Средняя общеобразовательная школа гимназия №4 им. А. М. Мурсабаевой
Обобщающий урок по теме:
Тип Членистоногие
Цели и задачи урока:
- 1. Обобщить и систематизировать и закрепить изученный материал по теме «Членистоногие».
- 2. Выявить пробелы в ЗУН учащихся по теме «Членистоногие», для последующей коррекции.
- 3. Провести контроль знаний.
1 группа - Крустологи
2 группа - Арахнологи
3 группа - Энтомологи
Проверка домашнего задания
- Задание 1. « Признаки типа членистоногих ( впишите пропущенные слова).
«Тип Членистоногие – самый многочисленный тип животных, которые произошли от __________________________. На сегодня, описано более ______видов. Представители обитают во___________средах.Все имеют__________________симметрию тела. Тело членистоногих имеет_____________________ покров, который выполняет функцию____________.Рост возможен только путём периодических_______________. Конечности состоят из _____________.Тело состоит из 3 отделов:_________,__________,____________.Полость тела_____________. Нервная система представлена______________________и_____________________. Кровеносная система ___________. »
10 млн
многощетинковых кольчатых червей
всех
биллатеральную
хитиновый
экзоскелета
линек
члеников
головы
груди
брюшка
смешанная
надглоточным ганглием
брюшной нервной цепочкой
незамкнутая
Задание 2. Игра Да-Нетка ( за каждый правильный ответ 1 б)
1. Один из основных признаков членистоногих – наличие членистых конечностей
2. Тип Членистоногие объединяет два класса.
3. Тело рака состоит из трёх отделов.
4. Хитин – это минеральное вещество
5. Рак дышит жабрами
6. Рак ведет дневной образ жизни
7. Тело рака состоит из двух отделов
8. У рака простые глаза
9.Кровь у рака красная
10. Головогрудь у паука несёт четыре пары конечностей
11. Органом дыхания всех пауков являются лёгочные мешки
12. Все пауки строят паутину – ловчую сеть
13. Тело насекомых состоит из трёх отделов
14. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев
15. У комаров ротовые органы грызущего типа
16. У насекомых чётко виден половой диморфизм
Тип Членистоногие
Класс ракообразные
Класс паукообразные
Класс насекомые
Задание 3. Дайте характеристику внутреннего строения предложенным объектам согласно плану. Все остальные внимательно слушают и готовы исправлять неточности в ответах
План ответа
- Класс
- Отделы тела
- Количество конечностей
- Количество усиков
- Кровеносная система.
- Дыхательная система.
- Нервная система.
- Выделительная система.
- Особенности развития.
Класс Ракообразные
Класс Паукообразные
Класс Насекомые
Задание 4. Распределите представителей Типа Членистоногие по классам:
(Краб, оса, стрекоза, креветка, скорпион, клоп, муравей, каракурт, рак-отшельник, сенокосец, клещ, мокрица).
Класс Ракообразные
Класс Паукообразные
Класс Насекомые
Краб
Оса
Скорпион
Стрекоза
Каракурт
Креветка
Рак - отшельник
Сенокосец
Клоп
Мокрица
Клещ
Муравей
« Своя игра»
Условия игры:
- Игра состоит из 5 категорий, в каждой категории по 3 вопроса;
- участвуют 3 команды;
- Игра продолжается пока команда не заработает 5 очков;
- За каждый правильный ответ – 1 балл
- Время на 1 вопрос - 60секунд
- Право ответить на вопрос получает команда, первая поднявшая флажок. (За каждое выкрикивание команда теряет 1балл)
КАТЕГОРИи
Ракообразные
Паукообразные
Насекомые
Загадки
Термины
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
Верхние челюсти ротового аппарата членистоногих
Ответ
Мандибулы
Видоизмененные конечности паукообразных, в которых проходят протоки ядовитых желез
Хелицеры
Ответ
Внешнее отличие самки от самца
Ответ
Половой диморфизм
Почему ракообразных называют санитарами водоемов?
Ответ
Они питаются погибшими организмами
Сколько ходильных ног у рака?
Ответ
5 пар
Почему рак-отшельник на раковину в которой живёт садит актинию (кишечно-полосные)
Ответ
Она защищает его стрекательными клетками
Какой тип желудка у паукообразных?
Ответ
всасывающий
Почему скорпион относится к паукообразным?
Ответ
4 пары ног
Органы дыхания-трахеи
Для чего пауку паутина?
Ответ
Для ловли добычи, строительства жилища, защиты потомства,
для расселения
Как называется личинка чешуекрылых?
Ответ
Гусеница
Какие насекомые одомашнены человеком (т.е. не встречаются в дикой природе)?
Ответ
Пчела медоносная
Тутовый шелкопряд
Как называется развитие, в котором выделяется 4 стадии (яйцо, личинка, куколка и имаго)
Ответ
Полное превращение
На своем паучьем свете
Неумейка, так сказать.
Не вязал ни разу сети
И не думаю вязать .
Ответ
Паук-волк
Неприметный в чаще леса
Я – малыш, но в нужный час
Больше собственного веса
Поднял груз в сто девять раз.
Ответ
Муравей
Солнце светлое приметив,
В поле выбрались с утра.
Только мы на белом свете
Опыляем клевера.
Ответ
Шмели
Задание 6. Исключите лишнее . Нужно определить какое из данных животных лишнее и объяснить почему.
1) Тарантул, крестовик, омар
2) Вошь, пчела, блоха.
3) Колорадский жук, божья коровка, бабочка капустница
Задание 7. Распределите насекомых по типу развития:
Муха, бабочка, кузнечик, майский жук, стрекоза, саранча, комар, клоп .
Насекомые с неполным превращением
Насекомые с полным превращением
Муха
Кузнечик
Бабочка
Стрекоза
Майский жук
Саранча
Клоп
Комар
Задание 8. Заполните сравнительную таблицу основных классов членистоногих.
Признаки
Ракообразные
Место обитания
Паукообразные
Отделы тел
Насекомые
Особенности строения
Кол-во усиков
Кол-во ног
Питание. Органы пищеварения
Органы дыхания
Органы выделения
Органы кровообращения
Нервная система
Органы размножение
Развитие
Представители класса
Подведение итогов
Рефлексия
Д/з: Составить кроссворд по теме «Тип Членистоногие»
Спасибо за внимание !