СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант I

1. Назовите воинское звание каждого персонажа; расставьте персонажей в порядке возрастания чина:

 

а) Печорин;

б) Максим Максимыч;

в) Вулич;

г) Грушницкий;

д) Василий Петрович С***

 

 

2. К какой из повестей «Героя нашего времени» относится каждый «тезисный» пересказ? Обоснуйте кратко свой выбор.

а) Осечка («азиатские курки часто осекаются»), казацкая сабля. Несчастная мать молодого казака. Гибель иностранного подданного в русской крепости. На дороге валялась разрубленная пополам свинья.

б) Гроза в горах. Чаепитие в осетинской сакле. Отличный чугунный чайник! История прапорщика. Одна княжна и десять баранов; охота на кабана и подстреленная лошадь. Расставание попутчиков.

в) Уснувший денщик и украденная сабля. Морские приключения пехотного офицера в грязном городишке. Песня о «буйной головушке». Честные нарушители закона.

 

Просмотр содержимого документа
«Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова»

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова


Вариант I

1. Назовите воинское звание каждого персонажа; расставьте персонажей в порядке возрастания чина:

а) Печорин;

б) Максим Максимыч;

в) Вулич;

г) Грушницкий;

д) Василий Петрович С***


2. К какой из повестей «Героя нашего времени» относится каждый «тезисный» пересказ? Обоснуйте кратко свой выбор.

а) Осечка («азиатские курки часто осекаются»), казацкая сабля. Несчастная мать молодого казака. Гибель иностранного подданного в русской крепости. На дороге валялась разрубленная пополам свинья.

б) Гроза в горах. Чаепитие в осетинской сакле. Отличный чугунный чайник! История прапорщика. Одна княжна и десять баранов; охота на кабана и подстреленная лошадь. Расставание попутчиков.

в) Уснувший денщик и украденная сабля. Морские приключения пехотного офицера в грязном городишке. Песня о «буйной головушке». Честные нарушители закона.


3. Какова хронологическая последовательность повестей в романе? Почему в романе хронологическая точность повествования утрачивает значение?


4. Приведите доказательства того, что роман «Герой нашего времени» является реалистическом.


5. Строчка из повести «Бэла» — «Я ехал на перекладных из Тифлиса...» — является представлением рассказчика и будущего издателя «Журнала Печорина».

а) Что известно читателю об этом персонаже романа?

б) При помощи каких художественных приемов автор выразил его позицию в романе?


6. Сравните отрывки из романа.

а) Кому из персонажей принадлежат эти высказывания?

1) Вуличу и Печорину

2) Печорину и Максиму Максимычу

3) Грушницкому и Печорину


б) Назовите художественный прием, который использовал Лермонтов для описания этих героев.

«Жены местных властей... менее обращают внимание на мундир, они привык ли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум».

«Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой».

«Я его так же не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

«Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?»


«Милый мой, я ненавижу людей, чтоб не презирать их, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным пафосом».

«Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня убьете, я вас зарежу ночью из-за угла».


7. Какова роль женских образов в романе «Герой нашего времени»? Сопоставьте образы Бэлы и княжны Мэри: чем близко и чем они отличаются друг от друга?


8. Первоначально Лермонтов назвал свой роман «Один из героев начала века». Почему он отказался от этого названия? В чем принципиальная разница в названиях, первоначальном и окончательном?




Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова


Вариант II

1. Какой из вопросов содержит в себе логическую ошибку?

а) Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу?

б) Сколько лет Максим Максимыч прослужил в Тифлисе?

в) На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин?


2. В чем сходства и различия героев романа, сопоставьте образы:

а) Печорина в Грушницкого

б) Печорина и Казбича


3. В чем заключается своеобразие композиции романа «Герой нашего времени». Почему роман заканчивается повестью «Фаталист».


4. Приведите доказательства того, что роман «Герой нашего времени» является романтическим.


5. Во взаимоотношениях с какими героями у Печорина проявляется «дух эксперимента»?

а) с Грушницким

б) с контрабандистами

в) с Верой

г) с Мери


6. Сравните отрывки из дневника Печорина и из стихотворений Лермонтова.

а) Какие мотивы лирики Лермонтова нашли отражение в романе?

б) Какова роль лирического компонента в романной структуре?


«Я как матросу рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами... он ...всматривается в туманную даль: не мелькнёт ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус…»


«...Умереть так умереть!.. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты».


«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло бы меня совершенно».


«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...»



«Весело жить в такой земле!.. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего быт, кажется, больше?»

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!




И жизнь уж нас томит,

как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.


И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...



И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...




Воздух там чист, как молитва ребенка.

И люди, как вольные птицы, живут беззаботно.


7. Как изображена в романе могучая и великолепная стихия Кавказа? Каким образом автор сблизил своего героя с этой стихией? Какие сходства между двумя лермонтовскими героями - Печориным о Мцыри — вы заметили?


8. С какой целью Лермонтов в своем романе не отделят Печорина-рассказчика от Печорона-героя?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!