СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Вирусы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по биологии

«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Вирусы»

Просмотр содержимого документа
«Тест "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Вирусы»»

«Царство растений»

А1(А11,12). В процессе дыхания растения поглощают


1)

озон

2)

азот

3)

кислород

4)

углекислый газ

А2. Растения, в отличие от животных, в процессе питания не используют

  1. энергию солнечного света

  2. готовые органические вещества

  3. углекислый газ и воду

  4. минеральные соли

А3. Какая функция отсутствует у листьев растений?

  1. образование органических веществ из неорганических

  2. поглощение кислорода и углекислого газа

  3. поглощение воды и минеральных солей

  4. испарение воды

А4.На развитие растений используется энергия, которую организм получает в результате

  1. роста и деления клеток

  2. транспорта воды и минеральных веществ

  3. расщепления органических веществ при дыхании

  4. поглощения веществ из окружающей среды

А5.Поступление в растение воды, необходимой для фото­синтеза, зависит от

  1. корневого давления и испарения воды листьями

  2. скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам

  3. скорости роста и развития растения

  4. процесса деления и роста клеток корня

А6. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосе­менных, характерно

  1. размножение семенами

  2. автотрофное питание

  3. наличие вегетативных органов

  4. отсутствие вокруг семян плодовых оболочек

А7.Укажите признак, характерный только для царства рас­тений:

  1. имеют клеточное строение

  2. дышат, питаются, растут, размножаются

  3. имеют фотосинтезирующую ткань

  4. питаются готовыми органическими веществами

А8. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семей­ство розоцветных, так как у них

  1. одинаковые потребности в воде и освещении

  2. сходное строение побегов

  3. цветки имеют сходное строение

  4. стержневая корневая система

А9.Пыльца цветковых растений формируется в

  1. семязачатке 3) тычинках

  2. рыльце пестика 4) завязи пестика

А10. Растения семейства бобовых

  1. имеют плоды ягоды или коробочки

  2. существуют только в виде травянистых форм

  3. имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника

  4. способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактери­ями

А11.Растения семейства лилейных можно узнать по строению

  1. цветков пятичленного типа, напоминающих строение мотылька

  2. вегетативных органов: стебля (соломина), сидячих листьев, видоизмененного корня

  3. цветков трехчленного типа с простым околоцветником и наличию видоизмененных побегов

  4. вегетативных органов: стебля (соломина), видоизмененных подземных побегов

А12.Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав

  1. споры 3) почки

  2. семени 4) заростка

А13. Большинство лилейных —

  1. многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами

  2. многолетние травянистые растения с клубнями или кор­неплодами

  3. однолетние травянистые растения со стержневой корне­вой системой

  4. однолетние травянистые растения с клубнями или корне­плодами

А14. Какова роль цитоплазмы в растительной клетке?

  1. защищает содержимое клетки от неблагоприятных усло­вий

  2. обеспечивает избирательную проницаемость веществ

  3. осуществляет связь между ядром и органоидами

  4. обеспечивает поступление в клетку веществ из окружаю­щей среды

А15. Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства

  1. лилейных 3) злаков

  2. сложноцветных 4) паслёновых

А16. Плод покрытосеменных образуется из


1)

семязачатков

2)

завязи пестика

3)

околоплодника

4)

пыльцевых зёрен

А17. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют


1)

проводящей системы

2)

цветков и плодов

3)

хлоропластов в клетках

4)

эпидермиса с устьицами

А18. Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки растений?

  1. семя

  2. зародыш

  3. эндосперм

  4. околоплодник

А19. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

  1. моховидные

  2. папоротниковидные

  3. цветковые

  4. древние водоросли

А20. К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?

1)

мхов

2)

хвощей

3)

водорослей

4)

лишайников

А21. По каким признакам моховидные отличаются от других растений?

  1. размножаются спорами

  2. имеют листья, стебель и ризоиды

  3. в процессе развития происходит чередование поколений

  4. образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

А22. Рост стебля дерева в толщину происходит за счет деления клеток

1) древесины 3) камбия

2) сердцевины 4) лубяных волокон

А23. Растения с параллельным жилкованием листьев, мочковатой корневой системой, стеблем соломиной относят к семейству

1) крестоцветных 3) лилейных

2) сложноцветных 4) злаков

А24. Формула цветка Ч4Л4Т4+2П1 характерна для растений из семейства

  1. Бобовые 3) Лилейные

  2. Крестоцветные 4) Пасленовые

А25. Формула цветка Ч(5)Л(5)Т(5)П1 характерна для растений из семейства

  1. Бобовые 3) Лилейные

  2. Крестоцветные 4) Пасленовые

А26. Укажите растение, которое никогда не цветет

  1. грецкий орех 3) береза

  2. бамбук 4) папоротник

А26. Укажите растение, которое имеет плод коробочку.

  1. Горох 3) паслен

  2. Тюльпан 4) арахис

А 27. К отделу Голосеменные относится

  1. тисс ягодный 3) плаун

  2. лещина 4) кокосовая пальма

А28. В семенах какого растения содержится большое количество жиров?

1) фасоль 3) рожь

2) соя 4) пшеница

А29. Какой тип плода характерен для представителей семейства Крестоцветных?

1) боб 3) коробочка

2) стручок 4) семянка

А30. Какое соцветие имеет черемуха

1) метелка 3) головка

2) зонтик 4) кисть

А31. Какой тип плода характерен для представителей семейства Сложноцветных

1) боб 3) коробочка

2) стручок 4) семянка

А32. Какая зона корня у растений покрыта корневыми волосками?

1) деления 3) всасывания

2) роста 4) проведения

А33. Какой тип плода характерен для представителей семейства Злаковых?

1) зерновка 3) коробочка

2) костянка 4) семянка

А34. Какое соцветие имеет ромашка?

1) корзинка 3) головка

2) щиток 4) зонтик

А35. Какое соцветие имеет кукуруза?

1) корзинка 3) головка

2) щиток 4) початок

А36. Заросток является частью жизненного цикла

1) моховидных 3) голосеменных

2) папоротниковидных 4) покрытосеменных

А37(А32). Клубень и луковица — это

  1. органы почвенного питания

  2. генеративные органы

  3. видоизменённые побеги

  4. зачаточные побеги

А38. Правильная схема классификации растений:

  1. вид —► род —► семейство — порядок —► класс — отдел

  2. вид - семейство — порядок — род — класс — отдел

  3. вид — род — класс — порядок — отдел — семейство

  4. вид — класс - отдел - порядок —► род — семейство

А39. Примером ароморфоза у хвойных растений служит возникновение у них


1)

плода

2)

семени

3)

цветка

4)

корней

А40. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?

1)

В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических.

2)

Не нуждаются в воде при оплодотворении.

3)

Относятся к высшим споровым растениям.

4)

Имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани.

А41.В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались

1)

ткани

2)

споры

3)

семена

4)

половые клетки

А42.К классу Однодольных растений относится

1) календула 3) укроп

2) дурман 4) бамбук

А43.К классу Двудольных растений относится

1) лук 3) чеснок

2) арахис 4) овес

А44.К отделу Водоросли относится

1) ряска 3) хлорелла

2) кувшинка 4) элодея

А45.К отделу Моховидные относится

1) сфагнум 3) бородач

2) олений мох 4) исландский мох

А46.Укажите растение, которое размножается с помощью семян.

1) можжевельник 3) хвощ полевой

2) кукушкин лен 4) папоротник

В1. Растения, как и грибы,

  1. растут в течение всей жизни

  2. имеют ограниченный рост

  3. всасывают питательные вещества поверхностью тела

  4. питаются готовыми органическими веществами

  5. содержат хитин в оболочках клеток

  6. имеют клеточное строение

В2. Перечислите особенности растений

  1. автотрофы

  2. наличие метаморфоза в онтогенезе

  3. активный способ передвижения

  4. ограниченный рост

  5. размножение только спорами

  6. смена гаплоидной и диплоидной фаз развития

В3. Папоротники относят к царству растений, так как

  1. в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

  2. в процессе фотосинтеза они образуют органические веще­ства и выделяют в атмосферу кислород

  3. их клетки содержат хлоропласта

  4. их клетки содержат цитоплазму

  5. выполняют роль консументов в экосистеме

  6. клеточная стенка состоит из целлюлозы

В4. Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

  1. цветок четырехчленного типа

  2. соцветие кисть

  3. цветок пятичленного типа

  4. соцветие корзинка

  5. плод стручок или стручочек

  6. плод боб

В5. Растения семейства розоцветных отличаются от расте­ний семейства капустных (крестоцветных) наличием

  1. цветка пятичленного типа с двойным околоцветником

  2. цветка четырехчленного типа с двойным околоцветником

  3. плода — яблока, ягоды, костянки

  4. плода — стручка или стручочка

  5. разнообразных листьев: сложных, простых

  6. нижних листьев, образующих прикорневую розетку

В6. Значение листа в жизни растения.

  1. может выполнять функцию размножения

  2. используется животными для питания

  3. происходит фотосинтез

  4. выполняет опорную функцию

  5. осуществляет поглощение воды и минеральных солей

  6. участвует в транспирации

В7. Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом.


ОСОБЕННОСТИ

СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ


ВИДЫ ТКАНЕЙ


А)

состоят из плотно прилегающих друг к другу клеток

1)

покровные

Б)

имеют устьица, чечевички

2)

проводящие

В)

образованы клетками удлиненной формы, сообщающимися между собой­



Г)

обеспечивают защиту органов растения от неблагоприятных воздействий среды



Д)

осуществляют газообмен и испарение воды



Е)

включают сосуды и ситовидные трубки



В8. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ

A) листостебельные растения, не 1) Моховидные
имеющие корней 2)Папоротниковидные

Б) имеют хорошо развитую про­водящую систему

B) некоторые растения содержат водоносные клетки, в которых
запасается вода

Г) недоразвита проводящая систе­ма, поэтому рост растения ог­раничен

Д) половое поколение (гаметофит) преобладает над беспо­лым (спорофитом)

Е) спорофит преобладает над гаметофитом

А

Б

В

Г

Д

Е







В9. Установите соответствие между растениями и отделами, к которым они относятся.


РАСТЕНИЯ


СЕМЕЙСТВА

А)

саргассум

1)

Голосеменные

Б)

гинкго

2)

Водоросли

В)

плаун

3)

Папоротниковидные

Г)

сальвиния



Д)

ульва



Е)

тисс ягодный



В10. Установите соответствие между классами растений и характерными для них признаками.


ПРИЗНАКИ


КЛАСС РАСТЕНИЙ

А)

Обычно стержневая корневая система

1)

Однодольные

Б)

Обычно мочковатая корневая система

2)

Двудольные

В)

Обычно сетчатое жилкование листьев



Г)

Обычно параллельное или дуговое жилкование листьев



Д)

Имеется камбий



Е)

Обычно камбий отсутствует



В11. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит


ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ


СЕМЕЙСТВО

А)

Число частей цветка кратно пяти

1)

Крестоцветные

Б)

Органы большинства растений содержат ядовитые вещества

2)

Пасленовые

В)

Плоды – ягода или коробочка



Г)

Чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно



Д)

Плоды – стручки или стручочки



А

Б

В

Г

Д






В12. Установите соответствие между растениями и семействами, к которым они относятся.


РАСТЕНИЯ


СЕМЕЙСТВА

А)

картофель

1)

Бобовые

Б)

сурепка

2)

3)

Крестоцветные

Пасленовые

В)

арахис



Г)

люцерна



Д)

дурман



Е)

горчица



В13. Установите соответствие между растениями и семействами, к которым они относятся.


РАСТЕНИЯ


СЕМЕЙСТВА

А)

вишня

1)

Розоцветные

Б)

топинамбур

2)

3)

Сложноцветные

Лилейные

В)

ландыш



Г)

малина



Д)

хризантема



Е)

чеснок



В14. Установите соответствие между видами плодов и консистенцией околоплодника.


ПЛОД


КОНСИСТЕНЦИЯ ОКОЛОПЛОДНИКА

А)

тыквина

1)

Сухой плод

Б)

костянка

2)

Сочный плод

В)

боб



Г)

орех



Д)

коробочка



Е)

померанец



В15. Установите соответствие между внешним строением плодов и семян растений и способом их распространения.


ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН


СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

А)

Сочный околоплодник

1)

животными

Б)

Наличие крючочков

2)

ветром

В)

Наличие парашютиков



Г)

Наличие крылаток



Д)

Кожура яркой окраски



В16. Установите последовательность групп растений в поряд­ке их усложнения в процессе эволюции.

  1. голосеменные Г) покрытосеменные

Б) водоросли Д) папоротники

  1. псилофиты

В17. Установите последовательность систематических катего­рий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

A) Редька Г) Редька дикая

Б) Крестоцветные Д) Покрытосеменные

B) Двудольные

В18. Установите последовательность процессов, характерных для листопада.

A) образование отделительного слоя на черешке

Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

B) опадание листьев

Г) разрушение хлорофилла вследствие уменьшения количе­ства света

Д) изменение окраски листьев

В19. Установите последовательность поступления воды в клетки фотосинтезирующей ткани листа.

А) сосуды корня

Б) жилки листа

В) клетки фотосинтезирующей ткани

Г) корневые волоски

Д) сосуды стебля

Е) основная ткань корня

В20. Установите последовательность расположения слоев де­рева на распиле, начиная с наружного.
А) луб Г) древесина

Б) камбий Д) пробка

В) сердцевина Е) эпидермис

С1(а). Какие процессы обеспечивают передвижение воды и ми­неральных веществ по растению? Ответ поясните. (2 б.)

С1(б). В ХVII веке голландский учёный Ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.(2 б.)

С1(в). У некоторых растений, например, подсолнечника, кукурузы и других, цветки собраны в соцветия. Каково биологическое значение этого явления? (2 б.)

С1(г). Процесс оплодотворения у цветковых растений был открыт С.Г. Навашиным. Почему этот процесс получил название двойного оплодотворения? (2 б.)

С1(д). Какое практическое значение имеют современные плауны? (2 б.)

С1(е). Во время Великой Отечественной войны партизаны в качестве перевязочного материала использовали сфагнум. Объясните этот факт. (2 б.)

С1(ж). Назовите основные функции вегетативных органов цветковых растений. 92 б.)

С2. Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.

С3. Установите, какая часть луковицы обозначена на ри­сунке буквой Б, объясните ее строение и выполняемые функ­ции.


С4. Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

С5. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

С6. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

С7. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Они растут только в первые годы жизни. 5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

С8. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Цветковые растения – наиболее многочисленный класс растений. 2. В цветке идут процессы полового и бесполого размножения 3. Из семян развиваются плоды. 4. Плод защищает семена от неблагоприятных условий внешней среды и имеет приспособления к распространению. 5. В жизненном цикле покрытосеменных растений наблюдается чередование полового (гаметофита) и бесполого (спорофита) поколений. 6.Женский гаметофит цветкового растения – пылинка, а мужской – зародышевый мешок.

С9. К.А. Тимирязев в своей книге «Жизнь растений» писал: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу…». Объясните космическую роль растений на Земле.






















А1(А11,12). В процессе дыхания растения поглощают


1)

озон

2)

азот

3)

кислород

4)

углекислый газ

А2. Растения, в отличие от животных, в процессе питания не используют

  1. энергию солнечного света

  2. готовые органические вещества

  3. углекислый газ и воду

  4. минеральные соли

А3. Какая функция отсутствует у листьев растений?

  1. образование органических веществ из неорганических

  2. поглощение кислорода и углекислого газа

  3. поглощение воды и минеральных солей

  4. испарение воды

А4.На развитие растений используется энергия, которую организм получает в результате

  1. роста и деления клеток

  2. транспорта воды и минеральных веществ

  3. расщепления органических веществ при дыхании

  4. поглощения веществ из окружающей среды

А5.Поступление в растение воды, необходимой для фото­синтеза, зависит от

  1. корневого давления и испарения воды листьями

  2. скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам

  3. скорости роста и развития растения

  4. процесса деления и роста клеток корня

А6. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосе­менных, характерно

  1. размножение семенами

  2. автотрофное питание

  3. наличие вегетативных органов

  4. отсутствие вокруг семян плодовых оболочек

А7.Укажите признак, характерный только для царства рас­тений:

  1. имеют клеточное строение

  2. дышат, питаются, растут, размножаются

  3. имеют фотосинтезирующую ткань

  4. питаются готовыми органическими веществами

А8. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семей­ство розоцветных, так как у них

  1. одинаковые потребности в воде и освещении

  2. сходное строение побегов

  3. цветки имеют сходное строение

  4. стержневая корневая система

А9.Пыльца цветковых растений формируется в

  1. семязачатке 3) тычинках

  2. рыльце пестика 4) завязи пестика

А10. Растения семейства бобовых

  1. имеют плоды ягоды или коробочки

  2. существуют только в виде травянистых форм

  3. имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника

  4. способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактери­ями

А11.Растения семейства лилейных можно узнать по строению

  1. цветков пятичленного типа, напоминающих строение мотылька

  2. вегетативных органов: стебля (соломина), сидячих листьев, видоизмененного корня

  3. цветков трехчленного типа с простым околоцветником и наличию видоизмененных побегов

  4. вегетативных органов: стебля (соломина), видоизмененных подземных побегов

А12.Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав

  1. споры 3) почки

  2. семени 4) заростка

А13. Большинство лилейных —

  1. многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами

  2. многолетние травянистые растения с клубнями или кор­неплодами

  3. однолетние травянистые растения со стержневой корне­вой системой

  4. однолетние травянистые растения с клубнями или корне­плодами

А14. Какова роль цитоплазмы в растительной клетке?

  1. защищает содержимое клетки от неблагоприятных усло­вий

  2. обеспечивает избирательную проницаемость веществ

  3. осуществляет связь между ядром и органоидами

  4. обеспечивает поступление в клетку веществ из окружаю­щей среды

А15. Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства

  1. лилейных 3) злаков

  2. сложноцветных 4) паслёновых

А16. Плод покрытосеменных образуется из


1)

семязачатков

2)

завязи пестика

3)

околоплодника

4)

пыльцевых зёрен

А17. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют


1)

проводящей системы

2)

цветков и плодов

3)

хлоропластов в клетках

4)

эпидермиса с устьицами

А18. Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки растений?

  1. семя

  2. зародыш

  3. эндосперм

  4. околоплодник

А19. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

  1. моховидные

  2. папоротниковидные

  3. цветковые

  4. древние водоросли

А20. К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?

1)

мхов

2)

хвощей

3)

водорослей

4)

лишайников

А21. По каким признакам моховидные отличаются от других растений?

  1. размножаются спорами

  2. имеют листья, стебель и ризоиды

  3. в процессе развития происходит чередование поколений

  4. образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

А22. Рост стебля дерева в толщину происходит за счет деления клеток

1) древесины 3) камбия

2) сердцевины 4) лубяных волокон

А23. Растения с параллельным жилкованием листьев, мочковатой корневой системой, стеблем соломиной относят к семейству

1) крестоцветных 3) лилейных

2) сложноцветных 4) злаков

А24. Формула цветка Ч4Л4Т4+2П1 характерна для растений из семейства

  1. Бобовые 3) Лилейные

  2. Крестоцветные 4) Пасленовые

А25. Формула цветка Ч(5)Л(5)Т(5)П1 характерна для растений из семейства

  1. Бобовые 3) Лилейные

  2. Крестоцветные 4) Пасленовые

А26. Укажите растение, которое никогда не цветет

  1. грецкий орех 3) береза

  2. бамбук 4) папоротник

А26. Укажите растение, которое имеет плод коробочку.

  1. Горох 3) паслен

  2. Тюльпан 4) арахис

А 27. К отделу Голосеменные относится

  1. тисс ягодный 3) плаун

  2. лещина 4) кокосовая пальма

А28. В семенах какого растения содержится большое количество жиров?

1) фасоль 3) рожь

2) соя 4) пшеница

А29. Какой тип плода характерен для представителей семейства Крестоцветных?

1) боб 3) коробочка

2) стручок 4) семянка

А30. Какое соцветие имеет черемуха

1) метелка 3) головка

2) зонтик 4) кисть

А31. Какой тип плода характерен для представителей семейства Сложноцветных

1) боб 3) коробочка

2) стручок 4) семянка

А32. Какая зона корня у растений покрыта корневыми волосками?

1) деления 3) всасывания

2) роста 4) проведения

А33. Какой тип плода характерен для представителей семейства Злаковых?

1) зерновка 3) коробочка

2) костянка 4) семянка

А34. Какое соцветие имеет ромашка?

1) корзинка 3) головка

2) щиток 4) зонтик

А35. Какое соцветие имеет кукуруза?

1) корзинка 3) головка

2) щиток 4) початок

А36. Заросток является частью жизненного цикла

1) моховидных 3) голосеменных

2) папоротниковидных 4) покрытосеменных

А37(А32). Клубень и луковица — это

  1. органы почвенного питания

  2. генеративные органы

  3. видоизменённые побеги

  4. зачаточные побеги

А38. Правильная схема классификации растений:

  1. вид —► род —► семейство — порядок —► класс — отдел

  2. вид - семейство — порядок — род — класс — отдел

  3. вид — род — класс — порядок — отдел — семейство

  4. вид — класс - отдел - порядок —► род — семейство

А39. Примером ароморфоза у хвойных растений служит возникновение у них


1)

плода

2)

семени

3)

цветка

4)

корней

А40. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?

1)

В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических.

2)

Не нуждаются в воде при оплодотворении.

3)

Относятся к высшим споровым растениям.

4)

Имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани.

А41.В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались

1)

ткани

2)

споры

3)

семена

4)

половые клетки

А42.К классу Однодольных растений относится

1) календула 3) укроп

2) дурман 4) бамбук

А43.К классу Двудольных растений относится

1) лук 3) чеснок

2) арахис 4) овес

А44.К отделу Водоросли относится

1) ряска 3) хлорелла

2) кувшинка 4) элодея

А45.К отделу Моховидные относится

1) сфагнум 3) бородач

2) олений мох 4) исландский мох

А46.Укажите растение, которое размножается с помощью семян.

1) можжевельник 3) хвощ полевой

2) кукушкин лен 4) папоротник

В1. Растения, как и грибы,

  1. растут в течение всей жизни

  2. имеют ограниченный рост

  3. всасывают питательные вещества поверхностью тела

  4. питаются готовыми органическими веществами

  5. содержат хитин в оболочках клеток

  6. имеют клеточное строение

В2. Перечислите особенности растений

  1. автотрофы

  2. наличие метаморфоза в онтогенезе

  3. активный способ передвижения

  4. ограниченный рост

  5. размножение только спорами

  6. смена гаплоидной и диплоидной фаз развития

В3. Папоротники относят к царству растений, так как

  1. в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

  2. в процессе фотосинтеза они образуют органические веще­ства и выделяют в атмосферу кислород

  3. их клетки содержат хлоропласты

  4. их клетки содержат цитоплазму

  5. выполняют роль консументов в экосистеме

  6. клеточная стенка состоит из целлюлозы

В4. Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

1) цветок четырехчленного типа

2) соцветие кисть

  1. цветок пятичленного типа

  2. соцветие корзинка

  3. плод стручок или стручочек

  4. плод боб

В5. Растения семейства розоцветных отличаются от расте­ний семейства капустных (крестоцветных) наличием

  1. цветка пятичленного типа с двойным околоцветником

  2. цветка четырехчленного типа с двойным околоцветником

  3. плода — яблока, ягоды, костянки

  4. плода — стручка или стручочка

  5. разнообразных листьев: сложных, простых

  6. нижних листьев, образующих прикорневую розетку

В6. Значение листа в жизни растения.

  1. может выполнять функцию размножения

  2. используется животными для питания

  3. происходит фотосинтез

  4. выполняет опорную функцию

  5. осуществляет поглощение воды и минеральных солей

  6. участвует в транспирации

В7. Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом.


ОСОБЕННОСТИ

СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ


ВИДЫ ТКАНЕЙ


А)

состоят из плотно прилегающих друг к другу клеток

1)

покровные

Б)

имеют устьица, чечевички

2)

проводящие

В)

образованы клетками удлиненной формы, сообщающимися между собой­



Г)

обеспечивают защиту органов растения от неблагоприятных воздействий среды



Д)

осуществляют газообмен и испарение воды



Е)

включают сосуды и ситовидные трубки




А

Б

В

Г

Д

Е



1

1

2

1

1

2


В8. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ

A) листостебельные растения, не 1) Моховидные
имеющие корней 2)Папоротниковидные

Б) имеют хорошо развитую про­водящую систему

B) некоторые растения содержат водоносные клетки, в которых
запасается вода

Г) недоразвита проводящая систе­ма, поэтому рост растения ог­раничен

Д) половое поколение (гаметофит) преобладает над беспо­лым (спорофитом)

Е) спорофит преобладает над гаметофитом

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

1

1

2

В9. Установите соответствие между растениями и отделами, к которым они относятся.


РАСТЕНИЯ


ОТДЕЛ

А)

саргассум

1)

Голосеменные

Б)

гинкго

2)

Водоросли

В)

плаун

3)

Папоротниковидные

Г)

сальвиния



Д)

ульва



Е)

тисс ягодный




А

Б

В

Г

Д

Е



2

1

3

3

2

1


В10. Установите соответствие между классами растений и характерными для них признаками.


ПРИЗНАКИ


КЛАСС РАСТЕНИЙ

А)

Обычно стержневая корневая система

1)

Однодольные

Б)

Обычно мочковатая корневая система

2)

Двудольные

В)

Обычно сетчатое жилкование листьев



Г)

Обычно параллельное или дуговое жилкование листьев



Д)

Имеется камбий



Е)

Обычно камбий отсутствует




А

Б

В

Г

Д

Е



2

1

2

1

2

1


В11. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит


ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ


СЕМЕЙСТВО

А)

Число частей цветка кратно пяти

1)

Крестоцветные

Б)

Органы большинства растений содержат ядовитые вещества

2)

Пасленовые

В)

Плоды – ягода или коробочка



Г)

Чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно



Д)

Плоды – стручки или стручочки



А

Б

В

Г

Д

2

2

2

1

1

В12. Установите соответствие между растениями и семействами, к которым они относятся.


РАСТЕНИЯ


СЕМЕЙСТВА

А)

картофель

1)

Бобовые

Б)

сурепка

2)

3)

Крестоцветные

Пасленовые

В)

арахис



Г)

люцерна



Д)

дурман



Е)

горчица




А

Б

В

Г

Д

Е



3

2

1

1

3

2


В13. Установите соответствие между растениями и семействами, к которым они относятся.


РАСТЕНИЯ


СЕМЕЙСТВА

А)

вишня

1)

Розоцветные

Б)

топинамбур

2)

3)

Сложноцветные

Лилейные

В)

ландыш



Г)

малина



Д)

хризантема



Е)

чеснок




А

Б

В

Г

Д

Е



1

2

3

1

2

3


В14. Установите соответствие между видами плодов и консистенцией околоплодника.


ПЛОД


КОНСИСТЕНЦИЯ ОКОЛОПЛОДНИКА

А)

тыквина

1)

Сухой плод

Б)

костянка

2)

Сочный плод

В)

боб



Г)

орех



Д)

коробочка



Е)

померанец




А

Б

В

Г

Д

Е



2

2

1

1

1

2


В15. Установите соответствие между внешним строением плодов и семян растений и способом их распространения.


ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН


СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

А)

Сочный околоплодник

1)

животными

Б)

Наличие крючочков

2)

ветром

В)

Наличие парашютиков



Г)

Наличие крылаток



Д)

Кожура яркой окраски




А

Б

В

Г

Д



1

1

2

2

1


В16. Установите последовательность групп растений в поряд­ке их усложнения в процессе эволюции.

А)голосеменные Г) покрытосеменные

Б) водоросли Д) папоротники

В) псилофиты

БВДАГ

В17. Установите последовательность систематических катего­рий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

A) Редька Г) Редька дикая

Б) Крестоцветные Д) Покрытосеменные

B) Двудольные

ГАБВД

В18. Установите последовательность процессов, характерных для листопада.

A) образование отделительного слоя на черешке

Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

B) опадание листьев

Г) разрушение хлорофилла вследствие уменьшения количе­ства света

Д) изменение окраски листьев

БГДАВ

В19. Установите последовательность поступления воды в клетки фотосинтезирующей ткани листа.

А) сосуды корня

Б) жилки листа

В) клетки фотосинтезирующей ткани

Г) корневые волоски

Д) сосуды стебля

Е) основная ткань корня

ГЕАДБВ

В20. Установите последовательность расположения слоев де­рева на распиле, начиная с наружного.
А) луб Г) древесина

Б) камбий Д) пробка

В) сердцевина Е) эпидермис

ЕДАБГВ





С1(а). Какие процессы обеспечивают передвижение воды и ми­неральных веществ по растению? Ответ поясните.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

Элементы ответа:

1) из корня в листья вода и минеральные вещества пе­редвигаются по сосудам за счет транспирации, в ре­зультате которой возникает сосущая сила;

2) восходящему току в растении способствует корне­вое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.


Ответ включает все названные выше элементы, не со­держит биологических ошибок

2

С1(б). В ХVII веке голландский учёный Ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

  1. масса растения увеличилась за счёт органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза;

  2. в процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ

С1(в). У некоторых растений, например, подсолнечника, кукурузы и других, цветки собраны в соцветия. Каково биологическое значение этого явления? (2 б.)

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

  1. соцветия более заметны для насекомых – опылителей и легче опыляются ветром;

  2. растения, цветки, которых собраны в соцветия, образуют больше плодов.

С1(г). Процесс оплодотворения у цветковых растений был открыт С.Г. Навашиным. Почему этот процесс получил название двойного оплодотворения? (2 б.)

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

  1. пыльцевое зерно содержит два спермия;

  2. один сливается с яйцеклеткой (образуется зародыш семени из зиготы), другой – с центральной диплоидной клеткой (развивается эндосперм).

С1(д). Какое практическое значение имеют современные плауны? (2 б.)

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

  1. декоративные растения;

  2. споры используют в пиротехнике и для изготовления детской присыпки.

С1(е). Во время Великой Отечественной войны партизаны в качестве перевязочного материала использовали сфагнум. Объясните этот факт. (2 б.)

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

  1. сфагнум – торфяной мох, способен поглощать воду, то есть обладает гигроскопическими свойствами;

  2. сфагнум обладает бактерицидными свойствами, и, следовательно, хорошо заменял перевязочный материал.

С1(ж). Назовите основные функции вегетативных органов цветковых растений. 92 б.)

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

  1. рост

  2. питание

  3. дыхание

  4. транспорт веществ

  5. вегетативное размножение.

С2. Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

Элементы ответа:

1) корневище имеет узлы, в которых находятся руди­ментарные листья и почки; верхушечная почка оп­ределяет рост побега;

2) от корневища отходят придаточные корни;

3) внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.


Ответ включает все названные выше элементы, не со­держит биологических ошибок

3

С3. Установите, какая часть луковицы обозначена на ри­сунке буквой Б, объясните ее строение и выполняемые функ­ции.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

Элементы ответа:

1) видоизмененный лист;

2) строение: сочные белые чешуи, лишенные хлорофилла, имеют тонкую кожицу;

3) функции: запас воды с растворенными в ней пита­тельными веществами.


Ответ включает все названные выше элементы, не со­держит биологических ошибок

3

С4. Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

  1. возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;

  2. появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;

  3. развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;

  4. образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.

С5. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань;

2) сосуды обеспечивают транспорт воды в листья; ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических
веществ из листьев в другие органы;

3) клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа.

С6. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) у папоротников появились корни;

2) у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань;

3) в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.

С7. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Они растут только в первые годы жизни. 5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) 3 – при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ;

2) 4 – растения растут в течение всей жизни;

3) 5 – не все растения образуют семена.

С8. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Цветковые растения – наиболее многочисленный класс растений. 2. В цветке идут процессы полового и бесполого размножения 3. Из семян развиваются плоды. 4. Плод защищает семена от неблагоприятных условий внешней среды и имеет приспособления к распространению. 5. В жизненном цикле покрытосеменных растений наблюдается чередование полового (гаметофита) и бесполого (спорофита) поколений. 6.Женский гаметофит цветкового растения – пылинка, а мужской – зародышевый мешок.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) 1 – Цветковые – это отдел;

2) 3 – плод развивается из завязи;

3) 6 – пылинка – мужской гаметофит, а зародышевый мешок – женский.

С9. К.А. Тимирязев в своей книге «Жизнь растений» писал: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу…». Объясните космическую роль растений на Земле.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) фотосинтез обеспечивает производство органических веществ, а, следовательно, пищу для всех живых организмов;

2) в процессе фотосинтеза образуется кислород, который необходим для дыхания;

3) кислород участвует в образовании озонового экрана, который защищает организмы от вредного воздействия ультрафиолетового излучения;

4) фотосинтез способствует уменьшению концентрации углекислого газа в атмосфере.


14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!