СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы к научно-исследовательской работе по теме "Цветовая лексика в произведениях Ф.М. Достоевского"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность заключается в том, что изучение цветовой лексики на материале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» проводилось не в полной мере, охватывая лишь отдельные цвета и их символическую значимость.

В работе предпринимается попытка комплексного структурно-семантического анализа всего цветового спектра, используемого в названном романе. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы заключается также в том, что творчество писателя, в частности, роман «Преступление и наказание», изучается в школе в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы к научно-исследовательской работе по теме "Цветовая лексика в произведениях Ф.М. Достоевского"»

Цветовая лексика в произведениях Ф.М. Достоевского

( на материале романа «Преступление и наказание»)


Мир цвета является одной из составляющих картины мира, одной из интереснейших её сторон. Все, что нас окружает, мы видим в цвете. До 90% получаемой человеком информации приходится на органы зрения. В художественной литературе писатели в целях усиления воздействия на чувства и воображение читателей нередко обращаются к особенностям восприятия цвета человеком, используя художественно-изобразительные возможности слов-цветообозначений. Передача цветовых оттенков во всём их многообразии – одна из самых интересных и сложных задач художественной речи. Это явилось одним из основных мотивов выбора темы курсовой работы – «Цветовая лексика в произведениях Ф.М. Достоевского» (на материале романа «Преступление и наказание»).

Актуальность исследования.

Актуальность заключается в том, что изучение цветовой лексики на материале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» проводилось не в полной мере, охватывая лишь отдельные цвета и их символическую значимость.

В работе предпринимается попытка комплексного структурно-семантического анализа всего цветового спектра, используемого в названном романе. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы заключается также в том, что творчество писателя, в частности, роман «Преступление и наказание», изучается в школе в 9 классе.

Цель и задачи исследования.

Цель данной работы – выявить, проанализировать и описать семантико-функциональные и структурно-грамматические особенности лексики со значением цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Общая цель определила конкретные задачи:

1) изучить научную литературу по проблеме исследования лексики со значением цвета;

2) методом сплошной выборки выявить, систематизировать и классифицировать языковой материал;

3) дать комплексную структурно-семантическую характеристику цветовой лексики в названном романе.

Материал и предмет исследования.

Материалом исследования является текст романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Предметом исследования является лексика со значением цвета.

Методы исследования:

  • метод анализа и синтеза (контекстуальный анализ);

  • статистический метод;

  • исторический метод;

  • метод сравнения.

Практическая значимость исследования.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования на уроках русского языка при изучении разделов «Лексика» и «Морфология», а также на уроках литературы при изучении творчества Ф.М. Достоевского.

Глава I.

Роман «Преступление и наказание» и его место в творчестве Ф.М. Достоевского

1.2. История создания романа «Преступление и наказание», особенности стиля Ф.М. Достоевского

Глава П.

Теоретическая база исследования

2. 1. Цвет и его восприятие человеком

Глава III.

Структурно-семантическая характеристика цветовой лексики в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

3.1. Семантико-функциональный и структурно-грамматический аспекты

3. 2. Символизм цветовой лексики

Выводы по I главе.

Особенностью художественного мира Ф.М. Достоевского является предрасположенность его к отражению трагических сторон действительности. Целостная художественная реальность строится на противоположностях, переплетении разнозначного, и образ мира возникает на стыке гротеска и апокалипсиса. Всё это создает максимально подходящие условия для раскрытия личности, отчуждённой от «живой жизни» и людей, личности, сомневающейся в существовании Божьем.

Действие романа развивается одновременно в фабульном, бытовом и идеологическом плане. Каждое лицо является одновременно участником разыгрывающейся драмы и выразителем определённой точки зрения, идеологической позиции по отношению к основной социально-философской и нравственной проблематике романа.

Выводы по II главе

Физическое и психическое воздействие цвета во многом определяются личностными характеристиками воспринимающего человека.

При описании цветонаименований в лингвистике исследователи сталкиваются с целым рядом проблем. У каждого носителя языка – свой опыт, свое восприятие мира, своё восприятие цвета (доказано физиками и психологами) своя оценка увиденного, поэтому создать классификацию цветообозначений, удовлетворяющую всех учёных, представляется невозможным.

Выводы по III главе

Для передачи цвета Ф.М. Достоевский использует разные части речи, но предпочтение отдает именам прилагательным, для которых обозначение цвета является наиболее типичным.

Писатель воздействует на читателя через образ благодаря цвету. Он использует слова, которые помогают читателю представить то, что описывается в произведении, при этом накладывают свой отпечаток личность, мировоззрение, стиль автора. Результаты исследования символики цвета в «Преступлении и наказании» убеждают нас в том, что выбор цветов в романе не должен рассматриваться в качестве случайного или малозначащего явления.

Заключение

Использование в качестве цветовой лексики разных частей речи позволяет писателю раскрыть цвет в различных его проявлениях: как качественную характеристику, как динамический процесс, как состояние.

Всю систему языковых и стилистических средств Достоевского-писателя определяет своеобразие его творчества: страстное обличение социальной несправедливости, нарочитое обнажение трагических противоречий человеческого бытия и человеческого сознания, глубочайшее раскрытие внутреннего мира человека – жертвы общественного неравенства.

В целом язык и стиль Ф.М. Достоевского характеризуется широким привлечением средств усиления, и средства эти чрезвычайно разнообразны. Все подчинено авторскому стремлению выразить предельную степень обнажения жизненных тупиков, потрясти читателя чрезмерностью людского горя, царящего среди «униженных и оскорблённых», показать крайнюю степень безысходности и отчаяния персонажей.

Одним из средств усиления в романах Ф.М. Достоевского является лексика со значением цвета, которая как одно из важнейших языковых средств служит для создания ярких художественных образов и способствует раскрытию идейного смысла произведений.

Наиболее многочисленной является группа со значением красного цвета (49 примеров), из которых 28 – имён прилагательных, 19 – глаголов, 1 – имя существительное и 1 причастие.

Красный – краснощёкая, красноречие, покрасневший, медно-красный, красноватый, багрово-красный, раскрасневшийся, покраснеть, раскраснелся и т.д.

Далее следует группа со значением белого цвета (35 примеров), в которую вошли 28 имён прилагательных, 3 глагола, 1 отглагольное прилагательное, 1 имя существительное, 2 причастия.

Белый – белеется, побелел, белокурый, белобрысый, небелёная, белоручка, побелевшая, беловатый и т.д.

Группу чёрного цвета можно разместить на 3-м месте с количеством в 31 пример. В тексте содержится 29 имён прилагательных, 1 глагол и 1 имя существительное.

Чёрный – чернейшей, черноволосый, черноброва, черноглаза, черноокая, чернелось и т.д.

Малочисленными являются группы жёлтого цвета с 16 примерами, причём все они являются именами прилагательными (жёлтый – желтоватый, пожелтелая, бледно-жёлтый, желторотый, тёмно-жёлтый, ярко-желтая и т.д.) и зелёного цвета с 12 примерами, из них имён прилагательных – 10, имён существительных – 2 (зелёный – зелёненький, зелень, зеленоватый, бледно-зелёный, ярко-зеленый и т.д.).

Наименее малочисленными являются группы со значением серого (6 примеров), голубого, алого, седого (по 4 примера), розового, багрового, русого, темно-русого, огненного (по 3 примера), рыжего, синего, коричневого (по 2 примера), по 1 разу встретились цвета – сизый, лиловый, сиреневый.

С морфологической точки зрения, цветовая лексика представлена в романах словами разных частей речи: именами существительными, именами прилагательными, глаголами и глагольными формами.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!