ВВЕДЕНИЕ.
В данном пособии предлагаются тестовые задания, предназначенные для контроля качества знаний обучающихся 8 классов в рамках рабочей программы, разработанной на основе учебно-методического комплекса Т. И. Науменко, В. В. Алеева «Музыка. 8 класс».
Пособие предназначено для учителей музыки, преподавателей и студентов педагогических колледжей, вузов, администрации школы, методистов образовательной области «Искусство (музыка)».
Тесты можно определить как систему заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющей качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся по данному предмету.
Содержание тестов основано на следующих компонентах: ФГОС ООО, требования к уровню подготовки учащихся, примерной программе по предмету «Музыка».
В соответствии с задачами промежуточной аттестации и итогового контроля формируются различные формы тестовых заданий, определяются критерии оценки их выполнения и время на выполнение каждого задания. Тестовые задания сопровождаются словесной инструкцией учителя по их выполнению.
Анализировать ответы на тестовые задания можно переводом тестовой оценки в традиционную пятибалльную систему, например, в процентном отношении:
«5»: 80 – 100 % от общего числа баллов
«4»: 70 – 75 %
«3»: 50 – 65 %
«2»: менее 50 %.
Предлагаем следующую шкалу оценок:
К | 0,8 – 1 | 0,70 – 0,75 | 0,5 – 0,65 |
отметка | 5 | 4 | 3 |
Отметка «5» - полный ответ, показывающий отличное понимание музыкального материала, 80 – 100% выполненных заданий.
Отметка «4» - достаточно полный ответ, но присутствуют неточности или незначительные ошибки, исключая фактические ошибки, 70 -75% выполненных заданий.
Отметка «3» - материал, в основном, усвоен, но допущены существенные ошибки, однако уровень знаний позволяет усваивать дальнейший музыкальный материал, 50 -65% выполненных заданий теста.
Отметка «2» не может быть выставлена за тестовое задание, так как это противоречит основным принципам художественного образования учащихся, и может повлиять на положительную мотивацию учащихся в изучении данного предмета.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (8 класс).
Ι ЧЕТВЕРТЬ.
Что значит современность в музыке?
Соотнесите музыкальные произведения и их авторов:
Б.Окуджава Рок – сюита «Утро планеты»
С.Пркофьев «Токката и фуга ре-минор»
О. Митяев «Всё преодолеем»
Группа «Звуки Му» «Полночный троллейбус»
И.С.Бах «Александр Невский»
П.Сигер «Как здорово, что все мы здесь…»
А.Морозов «Транснадёжность»
В какой телевизионной передаче звучит «Токката и фуга ре-минор» И.С.Баха?
А) программа «Вести»;
Б) «Человек и закон»;
В) программа «Время».
Кто автор данного термина «современное искусство – это то, что создано мастерами, живущими в одно время с нами, и это искусство, независимое от эпохи, в которую было создано, но отвечающее нашим современным идеалам»:
А) М.Тараканов;
Б) Т.И.Науменко;
В) Д.Б.Кабалевский.
Продолжите определения:
Токката –
Фуга –
Страсти (пассионы) –
Рок – опера –
Вставить пропущенное:
Композитор | Название произведения | Жанр |
1. | «Лунная» | 1.Соната |
2.И.С.Бах | 2. «Токката и фуга ре-минор» | 2. |
3. | 3. | 3. Ария Иисуса Христа. |
4. | 4. «Утро планеты» | 4. |
5. Пит Сигер | 5. | 5. Песня |
6. | 6. «Бразильские бахианы» | 6. |
Ответы:
Б.Окуджава ««Полночный троллейбус»
С.Пркофьев «Александр Невский»
О. Митяев «Как здорово, что все мы здесь…»
Группа «Звуки Му» «Транснадёжность»
И.С.Бах «Токката и фуга ре-минор»
П.Сигер «Всё преодолеем»
А.Морозов Рок – сюита «Утро планеты»
2. Б)
3. В)
4. Токката – виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, размеренном, четко ритмованном движении, в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии.
Фуга – форма полифонических произведений, основанная на имитационном проведении одной, реже двух и более тем во всех голосах по определенному тонально-гармоническому плану.
Страсти (пассионы) — вокально-драматическое произведение, посвящённое событиям Страстной недели (Страсти Христовы), основанное на евангельских текстах.
Рок – опера – опера в жанре рок-музыки. Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
5.
Композитор | Название произведения | Жанр |
Л.Бетховен | «Лунная» | 1.Соната |
2.И.С.Бах | 2. «Токката и фуга ре-минор» | 2. Полифония |
3. А.Уэббер | 3. «Иисус Христос – суперзвезда» | 3. Рок -опера |
4. А.Морозов | 4. «Утро планеты» | 4. Рок-сюита |
5. Пит Сигер | 5. «Всё преодолеем» | 5. Песня |
6. И.С.Бах- В.Лобос | 6.«Бразильские бахианы» | 6. Полифония, ария |
ΙΙ четверть.
Музыка «лёгкая» и «серьёзная».
Назовите композитора, написавшего произведение для 19 исполнителей, каждый из которых не доложен был уметь играть на предлагаемом ему инструменте:
А) А.Шёнберг;
Б) П.Шнайдер;
В) П.Булез.
2. Продолжите определения:
Конкретная музыка –
Электронная музыка –
Стохастическая музыка –
Компьютерная музыка –
3.Проведите грань между музыкой «лёгкой» и «серьёзной» и вставьте пропущенное:
Серьёзная | Лёгкая |
1.Главное – мелодия | 1. Главное – |
2. | 2. Малые формы. |
3. Художественный образ динамичен. | 3. |
4. Имеет собственную логику. | 4. |
5. | 5. Восприятие поверхностное. |
6. Заставляет человека обратиться внутрь себя. | 6. |
7. | 7. Спускается к человеку. |
8. Ставит свои самостоятельные задачи, не служит фоном для жизни. | 8. |
9. | 9. Приобщение к жизни. |
Пиццикато (от итал. cлова pizzicare- щипать) –
Родиной вальса считается:
А) Россия;
Б) Франция;
В) Германия;
Г) Австрия;
Д) Польша;
Е) Чехия.
6. В какой стране было издано предписание, запрещающее «употребление пляски, вальсеном именуемой»?
А) Италия;
Б) Россия;
В) Испания.
7. Шансон -
8. Назовите известных исполнителей французской эстрадной песни 20-го столетия и их песни -
Ответы:
Б)
Конкретная музыка – запись на плёнке любых звуков и шумов окружающего мира, манипуляции с этими записями (движение ускоренное, замедленное, с конца на начало и т.д.).
Электронная музыка – музыка, возникающая в результате комбинирования различных записей, созданных синтезаторами.
Стохастическая музыка – попытка связать музыкальное творчество с высшей математикой – теорией вероятности и больших чисел.
Компьютерная музыка – запрограммированная и сочинённая компьютерами.
Серьёзная | Лёгкая |
1.Главное – мелодия | 1. Главное – ритм. |
2. Крупные и малые формы. | 2. Малые формы. |
3. Художественный образ динамичен. | 3. Образ статичен. |
4. Имеет собственную логику. | 4. - |
5. Восприятие углублённое. | 5. Восприятие поверхностное. |
6. Заставляет человека обратиться внутрь себя. | 6. Помогает выбросить то, чем тяготится человек. |
7. Поднимает слушателя до своего уровня. | 7. Спускается к человеку. |
8. Ставит свои самостоятельные задачи, не служит фоном для жизни. | 8.Служит фоном. |
9. Приобщает к вечным идеалам. | 9. Приобщение к жизни. |
Пиццикато (от итал. cлова pizzicare- щипать) – приём игры на смычковых струнных музыкальных инструментах, когда звук извлекается не смычком, а щипком струны, отчего звук становится отрывистым и более тихим, чем при игре смычком.
Б), Г), Е).
Б).
Шансон - французская эстрадная песня в стиле кабаре.
Ив Монтан («Под небом Парижа»), Мирей Матье («История любви»), Далида(«Salma ya salama» ), Патрисия Каас (альбом «Мадмуазель поёт…»), Джо Дассен («Если б не было тебя», «Ностальжи», «Саксофон»), Шарль Азнавур (Вечная любовь»), Эдит Пиаф(«Гимн любви», «Милорд»), Лара Фабиан («Адажио», «Же тем») и др.
ΙΙΙ четверть.
Взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной» музыки.
Продолжите определения:
бард –
авторская песня –
Назовите истоки авторской песни –
Перечислите композиторов, музыкантов, работающих в направлении «авторская песня»:
Джаз –
Истоки джаза (перечислить):
Что является главным в джазе:
А) рваный ритм;
Б) импровизация;
В) гармония.
7. Перечислите известных джазовых музыкантов, композиторов, вокалистов (зарубежных, отечественных).
8. Назовите направления джаза:
Горячий джаз –
Холодный джаз –
Сладкий джаз –
Нервный, взвинченный джаз –
Что составляет основу ритма джаза –
Излюбленные инструменты современных джазистов:
Ответы:
Бард – (от англ. и ирландского bard – певец) – народный певец у древних кельтских племён.
Авторская песня - песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
Городской романс, кант, крестьянские песни, творчество декабристов, революционные молодёжные песни 20-х годов, песни беспризорников, студенческий фольклор.
А.Галич, Б.Окуджава, В.Высоцкий, О.Митяев, Г.Хомчик, Ю.Кукин, В.Берковский, С.Никитин и т.д.
Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в конце ΧΙΧ начале ΧΧ столетия в США в результате синтеза африканской и европейской культур.
Спиричуэлс, блюз, регтайм.
Б).
Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Бенни Гудман, Элла Фицджеральд, Л.Утёсов,, И.Бутман, Л.Винцкевич и т.д.
Хот – джаз, кул – джаз, свит – джаз, би – боп.
Полиритмия, синкопа, свинг.
Труба, тромбон, рояль, контрабас, саксофон, кларнет, виброфон, гитара (банджо), а также флейта, скрипка.
ΙV четверть.
Великие наши современники.
Кто из композиторов, представленных на фотографиях, написал «Кармен-сюиту»:
«Восторженный певец жизни, солнца и молодости, он дал людям растревоженного, сурового и жестокого ΧΧ века ту радость и свет, которых им так часто не достаёт», - сказал о нём Д.Кабалевский. Кто это?
А) Д.Шостакович;
Б) С.Рахманинов;
В) С.Прокофьев.
3. Объясните смысл высказывания Р.Ролана: «Искусство всегда вовлечено в бой своей эпохи».
4. Кто из композиторов написал балет «Ромео и Джульетта»?
5. О ком говорит Б.В.Астафьев: «Он обогнал своё время на несколько десятков лет вперёд и дал толчок развитию новых музыкальных течений в Европе и в России»:
А) А.Скрябин;
Б) М.Мусоргский;
В) П.Чайковский.
6. Какое произведение не является оперой Д.Верди?
А) «Тоска»;
Б) «Риголетто»;
В) «Травиата»;
Г) «Трубадур»;
Д) «Аида».
7. Назовите авторов и жанр музыкальных произведений:
№ | Название произведения | Композитор | Жанр |
-
| «Здравствуй, мир!» | | |
-
| «Симфония №9» | | |
-
| «Хованщина» | | |
-
| «Кошки» | | |
-
| «Милая моя…» | | |
-
| «Порги и Бесс» | | |
-
| «Полька-пиццикато» | | |
-
| «Белая акация» | | |
-
| «Первый концерт для фортепиано с оркестром» | | |
-
| «Конёк-горбунок» | | |
Ответы:
А).
В).
–
Г).
Б).
А).
№ | Название произведения | Композитор | Жанр |
-
| «Здравствуй, мир!» | Л.Квин | песня |
-
| «Симфония №9» | Л.Бетховен | симфония |
-
| «Хованщина» | М.Мусоргский | опера |
-
| «Кошки» | Э.Л.Уэббер | мюзикл |
-
| «Милая моя…» | Ю.Визбор | песня |
-
| «Порги и Бесс» | Д.Гершвин | опера |
-
| «Полька-пиццикато» | И.Штраус | полька |
-
| «Белая акация» | И.Дунаевский | оперетта |
-
| «Первый концерт для фортепиано с оркестром» | П.И.Чайковский | симфоническая музыка |
-
| «Конёк-горбунок» | Р.Щедрин | балет |