СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по русскому языку в форме ГИА "Морфинисты"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест составлен в форме ГИА на материале текста Ф.Углова,Почетного председателя Петербургского общества хирургов и Союза борьбы за народную трезвость. Члена Союза писателей России, автора книг "Сердце хирурга", "В плену иллюзий", "Человек среди людей". Ф. Г. Углов активно выступал за искоренение привычек к употреблению алкоголя, табака. наркотических веществ.

Просмотр содержимого документа
«Тест по русскому языку в форме ГИА "Морфинисты"»

Экземпляр учителя


(1)В ночной час мы свернули с широкой центральной улицы на узкую боковую, по ступенькам спустились к закрытой двери полуподвального помещения. (2)На вопрос, кто стучит, заданный по-китайски, Гаврилов тоже по-китайски отозвался: «Четырехглазый». (3)Нас тут же впустили. (4)Оказывается, за круглые очки обитатели притонов окрестили милиционера Гаврилова «четырехглазым».

(5)В нос ударил тяжелый запах гнили и застоявшейся сырости. (6)В огромной комнате плавал сине-желтый ядовитый дым, и, приглядевшись, я увидел много людей, в разных позах сидящих и лежащих на захламленном полу. (7)Кое-кто из них спал, кое-кто бредил, бормоча непонятные фразы, другие с тупой полусонной отрешенностью смотрели перед собой и – было видно – ничего не замечали. (8)Иные же с блаженным выражением на лице курили длинные глиняные трубочки, наполненные гашишем. (9)Как после объяснил мне Гаврилов, за щепотку гашиша, вот за такой миг – посидеть с заветной трубкой во рту – тут готовы на любое, самое тяжкое преступление. (10)Порок затмевает разум.

(11)Среди всех особенно жалкий вид имели женщины, опустившиеся в конец, утратившие человеческий облик… (12)Хозяин притона – толстый, с длинной черной косой и заплывшими глазками китаец – подобострастно отвечал на вопросы моего спутника. (13)Гаврилов подошел к одному из обитателей подвала и попросил снять рубаху. (14)Тот, хотя и не охотно, но снял ее. (15)Страшное зрелище представляло собой его тело, сплошь покрытое гноящимися струпьями. (16)Это был морфинист, сам себе делающий уколы морфия. (17)Так как при уколе шприц и игла, руки и тело не дезинфицировались, тут же возникло нагноение. (18)Нагноения захватили уже всю спину, грудь и плечи… (19)Еще ужасней выглядели у него ноги от паха до лодыжек – на них были огромные, незаживающие язвы. (20)Зачастую морфинисты, подгоняемые нетерпением, вводят себе морфий прямо через одежду, не выбирая, где на теле здоровое место, а где рубцы и струпья.

(21)Гаврилов попросил снять кофточку молодую, но изможденную, с потухшими равнодушными глазами женщину, и она безропотно, без признаков смущения обнажила тело. (22)Та же мрачная картина – язвы, сочащийся из-под струпьев гной…

Ф.Г. Углов «Сердце хирурга»


A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:

«Почему морфинисты готовы на любое, самое тяжкое преступление?»

1) Страшное зрелище представляло собой его тело, сплошь покрытое гноящимися струпьями.

2) Порок затмевает разум.

3) Зачастую морфинисты, подгоняемые нетерпением, вводят себе морфий прямо через одежду, не выбирая, где на теле здоровое место, а где рубцы и струпья.

4) В нос ударил тяжелый запах гнили и застоявшейся сырости.


A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «окрестили» (предложение 4).

1)ударили 2) дали имя 3)дали прозвище 4) обозначили что-либо


A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) (5)В нос ударил тяжелый запах гнили и застоявшейся сырости.

2) (21)Гаврилов попросил снять кофточку молодую, но изможденную, с потухшими равнодушными глазами женщину, и она безропотно, без признаков смущения обнажила тело.

3) (2)На вопрос, кто стучит, заданный по-китайски, Гаврилов тоже по-китайски отозвался: «Четырехглазый».

4) (8)Иные же с блаженным выражением на лице курили длинные глиняные трубочки, наполненные гашишем.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове подобострастно (предложение ) буква Т обозначает непроизносимый согласный звук.

2) В слове притонов (предложение 4) происходит оглушение звонкого согласного звука.

3) В слове центральной (предложение 1) мягкость согласного звука [л, ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове моего (предложение 12) количество звуков и букв одинаково.


А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) запах 2) выбирая 3) обитатели 4) захватили


А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»?

1) изможденную 2) подошел 3) захватили 4) разных


В1. Замените слово блаженным из предложения 8 синонимом. Напишите этот синоним.


В2. Замените словосочетание «человеческий облик» в предложении 11, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


В3. Выпишите грамматическую основу предложения 8. (8)Иные же с блаженным выражением на лице курили длинные глиняные трубочки, наполненные гашишем.


В 4. Среди предложений 15—20 найдите предложение(-я) с обособ­ленным обстоятельством. Напишите номер(-а) этого (-их) предложения (-ий).


В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обознача­ющие запятые в сложноподчиненном предложении.

На вопрос, (1) кто стучит,(2) заданный по-китайски,(3) Гаврилов тоже по-китайски отозвался: «Четырехглазый». Оказывается,(4) за круглые очки обитатели притонов окрестили милиционера Гаврилова «четырехглазым».


В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.


В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинён­ного предложения.


(21)Гаврилов попросил снять кофточку молодую,(1) но изможденную, (2)с потухшими равнодушными глазами женщину,(3) и она безропотно,(4) без признаков смущения обнажила тело.

Ответ:3


В8. Среди предложений 5 —8 найдите предложение(-я) со встав­ной конструкцией. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:7


В 9. Среди предложений 15 – 20 найдите сложное предложение с придаточным обстоятельственным. Напишите номер этого предложения.

Ответ:17


Ответы:

А1 -2

А2 - 3

А3 – 1

А4 - 4

А5 – 2

А6 - 1


В1 – Счастливый, радостный, довольный.

В2 – облик человека

В3 – иные курили

В4 – 20

В5 – 1, 2, 4

В6 – 2

В7 – 3

В8 – 7

В 9 - 17




Экземпляр ученика


(1)В ночной час мы свернули с широкой центральной улицы на узкую боковую, по ступенькам спустились к закрытой двери полуподвального помещения. (2)На вопрос, кто стучит, заданный по-китайски, Гаврилов тоже по-китайски отозвался: «Четырехглазый». (3)Нас тут же впустили. (4)Оказывается, за круглые очки обитатели притонов окрестили милиционера Гаврилова «четырехглазым».

(5)В нос ударил тяжелый запах гнили и застоявшейся сырости. (6)В огромной комнате плавал сине-желтый ядовитый дым, и, приглядевшись, я увидел много людей, в разных позах сидящих и лежащих на захламленном полу. (7)Кое-кто из них спал, кое-кто бредил, бормоча непонятные фразы, другие с тупой полусонной отрешенностью смотрели перед собой и – было видно – ничего не замечали. (8)Иные же с блаженным выражением на лице курили длинные глиняные трубочки, наполненные гашишем. (9)Как после объяснил мне Гаврилов, за щепотку гашиша, вот за такой миг – посидеть с заветной трубкой во рту – тут готовы на любое, самое тяжкое преступление. (10)Порок затмевает разум.

(11)Среди всех особенно жалкий вид имели женщины, опустившиеся в конец, утратившие человеческий облик… (12)Хозяин притона – толстый, с длинной черной косой и заплывшими глазками китаец – подобострастно отвечал на вопросы моего спутника. (13)Гаврилов подошел к одному из обитателей подвала и попросил снять рубаху. (14)Тот, хотя и не охотно, но снял ее. (15)Страшное зрелище представляло собой его тело, сплошь покрытое гноящимися струпьями. (16)Это был морфинист, сам себе делающий уколы морфия. (17)Так как при уколе шприц и игла, руки и тело не дезинфицировались, тут же возникло нагноение. (18)Нагноения захватили уже всю спину, грудь и плечи… (19)Еще ужасней выглядели у него ноги от паха до лодыжек – на них были огромные, незаживающие язвы. (20)Зачастую морфинисты, подгоняемые нетерпением, вводят себе морфий прямо через одежду, не выбирая, где на теле здоровое место, а где рубцы и струпья.

(21)Гаврилов попросил снять кофточку молодую, но изможденную, с потухшими равнодушными глазами женщину, и она безропотно, без признаков смущения обнажила тело. (22)Та же мрачная картина – язвы, сочащийся из-под струпьев гной…

Ф.Г. Углов «Сердце хирурга»


A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:

«Почему морфинисты готовы на любое, самое тяжкое преступление?»

1) Страшное зрелище представляло собой его тело, сплошь покрытое гноящимися струпьями.

2) Порок затмевает разум.

3) Зачастую морфинисты, подгоняемые нетерпением, вводят себе морфий прямо через одежду, не выбирая, где на теле здоровое место, а где рубцы и струпья.

4) В нос ударил тяжелый запах гнили и застоявшейся сырости.


A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «окрестили» (предложение 4).

1)ударили 2) дали имя 3)дали прозвище 4) обозначили что-либо


A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) (5)В нос ударил тяжелый запах гнили и застоявшейся сырости.

2) (21)Гаврилов попросил снять кофточку молодую, но изможденную, с потухшими равнодушными глазами женщину, и она безропотно, без признаков смущения обнажила тело.

3) (2)На вопрос, кто стучит, заданный по-китайски, Гаврилов тоже по-китайски отозвался: «Четырехглазый».

4) (8)Иные же с блаженным выражением на лице курили длинные глиняные трубочки, наполненные гашишем.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове подобострастно (предложение ) буква Т обозначает непроизносимый согласный звук.

2) В слове притонов (предложение 4) происходит оглушение звонкого согласного звука.

3) В слове центральной (предложение 1) мягкость согласного звука [л, ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове моего (предложение 12) количество звуков и букв одинаково.


А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) запах 2) выбирая 3) обитатели 4) захватили


А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»?

1) изможденную 2) подошел 3) захватили 4) разных


В1. Замените слово блаженным из предложения 8 синонимом. Напишите этот синоним.


В2. Замените словосочетание «человеческий облик» в предложении 11, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


В3. Выпишите грамматическую основу предложения 8. (8)Иные же с блаженным выражением на лице курили длинные глиняные трубочки, наполненные гашишем.


В 4. Среди предложений 15—20 найдите предложение(-я) с обособ­ленным обстоятельством. Напишите номер(-а) этого (-их) предложения (-ий).


В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обознача­ющие запятые в сложноподчиненном предложении.

На вопрос, (1) кто стучит,(2) заданный по-китайски,(3) Гаврилов тоже по-китайски отозвался: «Четырехглазый». Оказывается,(4) за круглые очки обитатели притонов окрестили милиционера Гаврилова «четырехглазым».

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.


В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинён­ного предложения.

(21)Гаврилов попросил снять кофточку молодую,(1) но изможденную, (2)с потухшими равнодушными глазами женщину,(3) и она безропотно,(4) без признаков смущения обнажила тело.


В8. Среди предложений 1 —8 найдите предложение(-я) со встав­ной конструкцией. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


В 9. Среди предложений 15 – 20 найдите сложное предложение с придаточным обстоятельственным. Напишите номер этого предложения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!