. И С. Тургенев. «Отцы и дети».

Проблема

восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

  1. Статьи Д. Лихачева.

  2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

Что такое

массовая культура? Как массовая культура влияет на человека?

Как влияет телевидение на человека?



Какова роль

книги в жизни человека?

Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать?



Может ли

Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?


Человек и язык/речь

Проблема

развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь?

И. С. Тургенев «Русский язык»


Как сохранить

чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованным и словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?


Челове к и

нравств

Проблема

подлинных и мнимых ценностей.



Какую роль в

жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)?


философские проблемы

Что такое

благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство?

Что такое интеллигентност ь? Какого человека можно назвать интеллигентным

?


Что такое зло и

добро?

1.М. А Булгаков «Мастер и Маргарита». Воланд - воплощения зла,

Иешуа – носитель идеи добра, но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!