ЕГЭ 2018 «Духовная сфера»
1.Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ |
А) влияние на социализацию индивида | 1) только массовая культура |
Б) разнообразие используемых средств | 2) только элитарная культура |
В) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности | 3) и массовая, и элитарная культура |
Г) сложность содержания | |
Д) развлекательный характер | |
2. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ |
Религия | Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное. |
***** | Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости |
3. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Эстетическая | Воспроизведение действительности по законам красоты |
***** | Отражение действительности при помощи художественных образов |
4. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Области (сферы) духовной культуры | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
***** | Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. |
Образование | Целенаправленный процесс обучения и воспитания |
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Вера, догматы, заповеди, религия, обряды, храмы.
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите это слово.
Искусство, наука, образование, мораль, культура.
7. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».
1) архитектура, 2) живопись,3) театр 4) кино, 5) мораль,6) религия, 7) музыка
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды знаний.
1) житейское, 2) трудовое, 3) научное, 4) социальное, 5) гипотетическое, 6) религиозное
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
9. Композитор на сюжет из античной мифологии создал оперу, которая была отнесена искусствоведами к произведениям элитарной (высокой) культуры. Что позволяет им сделать такой вывод? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установка на следование образцу
2) коммерческая цель создания оперы
3) использование широко известных мифологических персонажей
4) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями
5) ориентация на массового потребителя
6) сложность формы музыкального произведения
10. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.
4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.
5) Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.
11. Выберите верные суждения о тенденциях в развитии образования и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Тенденция гуманизации проявляется в снижении числа домашних работ для учеников.
2) Тенденция гуманитаризации проявляется в повышении внимания в учебном процессе к таким предметам, как история и право.
3) Демократизация образования проявляется в реализации принципа равных возможностей.
4) Появление таких форм обучения как дистанционное образование, является проявлением тенденции интернационализации.
5) Внедрение электронных пособий в процесс обучения является проявлением тенденции информатизации.
12. Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ИСТИНЫ | А) | возможность корректировки при дальнейшем развитии науки | | Только относительная истина | Б) отражение свойств познаваемого объекта | 2) И абсолютная и относительная истина | | | Г) неполное, изменяемое знание о предмете | | Д) проверяемые знания | | 13. Ученые страны Z обобщили результаты исследований в области мотивации учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом списке применённые учёными методы, соответствующие теоретическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) анкетирование 4) наблюдение за поведением 2) выдвижение и обоснование гипотезы 5) формулировка выводов 3) измерение уровня самооценки 6) выявление закономерностей поведения 14. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| |
| ПРИМЕРЫ ФУНКЦИИ НАУКИ А) экологи предупредили об опасном для живых 1) производственная организмов загрязнении вод Байкала Б) учёные разработали новую конструкцию 2) прогностическая истребителя и организовали её серийное производство В) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата |
15. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца | | | |
ПРИЗНАКИ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
| | |
A) доказательство положений Б) сбор фактов B) описание наблюдаемых явлений Г) формулирование научной проблемы Д) выдвижение гипотез | | 1) эмпирический 2) теоретический |
Запишите в ответ цифры.
16. Отличительная черта познания общества – это то, что в этом познании
1) не выдвигается гипотез
2) не используется метод моделирования
3) объект и субъект познания совпадают
4) широко используются экспериментальные методы
17. Российский ученый А. И. Кравченко подчеркивает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта».
О каком явлении говорится в высказывании?
1) традиции в культуре 3) диалоге культур
2) культурном поиске 4) культурной изоляции
18. Верны ли следующие суждения об этике современной науки и ответственности ученых?
А. Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики, что им необходимо помнить о моральных границах своей исследовательской деятельности.
Б. Особенно ответственно ученым необходимо подходить к исследованию человеческой психики, так как любое воздействие на психику может быть непредсказуемо.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
19. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Главным «контролёром» человека в вопросах морали является его совесть.
Б. Демократическое государство обеспечивает соблюдение гражданами моральных норм путём применения законов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
20. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
Искусством принято называть специфическую форму общественного _________(А) и человеческой ________(Б), которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных _______(В). Посредством создания _________(Г) искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности _______(Д), как художественное познание. Предметом искусства является человек, его _________(Е) с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
Слова в вписке даны в именительном падеже. Каждое слово моет быть использовано только один раз. В списке слов больше, чем требуется для заполнения пропусков. Запишите в ответе последовательность цифр.
Деятельность 6) отношения
Жизнь 7) произведение
Люди 8) сознание
Образ 9) творчество
Эпоха
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Традиции в узком смысле слова, т.е. совокупность объектов и идей, особое значение которых люди связывают с их происхождением в прошлом, сами являются субъектами изменения. Они модифицируются, выдвигаются на первый план или игнорируются, существуют в течение некоторого времени, а затем исчезают, забываются и вновь возрождаются.
Традиции складываются двумя путями. Один идёт «снизу», когда можно сказать, что традиция «возникает», «зарождается». Это спонтанный, стихийный процесс, в который вовлечены достаточно большие массы людей.
Всё начинается с того, что кто-то обращает особое внимание на определённые фрагменты исторического наследия. Затем интерес, уважение, пристрастие, почтение распространяются вширь, охватывая всё более широкие слои населения, и принимают форму ритуалов, церемоний, побуждают к поискам и обновлению старых объектов, к новой интерпретации старых кредо. Индивидуальные предпочтения и действия становятся массовыми и превращаются в поистине социальный факт. Так рождается традиция.
Второй «маршрут» формирования традиции начинается «сверху», действуя через механизм навязывания, когда традиция выделяется, отбирается и даже навязывается теми, кто обладает властью или влиянием...
Заметим, что эти два пути не предопределяют содержания традиций.
В частности, нельзя сказать, что один ведёт к формированию истинной традиции, действительно уходящей своими корнями в прошлое, а другой — к изобретённой традиции, связь которой с прошлым придумана, вымышлена.
Такая связь может диктоваться необходимостью, когда, например, кто-то наделяет образ прошлого привлекательными чертами, с тем чтобы увлечь своей идеей многих людей.
Традиции подвержены как количественным, так и качественным изменениям. В первом случае речь идёт о расширении или сужении круга последователей, сторонников, поддерживающих традиции. Иногда традиция охватывает всё население страны... или даже выходит за её пределы, приобретая действительно глобальные масштабы.
Что касается качественных изменений, то они затрагивают содержание традиции, когда на смену одним идеям, символам, ценностям приходят другие или когда одни объекты включаются в состав признанных традиций, а другие отвергаются.
Отчасти они объясняются психологическими причинами, и прежде всего - свойствами человеческого разума... Рано или поздно любая традиция подвергается сомнению, пересмотру, и в то же время открываются новые фрагменты прошлого, которые признаются традиционными.
(П. Штомпка)
21. Как автор раскрывает смысл понятия «традиции»? Какие два вида (типа) традиций в зависимости от масштаба их распространения упомянуты в тексте?
22. В чём заключается отличие качественных изменений традиций от количественных? Предположите, почему автор связывает качественные изменения традиций с психологическими причинами, и прежде всего со свойствами человеческого разума (выскажите одно предположение).
23. Какие два пути формирования традиций выделяет автор? Проиллюстрируйте каждый из этих путей примером.
24. Используя обществоведческие, исторические знания и факты общественной жизни, объясните, почему, по мнению автора, «рано или поздно любая традиция подвергается сомнению, пересмотру, и в то же время открываются новые фрагменты прошлого, которые признаются традиционными» (дайте три объяснения).
25. В современном обществе массовая культура выполняет функцию социализации индивида. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами различные проявления данной функции.
26. Российское искусство и наука обогатили мировую культуру. На примере трёх конкретных деятелей культуры (или произведений, достижений) проиллюстрируйте это положение (приведите пример и дайте краткий комментарий к нему).
27. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.
Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Религия как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах искусства, и одно предложение, раскрывающее сущность воспитательной функции искусства.
ЕГЭ 2018 «Духовная сфера»
ОТВЕТЫ:
33221
Мораль
Познавательная
Искусство
Религия
Культура
56
25
46
123
235
12212
256
212121
21122
3
3
3
1
814736
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: традиции - это совокупность объектов и идей, особое значение которых люди связывают с их происхождением в прошлом;
2) два вида (типа) традиций (ответ на второй вопрос):
- «охватывает всё население страны»;
- «выходит за ...пределы страны, приобретая действительно глобальные масштабы».
Элементы ответа могут быть представлены в виде полной / неполной цитаты или сжатого воспроизведения
22.В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: качественные изменения, в отличие от количественных, затрагивают содержание традиции / на смену одним идеям, символам, ценностям приходят другие или одни объекты включаются в состав признанных традиций, а другие отвергаются;
(Ответ на вопрос может быть представлен в виде полной (неполной) цитаты или в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.)
2) предположение, допустим: рациональный подход к следованию определённым традициям иногда может поставить под сомнение целесообразность соблюдения некоторых из них. В этом случае традиция может измениться или исчезнуть.
(Может быть высказано другое предположение.)
23. В правильном ответе должны быть указаны:
1) Один идёт «снизу», когда можно сказать, что традиция «возникает», «зарождается». Это спонтанный, стихийный процесс, в который вовлечены достаточно большие массы людей. (Молодожены после регистрации бракосочетания обмениваются кольцами)
2) Второй «маршрут» формирования традиции начинается «сверху», действуя через механизм навязывания, когда традиция выделяется, отбирается и даже навязывается теми, кто обладает властью или влиянием.
( Принятие военной присяги знаменует начало воинской службы)
могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысла.
24. В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) традиции, передаваясь из поколения в поколение, в связи с изменениями образа жизни каждого последующего поколения часто утрачивают свой смысл для потомков, что может привести к исчезновению или модификации традиций;
2) традиции как отражение ценностей определённого общества в определённый исторический период, развитие общества приводит к изменениям ценностей системы и, следовательно, традиций;
3) традиции как один из регуляторов общественных отношений могут служить средством для решения конкретных социальных и государственных задач, поэтому многие традиции формируются путём инициирования «сверху» и др.
(Могут быть приведены другие аргументы не по тексту.)
25. Могут быть приведены такие примеры:
1) яркая навязчивая реклама, транслирующая «образцы» поведения «хороших родителей», «заботливых бабушек», «умных детей», оказала влияние на поведение Ивана Ф.;
2) ставшие популярными телесериалы, герои которых являются представителями определённых социальных групп (студенты, врачи, работники правоохранительных органов и т.п.), формируют представления молодёжи об образе жизни и о тех социальных ролях, которые им только предстоит освоить;
3) для определённых групп населения участники ток-шоу заменяют ближайшее окружение, и транслируемые ими модели поведения формируют ценностные ориентиры зрителей;
4) просмотр молодёжных иностранных фильмов позволил молодым людям сформировать представления об особенностях культуры их сверстников, что в определённой мере облегчило общение во время туристической поездки.
Могут быть приведены другие примеры.
Если экзаменуемый привёл несколько примеров реализации одного проявления функции, то при оценивании засчитывается только один из них
26. Правильный ответ должен содержать три примера с пояснениями, допустим:
1) созданная Д.И. Менделеевым Периодическая таблица элементов стала основой развития мировой химической науки;
2) произведения А.С. Пушкина переведены на языки многих народов мира, экранизированы в разных странах;
3) балеты П.И. Чайковского Идут на сценах театров разных стран мира.
Могут быть приведены другие примеры, даны другие краткие комментарии
27. Ответ содержит вывод: средства массовой информации стали важнейшими каналами распространения массовой культуры. Обоснованием этого вывода могут служить следующие положения:
1) СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры;
2) художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность.
Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры — шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд»).
28. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Что такое религия.
2. Религиозные организации:
а) церковь;
6) секты.
3. Функции религии:
а) мировоззренческая;
б) воспитательная;
в) регулирующая;
г) компенсаторная;
д) коммуникативная и др.
4. Виды религий:
а) политеистические, монотеистические;
б) архаические, национально-государственные, мировые.
5. Особенности мировых религий.
6. Свобода совести
7. Роль религии в формировании мировоззрения.
29.Правильный ответ может содержать следующие элементы:
Искусство — образное осмысление действительности и мира в художественных образах.
1. В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.
Различаются такие виды искусства как пространственные, или пластические (архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, графика, художественная фотография), временные (музыка, литература), где преимущественное значение приобретает развертывающаяся во времени композиция; и пространственно-временные (хореография, театр, кино, телевидение, искусство эстрады, цирк), которые называют также синтетическими или зрелищными искусствами. В некоторых видах искусства художественный образ возникает на основе другого, нехудожественного вида деятельности (в архитектуре на основе строительства, в декоративно-прикладном искусстве на основе создания полезных вещей, в художественной фотографии — документальных снимков и т. д.). Некоторые разновидности эстрадного и циркового искусства сочетают в себе элементы искусства и спорта.
2. Функции искусства по отношению к человеку – развитие его духовного потенциала, «очеловечивание» в буквальном смысле слова.
Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.
8