Тесты для проверки знаний учащихся по курсу «Мое Отечество». 3 класс. «Школа 2100»)
Содержание тестов:
По материалам тем курса «Мое Отечество» (авторы Д.Д. Данилов, С.В. Тырин, программа «Школа-2100», 3 класс (1-4)) мною составлены и разработаны несколько тестов к обобщающим урокам по основным разделам данного курса истории. Весь набор тестов состоит из 5-ти отдельных тестов, содержащих от 9 до 23 различных вопросов и заданий ( см. приложение 1).
Все шесть тестов составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми программой курса «Мое Отечество»(«Школа-2100») к знаниям, умениям и навыкам учащихся 3-го класса (1-4 ) к концу каждого раздела учебника.
Каждый тест соответствует теме и материалу одного раздела программного материала данного предмета:
1 ТЕСТ : «История Древней Руси»;
2 ТЕСТ: «Времена Московского государства»;
3 ТЕСТ: « Времена Российской Империи»;
4 ТЕСТ: « Времена Советской России и СССР»;
5 ТЕСТ: « Современная Россия».
Каждому ученику предлагается свой индивидуальный экземпляр теста на отдельных листах.
Цели и задачи такой работы:
1) установить глубину и прочность усвоения пройденного материала учащимся;
2) систематизация полученных учащимися знаний;
3) проверить, насколько сформированы на данном этапе обучения начальные навыки исторического мышления ( например, осознание изменяемости, развития общества, выделение в том или ином историческом явлении причины и следствия его существования и т. д.);
4)создание таких учебных ситуаций, в которых эти знания потребуют практического применения;
развитие логического мышления, умения анализировать и обобщать
полученные знания.
Все тесты в наборе связаны между собой не только последовательностью раскрывающихся в них исторических событий. Они связаны и другими, не менее важными моментами:
Например:
- Начальный, т.е. первый вопрос каждого теста из данного составленного набора тестов звучит одинаково («С каких событий начался тот или иной период в истории Отечества?»), что дает ребенку каждый раз выявить причину возникновения данного исторического периода, выяснить, что послужило началом, причиной такого явления, почему «река времени» резко изменила свое направление и в стране наступил переломный момент ( см. приложение: первые вопросы тестов № 1-4).
- Во всех тестах даются такие вопросы, при ответе на которые требуется вспомнить материал предыдущих разделов, провести логическую ассоциативную связь. Они требуют от учащихся мысленно соотнести два каких-либо исторических периода в истории, сравнить их ( например: тест № 4, вопросы 7-ой, 12-й ; тест № 5, вопрос 22-ой - см. в приложение 1).
- В каждом тесте есть и такие вопросы, которые требуют от учащихся не однозначного выбора-ответа на поставленный вопрос. Это вопросы «почему?». ( см. приложение: тест № 3, вопрос 10-ый; тест № 4, вопросы 11 и 20 ). Здесь учащиеся должны выделить несколько вариантов ответов, с которыми они согласны, отвечая на данные вопросы; выделить причины исторического явления или его следствия («А почему произошло то или иное событие, почему оно имело место в истории?»).
Практическая значимость:
Представленный набор тестов может быть использован не только учителями начальных классов, работающими по программе «Школа-2100», но и учителями истории среднего звена по традиционной программе, также как дополнительный материал к викторинам на внеклассных занятиях, на занятиях предметного кружка.
Материал тестов может быть использован как для обобщающих занятий по «историческим» разделам предмета «Мое Отечество», так и при повторении в конце изучения курса.
Тесты могут выполняться как целиком, так и выборочно по отдельным вопросам. Их можно использовать как для работы со всем классом, так и для индивидуальной работы.
Оценивание результатов:
Ввиду сложности предмета и всего курса в целом для начальной школы, необязательно требовать 100%-ного правильного выполнения теста.
Отметку «5» можно поставить за 80 -90 % правильных ответов.
«4» - за 60- 70 % верных ответов;
«3» - 40-50 % верно выполненыых заданий.
При выполнениии учеником менее 30 % теста, ему сообщается: «не справился пока», «попробуем в следующий раз выполнить лучше» и т.д.. Тем самым для слабого ученика создается «ситуация успеха»: при обсуждении результатов тестирования выясняются у таких учащихся именно те вопросы теста, на которые ему удалось ответить хорошо, выделить «удачные» ответы на вопросы, сделать упор на них.
В структуру тестов входят правильные ответы ( см. приложение 2) с указанием максимального балла, который можно получить за выполнение теста ( см. приложение 3).
Список используемой литературы:
Данилов Д.Д., Тырин С.В. «Мое Отечество». Вводный курс истории и естествознания. Учебник для 3-го класса (1-4) в 4-х ч. – М.: «Баласс», 1998.
Данилов Д.Д., Тырин С.В. «Мое Отечество». Вводный курс истории и естествознания. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 1998.
Студеникин М.Т. «История России»: Пособие для уч-ся 3 кл. нач. шк. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков вводного курса истории и
обществознания « Мое Отечество»
в 3 классе ( 1-4)
(из расчета 1 раз в неделю).
№ урока | Разделы учебника Темы уроков | Кол-во часов | Материал учебника |
| РАЗДЕЛ 1. Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5 ч) | | ЧАСТЬ 1 |
1. | Живая связь времен. | 1 | Урок 1 |
2. | Как люди считают время. | 1 | Урок 2 |
3. | С чего начинается Родина? | 1 | Урок 3 |
4. | Память о прошлом. | 1 | Урок 4 |
5. | Обобщение по разделу | 1 | Тест № 1 |
| РАЗДЕЛ 2. Времена Древней Руси . 9-13 века. ( 6 ч) | | |
6. | Как на Руси появилось государство? | 1 | Урок 5 |
7. | «За землю русскую!» | 1 | Урок 6 |
8. | Древняя Русь - страна городов. | 1 | Урок 7 |
9. | «Золотые ворота» в Древнюю Русь. | 1 | Урок 8 |
10. | «Слово о погибели Русской земли» | 1 | Урок 9 |
11. | Обобщение по разделу | 1 | Тест № 2 |
| РАЗДЕЛ 3. Времена Московского государства. 14-17 века.( 5 ч.) | | ЧАСТЬ 2 |
12. | От древней Руси к единой России. | 1 | Урок 10 |
13. | Земля и люди Московского государства. | 1 | Урок 11 |
14. | Москва златоглавая. | 1 | Урок 12 |
15. | «Хуже грозного царя только междуцарствие». | 1 | Урок 13 |
16. | Обобщение по разделу. | 1 | Тест № 3 |
| РАЗДЕЛ 4. Времена Российской империи. 18 – начало 20 века. (6ч.) | | |
17. | Петр великий. | 1 | Урок 14 |
18. | Власть и народ Российской империи. | 1 | Урок 15 |
19. | Как Россия у Европы «училась». | 1 | Урок 16 |
20. | Гроза двенадцатого года. | 1 | Урок 17 |
21. | «Император-освободитель». | 1 | Урок 18 |
22. | Обобщение по разделу. | 1 | Тест № 4 |
| РАЗДЕЛ 5. Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы. ( 5 ч.) | | ЧАСТЬ 3 |
23. | Россия в огне. | 1 | Урок 19 |
24. | « К светлому будущему». | 1 | Урок 20 |
25. | «Вставай, страна огромная!..» | 1 | Урок 21 |
26. | «Через тернии к звездам». | 1 | Урок 22 |
27. | Обобщение по разделу. | 1 | Тест № 5 |
| РАЗДЕЛ 6. Современная Россия. (8 ч.) | | ЧАСТЬ 4 |
28. | В каком государстве мы живем? | 1 | Урок 23 |
29. | Я- гражданин России! | 1 | Урок 24 |
30. | Власть народа. | 1 | Урок 25 |
31. | Кто в государстве самый главный? | 1 | Урок 26 |
32. | Народы России. Наш общий дом. | 1 | Урок 27-28 |
33. | Сокровища российской культуры. | 1 | Урок 29 |
34. | Наши праздники. | 1 | Урок 30 |
35. | Обобщение по разделу. | 1 | Тест № 6 |
ТЕСТ
по курсу «Моё Отечество»
( часть 2 : «История Древней Руси» )
3 класс (1-4)
Что изучает наука история?
а) будущее человечества
б) прошлое человечества.
Когда было создано Древнерусское государство?
а) в 20 веке г) в 12 веке
б) в 18 веке д) в 9 веке
в) в 15 веке
Военный вождь славянских племён. Позже – правитель государства:
а) рыцарь
б) дружинник
в) князь
Кем было создано Древнерусское государство и кто стал его правителем?
а) Великий князь Олег
б) Великий князь Владимир
в) Князь Игорь
Чем знаменит великий князь Владимир?
а) он создал Древнерусское государство;
б) он ввёл христианство на Руси;
в) он объединил все русские земли.
Решающее сражение с европейскими рыцарями ( во времена Древней Руси),
произошедшее недалеко от Новгорода на льду Чудского озера, в 1242 году, получило название:
а) Ледовое побоище;
б) Сталинградская битва;
в) Куликовская битва.
Европейские знатные воины, которые сражались в конном строю, используя
железные доспехи:
а) дружинники;
в) воины;
в) рыцари.
Священные изображения Иисуса Христа, святых называют:
а) картины;
б) иконы;
в) скульптуры.
Так называют все достижения человечества, всё полезное, красивое, что было
создано человеком, а не природой:
а) культура;
б) природные богатства;
в) ремесло.
Славянская азбука, созданная монахами-учёными Кириллом и Мефодием:
а) даниилица;
б) георгиевица;
в) кириллица.
11. Специально обработанная кожа животных, на которой во времена Древней Руси писали книги:
а) береста;
б) пергамент;
в) бумага.
12. Записи событий русской истории ( сведений о самых важных событиях по годам) имеют название:
а) иллюстрация;
б) альбом;
в) летопись.
13. Человек, подчинивший себе кочевые племена и создавший сильнейшую армию:
а) Чингисхан;
б) Муххамед;
в) Мамай.
14. Как стало называться новое государство, созданное Батыем на восточных границах русских земель ( на месте завоёванной им Руси)?
а) Серебряная Орда;
б) Золотая Орда;
в) Большая Орда.
15. Какая битва получила в нашей истории название «Куликовская битва»?
а) битва между ордынским и русским войском;
б) битва между шведским и русским войском;
в) битва между немецкими рыцарями и русской дружиной.
16. Богатыря, сразившегося с Челубеем перед началом Куликовской битвы, звали:
а) Ослаблю;
б) Пересвет;
в) Добрыня.
ТЕСТ
по курсу «Моё Отечество»
( часть 3: «Времена Московского государства»)
3 класс (1-4)
С какого события истории нашей страны начались «времена Московского
государства»?
а) объединение большинства русских земель и освобождение страны от ордынской
зависимости;
б) разгром ордынского войска на Куликовом поле;
в) начало правления на Руси Дмитрия Донского.
При каком государе возникло Московское государство?
а) Иван Калита;
б) Иван III;
в) Иван IV ( Иван Грозный).
Кто был первым царём на Руси?
а) Иван Грозный;
б) царевич Дмитрий;
в) царь Борис.
Московский мастер, первый книгопечатник ( тот, кто первым стал печатать
книги):
а) Василий Иванов;
б) Иван Фёдоров;
в) Сергий Радонежский.
Начало 17 века – время, когда за царский престол боролись самозванцы, не
утихали восстания бедных людей против своих правителей, а страна оказалась беззащитной перед иноземными захватчиками. Это тяжёлое для страны время получило название:
а) Опасное время;
б) Тяжёлое время;
в) Смутное время.
Что такое ополчение?
а) войско, состоящее из стрельцов;
б) войско иноземных захватчиков;
в) войско из простых людей: горожан и крестьян.
Кто возглавил народное ополчение в Смутное для России время?
а) Дмитрий Донской;
б) Иван Рублёв;
в) Минин и Пожарский.
8. Каким событием закончилось Смутное время?
а) освобождение Москвы от польских захватчиков;
б) избрание нового законного царя;
в) установка памятника ополченцам.
9. Какое название имело собрание представителей всей русской земли во времена Московского государства?
а) Государственная Дума;
б) Земский Собор;
в) Съезд.
10. Кого Земский Собор избрал законным царём после освобождения ополчением столицы в 1613 году?
а) Борис Годунов;
б) Михаил Фёдорович Романов;
в) Иван Грозный;
г) Александр II.
ТЕСТ
по курсу «Моё Отечество»
(часть 4: « Времена Российской Империи»)
3 класс (1-4)
С каких событий в истории нашей страны начались «времена Российской
империи»?
а) отмена крепостного права;
б) преобразования Петра I;
в) окончание войн между Россией и другими странами.
Кто основал Санкт-Петербург?
а) Александр II;
б) Екатерина II;
в) Пётр I.
С какого года Пётр I стал императором Всероссийским, а Россию стали
называть империей?
а) с 1256 года;
б) с 1999 года;
в) с 1721 года.
Кого российский народ прозвал царём-работником?
а) Николай I;
б) Александр II;
в) Пётр I.
Российская империя вела много войн. Как ты считаешь, можно ли сегодня
решить какие-нибудь проблемы при помощи войны?
а) да;
б) нет.
Российская императрица, последовательница и продолжательница дел Петра I,
которая царствовала во второй половине 18 века:
а) Екатерина II;
б) Екатерина I;
в) Екатерина III.
Известный военноначальник, великий русский полководец, не проигравший за
всю свою жизнь ни одного сражения:
а) Наполеон Бонапарт;
б) Александр Васильевич Суворов;
в) Михаил Юрьевич Лермонтов;
г) Александр Андреевич Семёнов.
Какое название получили такие порядки в стране: крестьянин работал
пожизненно на своего хозяина-дворянина, и был прикреплён к его земле, то есть полностью принадлежал хозяину?
а) подневольное право;
б) крепостное право;
в) законное право;
г) дворянское право.
Великий учёный, изобретатель, поэт, основатель первого в России университета:
а) Пётр I ;
б) М. Ломоносов;
в) А. Пушкин;
г) А. Грибоедов.
Почему было так важно, чтобы в России появился свой университет? Выбери
нужные варианты:
а) России требовались свои специалисты, учёные;
б) Пётр I заставлял россиян учиться у европейцев наукам;
в) чтобы можно было отменить в России крепостное право;
г) обучение россиян за границей обходилось для страны очень дорого;
д) потому что россияне уже достигли необыкновенных высот в науке, литературе и искусстве.
Как называлась война, в которой Россия боролась за освобождение страны от
армии Наполеона?
а) Гражданская;
б) Отечественная;
в) Великая Отечественная;
г) Вторая мировая война.
Где произошло решающее сражение с армией Наполеона в Отечественной войне
1812 года (самое кровопролитное за всю историю войн сражение)?
а) на Куликовом поле;
б) на Киевском поле;
в) на Бородинском поле.
Кто возглавил российскую армию в решающем Бородинском сражении с армией
Наполеона?
а) М.И. Кутузов;
б) А.В. Суворов;
в) А. Невский;
г) Д. Донской.
Когда было отменено крепостное право?
а) в 1960 году;
б) в 1756 году;
в) в 2001 году;
г) в 1861 году.
Чем знаменит в истории России 1861 год? В этом году произошло:
а) освобождение страны от армии Наполеона;
б) освобождение страны от татаро-монгольского ига ;
в) освобождение крестьян от крепостной зависимости;
г) освобождение страны от зависимости от западно-европейской культуры.
Какого императора России прозвали Освободителем?
а) Петра I ;
б) Николая II ;
в) Ивана Грозного;
г) Александра II .
Как называют людей, владеющих собственностью-капиталом?
а) дворяне; г) капиталисты;
б) помещики; д) рабочие.
в) крестьяне;
После отмены крепостного права Россия стала ________________. Выбери
нужный вариант:
а) догонять в своём развитии другие европейские страны;
б) стала отставать от развитых европейских стран;
в) не произошло никаких перемен в жизни страны.
ТЕСТ
по курсу «Моё Отечество»
( часть 5: « Времена Советской России и СССР»)
3 класс (1-4)
С каких событий начала ХХ века начинается особая эпоха в жизни нашей
страны – «времена Советской России и СССР»? Выбери варианты ответов:
а) революция 1917 года;
б) Первая Мировая война;
в) гражданская война;
г) с преобразований Петра I.
Коренной переворот в жизни страны, события, которые полностью и резко
изменяют ход её истории, называются:
а) выборами;
б) реформами;
в) революцией.
Когда произошла в России Великая Октябрьская революция?
а) в 1867 году;
б) в 1917 году;
в) в 1997 году;
г) в 1657 году.
Какой император правил Россией в те времена?
а) Николай II;
б) Пётр I;
в) Александр I.
Гражданская война – это… :
а) борьба между государствами за земли;
б) война между жителями одного государства за власть в стране;
в) война за освобождение страны от иноземных захватчиков.
На какие два враждующих лагеря разбилась Россия в результате смены власти в
стране?
а) «синие» и «красные»;
б) «белые» и «красные»;
в) «синие» и «белые»;
г) «красные» и «зелёные».
Какие события из истории России чем-то напоминают тебе революцию 1917 года
и Гражданскую войну?
а) освобождение крестьян от крепостной зависимости;
б) Отечественную войну 1812 года;
в) Смутное время;
г) Преобразования Петра I.
Когда был образован Союз Советских Социалистических Республик ( СССР)?
а) в 1918 году;
б) в 1940 году;
в) в 1922 году;
г) в 1917 году.
Сколько республик входило в состав СССР?
а) 12;
б) 10;
в) 20;
г) 15.
Какая партия руководила страной во времена Советской России?
а) Демократическая;
б) Коммунистическая;
в) Партия меньшевиков.
Какие порядки, существовавшие в СССР в годы правления И.В.Сталина, нельзя
назвать справедливыми?
а) «культ личности» Сталина (прославление вождя советского народа);
б) повсеместное открытие по стране громадных новостроек;
в) массовые репрессии;
г) участие в строительстве новой жизни советской молодёжи: комсомольцев и пионеров.
Времена правления И.В. Сталина можно сравнить с временами правления
каких царей? Выбери варианты ответов.
а) Иван Грозный;
б) Николай II;
в) Пётр I;
г) Александр I.
Сторонников Адольфа Гитлера, захвативших в 30-х годах ХХ века власть в
Германии, называли:
а) фараонами;
б) фаталистами;
в) феодалами;
г) фашистами.
Когда началась Великая Отечественная война?
а) 22 июня 1914 года;
б) 22 июня 1945 года;
в) 22 июня 1941 года;
г) 22 июня 1940 года.
Союзниками СССР в борьбе против фашистов в годы II Мировой войны были
(выбери нужные варианты):
а) Италия;
б) США;
в) Франция;
г) Япония;
д) Великобритания.
Где произошли главные сражения Великой Отечественной войны? Выбери
варианты ответов:
а) Сталинград; г) Харьков;
б) Москва; д) Курск;
в) Киев; е) Пермь.
Под командованием какого великого полководца наша армия перешла в
наступление в битве за Москву в конце 1941 года?
а) Александр Васильевич Суворов;
б) Михаил Илларионович Кутузов;
в) Георгий Константинович Жуков;
г) Василий Иванович Чапаев.
Где наша армия впервые нанесла поражение фашистам?
а) под Сталинградом;
б) под Курском;
в) под Воронежем;
г) под Москвой.
Когда закончилась Великая Отечественная война?
а) в 1945 году;
б) в 1941 году;
в) в 1943 году;
г) в 1944 году.
Какие изменения произошли в нашей стране после победы во II Мировой войне в
послевоенный период? Выбери те утверждения, с которыми ты согласен:
а) СССР стал одним из сильнейших государств мира;
б) в стране начала быстро развиваться наука и техника;
в) не произошло никаких изменений;
г) весь мир был благодарен Советскому Союзу за спасение от фашизма;
д) постепенно улучшалась жизнь советских людей;
е) СССР и США продолжили своё сотрудничество и после войны;
ж) СССР и США превратились из союзников в соперников;
з) сохранялось много нерешённых проблем;
и) начался распад СССР.
Какое название получило соперничество в вооружении между СССР и США в
середине ХХ века?
а) эстафета вооружений;
б) военное соревнование;
в) гонка вооружений.
Когда совершился первый полёт человека в космос?
а) в 1990 году;
б) в 1962 году;
в) в 1961 году;
г) в 1963 году.
Выдели кружочком имена известных людей времён Советской России и СССР.
а) Ю. Гагарин; е) Д. Донской;
б) М.В.Ломоносов; ж) С. Радонежский;
в) М.И. Кутузов; з) И.В. Сталин;
г) С.П. Королёв; и) Г.К.Жуков;
д) Ю.Долгорукий; к) А.Леонов.
ТЕСТ
по курсу «Моё Отечество»
(часть 6: « Современная Россия»)
3 класс (1-4)
С какого события в жизни нашего Отечества начался современный этап
развития страны?
а) с победы СССР в Великой Отечественной войне;
б) с освоения космоса;
в) с распада СССР;
г) с создания СССР.
В каком году произошёл распад Советского Союза?
а) 1990 г.;
б) 1991 г.;
в) 1900 г.;
г) 1975 г.
Государство, имеющее своё самостоятельное правительство, свою армию, свою
символику, свои денежные знаки и т.п., называется:
а) зависимое государство;
б) зависящее государство;
в) самостоятельное государство;
г) независящее государство;
д) независимое государство.
Современное Российское государство – это….:
а) совершенно новая страна, которая образовалась после распада СССР;
б) одна из республик бывшего СССР и одно из самостоятельных больших государств СНГ.
Каково было название России, как республики, когда она была в составе
Советского Союза?
а) Российская империя;
б) СНГ;
в) РСФСР;
г) Московское государство.
Что изображено на гербе современной России?
а) серп и молот;
б) двуглавый орёл;
в) одноглавый орёл;
г) красная звезда.
Какие три цвета присутствуют на нашем российском флаге? Выбери нужные
варианты:
а) красный; г) белый;
б) жёлтый; д) зелёный;
в) синий; е) коричневый.
Какие новые государства не вошли в Содружество Независимых Государств
(СНГ)? Выбери нужные варианты:
а) Армения; д) Латвия;
б) РСФСР; е) Казахстан;
в) Литва; ж) Украина;
г) Эстония.
Основной Закон государства называется….:
а) федерация;
б) конституция;
в) конструкция;
г) конспект;
д) композиция.
Когда была принята новая, действующая сейчас, Конституция?
а) в 1972 году;
б) в 1980 году;
в) в 1990 году;
г) в 1993 году.
Способ управления государством, при котором власть принадлежит народу ( с
греческого языка – как «народовластие»):
а) автократия;
б) демократия;
в) анархия;
г) деспотия.
Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни
государства:
а) референдум;
б) форум;
в) выборы;
г) съезд.
Глава государства, избранный народом:
а) царь (император);
б) мэр;
в) президент;
г) глава.
Собрание избранных народом представителей, которое осуществляет
законодательную власть (т.е. устанавливает для России законы):
а) Государственная Дума;
б) Государственный Совет;
в) Государственная Конференция;
г) Государственный Собор.
Тот, кто в государстве разрабатывает и утверждает законы, обладает властью …:
а) исполнительной;
б) законодательной.
Язык народа, вместе с его обычаями и образом жизни, определяют…:
а) культуру поведения;
б) культуру общения;
в) народную культуру;
г) физическую культуру.
Государство, образованное в результате союза, объединения всех входящих в него
территорий, земель, называется:
а) формация;
б) фиксация;
в) фильтрация;
г) федерация.
Из каких частей состоит Российская Федерация (РФ)? Выбери нужные варианты:
а) край; г) штат; ж) отдел.
б) район; д) республика;
в) область; е) округ;
Какие праздники называются государственными?
а) праздники, которые отмечаются всей семьёй;
б) праздники, которые отмечаются всей страной;
в) личные праздники.
Выдели кружочком только названия государственных праздников:
а) 1 января; е) 1 сентября;
б) 23 февраля; ж) 12 апреля;
в) 8 марта; з) 12 июня;
г) 9 мая; и) 7 ноября;
д) 1 апреля; к) 12 декабря.
Когда мы празднуем День Независимости России?
а) 27 апреля;
б) 12 июня;
в) 12 декабря.
Как бы вы расположили ход российской истории по «реке времени» ( отметь
цифрой по порядку):
а) Московское государство -
б) Современная Россия –
в) Древняя Русь –
г) Российская империя –
д) СССР -
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ:
2 часть:
1. б 9. а
2. д 10. в
3. в 11. б
4. а 12. в
5. б 13. а
6. а 14. б
7. в 15. а
8. б 16. б
3 часть:
1. а 6. в
2. б 7. в
3. а 8. б
4. б 9. б
5. в 10.б
4 часть:
1. б 9. б 17. г
2. в 10. а, г 18. а
3. в 11. б
4. в 12. в
5. б 13. а
6. а 14. г
7. б 15. в
8. б 16. г
5 часть:
1. а, в 9. г 17. в
2. в 10. б 18. г
3. б 11. а, в 19. а
4. а 12. а, в 20. а, б, г, д, ж, з
5. б 13. г 21. в
6. б 14. в 22. в
7. в 15. б, д 23. а, г, з, и, к
8. в 16. а, б, д
6 часть:
1. в 9. б 17. г
2. б 10. г 18. а, в, д, е
3. д 11. б 19. б
4. б 12. а 20. а, б, в, г, з, и, к
5. в 13. в 21. б
6. б 14. а 22. по порядку: в, а, г, д, б
7. а, в, г 15. б
8. в, г, ж 16. в