СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тип Членистоногие.Класс Паукообразные.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

Цели:

·                     Образовательная: Познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека.

·                     Развивающая: Способствовать продолжению формирования умений работы с тестами для дальнейшей подготовки к ГИА и ЕГЭ, работы с опорными сигналами, составления презентаций по теме.

·                     Воспитательная: Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Ход урока

I. Проверка знаний

3) Фронтальный опрос (можно использовать тестирование0:

– Где обитает рак, каковы черты приспособленности к среде обитания в его внешнем строении, поведении, размножении.

(Дополнительный вопрос:

– Как называется мелкое ракообразное животное с большим количеством ножек? (мокрица)

– Каковы особенности внутреннего строения?

– Пищеварительная система. (Кишечник у ракообразных обычно с жевательным желудком и «печенью», открывающейся в среднюю кишку). Почему и как желудок ракообразных может жевать?

(Дополнительные вопросы: – Как изменится численность рыб в пруду, если в нем увеличится численность дафний? (А – увеличится; Б – уменьшится; В – не изменится; Г – может увеличиться, а может уменьшиться)

– Почему попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой? (Клешня рака может оторваться во время схватки с врагом или при неудачной линьке. Потом она вновь отрастает (регенерирует), но оказывается меньшего размера).

– Дыхательная, кровеносная система. Почему вынутые из воды раки могут несколько дней оставаться живыми? (Благодаря боковым краям панциря, которые предохраняют жабры от высыхания. Пока жабры у раков находятся во влажном состоянии, раки не погибают).

– Выделительная, нервная системы.

– Размножение.

– Какое значение имеют ракообразные в природе и жизни человека?

4) Тест «Проверь себя»

1.                    Рак дышит жабрами (Да).

2.                    Рак ведет дневной образ жизни (Нет).

3.                    Тело рака состоит из двух отделов (Да).

4.                    У рака простые глаза (Нет).

5.                    Раки – растительноядные (Нет).

6.                    Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).

7.                    Для рака характерна регенерация клешней (Да).

8.                    С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).

9.                    Кровеносная система рака незамкнутая (Да).

10.                 Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).

11.                 Раки являются «санитарами» водоемов (Да).

12.                 Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).

13.                 Брюшко рака состоит из 10-и члеников (Нет).

14.                 Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).

15.                 Кровь у рака красная (Нет).

16.                 Самки рака откладывают зимой яйца (Да).

17.                 Живут раки до 50 лет (Нет).

стр. 194-195 (тест) «Я иду на урок биологии.»

II. Изучение нового материала

– Давайте еще раз перечислим 3 класса из типа Членистоногих, которые мы изучаем: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые.

– Каждый класс имеет свое название не случайно. Насекомые названы так из-за насечек на их теле. А откуда произошло слово «паук»?

– Общеславянское имя паука образованно с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос» – крючок, латинскому «анкус» – имеющий кривые руки, древнегреческому «акати» – сгибает.

Так что «паук» – в переводе криворучка и кривоножка.

А как называются Паукообразные на латинском языке? (Арахниды).

– А кто знает почему?

– Вспомним древнегреческую мифологию. Где жили боги?

– Как звали дочь Зевса, защитницу и воинствующую богиню?

– Послушайте, что говорит легенда. (арахнология – наука о пауках)

В саду или в лесу летом, идя по узкой дорожке, мы часто натыкаемся на паутину. Это ловчая сеть паука-крестовика. Большинство пауков живут на суше, но есть и водные пауки, которые хоть и дышат воздухом, но всю жизнь проводят под водой. Обитают они в подводных колоколах, наполненных воздухом.

Почти все пауки ядовиты. Ядом он убивают свою добычу. Для человека, однако, опасны лишь несколько видов. К ним, например, относятся тарантулы (слайд 5) и водяные пауки, а укус черной вдовы (слайд 6) может вообще оказаться смертельным. Самые ядовитые пауки – обитают в Южной Америке. Кстати, они очень агрессивны. А вот большие пауки- птицееды (слайд 7) сравнительно безвредны.

Очень часто дома мы встречаем домового паука. Он является безвредным жильцом нашего дома. Он ловит насекомых, главным образом мух и комаров; плетет большую, воронкообразную паутину, которую развешивает по углам помещений.

Паук – крестовик имеет 4 пары ходильных ног. Его тело разделено небольшой перетяжкой – стебельком (талией) на небольшую головогрудь и гладкое шарообразное брюшко. На верхней части головогруди расположены органы зрения – 8 простых глаз, спереди имеются ротовые органы: первая пара – челюсти, вторая пара – ногощупальца. На ногощупальцах имеются чувствительные волоски, входящие в состав органов осязания. Под основанием челюстей размещены ядовитые железы. Когда челюсти вонзаются в тело жертвы, яд впрыскивается внутрь и умерщвляет ее. На заднем конце брюшка видны три пары паутинных бородавок.

Итак, выделим признаки класса Паукообразные (слайд 9):

1.                    4 пары ходильных ног;

2.                    Небольшая головогрудь и крупное шарообразное брюшко;

3.                    8 простых глаз;

4.                    Ядовитые железы;

5.                    Три пары паутинных бородавок.

Каково внутреннее строение паука-крестовика? (Слайд 10)

Дышит при помощи легочных мешков и дыхательных трубочек – трахей.

Кровеносная система незамкнутая. Кровь движется при помощи пульсирующего сердца.

Нервная система представлена, как и у рака, окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой.

Пищеварительная система. предварительное переваривание пищи происходит вне организма паука. Твердую пищу паук есть не может.

Размножение. Раздельнополые, самка откладывает яйца в укромных местах – под корой, под камням. К змее самка умирает, а яйца зимуют в теплом коконе. Весной з нх выходят молодые паучки.

Систематика паукообразных (слайд 11).

Обобщение и систематизация.

2) Зоошутка. Отгадать, каким представителем паукообразных принадлежат части тела несуществующего в природе животного (см. приложение 3)

3) Игра-фанты (в первой шкатулке – вещи детей, в другой – карточки с вопросами. Тяну вещь – играющий – вытягивает карточку, отвечает на вопросы). Стр. 52-53, «Биология», занимательные факты и тесты.

4) Даны слоги: ПА СЕ НО КА РА СКОР УК КО СЕЦ КУРТ ПИОН

Составьте из них названия паукообразных.

(паук, сенокосец, каракурт, скорпион)

В ходе работы рекомендуется заполнить рейтинговую таблицу (приложение 2).

А также, рабочую таблицу:

“Многообразие паукообразных”

Название паука

Внешний вид

Где живет?

Что ест?

Чем опасен?

 

 

 

 

 

5. Подведение итогов (3 минуты).

Так, мы с вами сегодня познакомились с представителями класса Паукообразные, их строением и разнообразием; вы впервые попробовали представить свой творческий проект; а сейчас я бы хотела, чтобы вы попробовали оценить творческую работу одноклассников, их умение презентовать свой проект.

6. Домашнее задание (1 минута).П. 24.

Тест «Паукообразные»

Выбери правильные ответы

1.                                      Тело паука-крестовика состоит из:

а) головы;

б) головогруди;

в) брюшка.

2.                                      На голове у паука-крестовика располагаются:

а) сложные глаза;

б) 4 пары простых глаз;

в) 1 пара простых глаз.

3.                                      Паук-крестовик:

а) водное животное;

б) наземно-воздушное;

в) сухопутное.

4.                                      От головогруди у паука отходят:

а) пара ходильных ног;

б) 3 пары ходильных ног;

в) 4 пары ходильных ног.

5.                                      Пауки питаются:

а) мелкими животными;

б) растениями;

в) падалью.

6.                                      Под основаниями челюстей помещаются:

а) пара зеленых желез;

б) паутинные железы;

в) ядовитые железы.

7.                                      На заднем конце брюшка видны:

а) одна пара паутинных бородавок;

б) две пары паутинных бородавок;

в) три пары паутинных бородавок.

8.                                      В передней части брюшка паука-крестовика расположены органы дыхания. Это:

а) жабры;

б) пара легочных мешков;

в) две пары легочных мешков.

9.                                      Кровеносная система у паука:

а) замкнутая;

б) незамкнутая.

10.                                   Брюшко паука состоит из:

а) 7 сегментов;

б) 5 сегментов;

в) сегменты слиты вместе.

11.                                   В дыхательную систему паука входят:

а) пара легочных мешков;

б) жабры;

в) трахеи.

Легенда об Арахне

Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада, …

Я предрекаю, и реченное скоро свершится,

Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,

И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,

Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.

А мастерство твое, коим ты столько гордилась,

Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!