СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тип моллюски. Общая характеристика.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип моллюски. Общая характеристика.

 Цели урока:

Образовательные: Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

Воспитательные: Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.

Развивающие: Умение применять информационные технологии. Умение сравнить биологические объекты.Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.

Ход урока

Организационная часть.

·                     Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.

·                     Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

III. Изучение нового материала.

1. Общие черты типа.

На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.

Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м.

1.2 Движение моллюсков.

Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.

 1.3 Внешнее строение моллюсков.

!Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод.

Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:

1.                    Голова.

2.                    Туловище.

3.                    Нога.

4.                    Мантия (мантийная полость)

5.                    Раковина.

!Определите симметрию тела моллюсков.

Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные.

На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

1.4 Поэтапное закрепление материала.

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск.

1.5 Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков”

Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)

Задание:

1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:

·                     а) определите её форму, окраску;

·                     б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

·                     в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;

·                     г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;

·                     д) попробуйте определить прочность раковины.

2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:

·                     а) определите её форму, окраску;

·                     б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;

·                     в) сосчитайте число оборотов раковины;

·                     г) попробуйте определить прочность раковины.

3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:

1.                    Форма.

2.                    Окраска.

3.                    Наличие годичных колец на раковине.

4.                    Наличие оборотов на раковине.

5.                    Прочность раковины.

6.                    Значение раковины.

1.6 Внутреннее строение.

1.6.1 Пищеварительная система.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.

Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.

Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы.

1.6.2 Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце.

1.6.3 Дыхательная система.У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами.

1.6.4 Выделительная система.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость.

1.6.5 Нервная система.Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов.

 1.6.6 Органы чувств.Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза.

1.6.7 Размножение.Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)

Брюхоногие – гермафродиты.

Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)

Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)

1.7 Поэтапное закрепление знаний.

Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов. 1. Среда обитания моллюсков:Моря, пресные водоёмы, суша.

2. Симметрия тела большинства моллюсков:Двустронняя.

3. Тело большинства моллюсков защищено:Раковиной.

4. Тело покрыто кожной складкой:Мантией.

 5. Между телом и мантией находится:Мантийная полость.

6. Тело большинства моллюсков состоит из:Головы, туловища, мантии, ноги, раковины.

7. Кровеносная система:Незамкнутая.

8. Органы дыхания:Лёгкое или жабры.

9. В пищеварительной системе появляются органы:Радула (тёрка), печень, слюнные железы.

10. Органы выделения:Почки.

11. Нервная система:Нервные узлы, нервные стволы, нервы.

12. Органы чувств:Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.

13. По способу размножения моллюски:Раздельнополые и гермафродиты.

1.8 Многообразие моллюсков.

1.8.1 Класс Брюхоногие. 1.8.2 Класс Двустворчатые. 1.8.3 Класс Головоногие.

1.9 Поэтапное закрепление материала.

IV. Общее закрепление материала.

  1. Тест

1. На рыбах паразитируют личинки моллюсков:а) головоногих, б) брюхоногих, в) двустворчатых.

2. Тип насчитывается:а) около 10 тыс. видов, б) свыше 100 тыс. видов, г) около 1 млн. видов.

3. Раковинв моллюсков состоит:а) только из извести, б) из извести и рогового вещества, в) только из рогового вещества.

4. Тело двустворчатых моллюсков разделено на:а) голову со щупальцами, туловище и мускулистую ногу, б) голову со щупальцами и туловище, в) туловище и мускулистую ногу.

5. Животных, имеющих мягкое на ощупь, нечленистое тело, раковину и мантию, объединяют в тип: а) круглые черви, б) моллюски, в) членистоногие.

6. Какой орган обеспечивает движение крови у моллюсков?а) особый карман мантии – легкое, б) печень, в) сердце.

7. Большой прудовик часто поднимается к поверхности воды, т.к.:а) там светлее, б) там больше пищи, в) он дышит кислородом воздуха.

8. В пищу употребляют:а) мидий и устриц, б) слизня и живородку, в) жемчужницу и большого прудовика.

9.Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика:а) малый прудовик, б) человек, в) собака.

10.Почему беззубки и перловицы называют «придонными фильтрами»?а) пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов, б) они питаются органическими частями, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками.

Ответ: 1-в, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б, 6-в, 7-в, 8-а, 9-а, 10-б.

V. Рефлексия. Итоги урока.

·                     Что нового сегодня узнали на уроке.

·                     Как оцениваете свою работу на уроке.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!