СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". работа с отрывком романа, дате один верный ответ, дать ответ словом, словсочетанием. 

Просмотр содержимого документа
«Тест по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"»

Литература 9 класс Тест

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Вариант 1


Грушницкий — юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект — их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами — иногда тем и другим. В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии. Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи.

Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель — сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле; он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!..

Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.


А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.

1) рассказ;

2) повесть;

3) быль;

4) роман.


А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) является экспозицией;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является завязкой сюжетного действия.


А 3. Главной темой данного отрывка является:

1) характеристика Печорина;

2) описание человеческой доброты;

3) описание Грушницкого;

4) судьба офицера.


А 4. Какова цель жизни Грушницкого?

1) вскружить голову молоденькой девушке;

2) сделаться героем романа;

3) любовь к родине;

4) забота о матери.


А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание внешности Грушницкого?

1) очернить героя в глазах читателей;

2) показать отношение Печорина к внешности Грушницкого;

3) охарактеризовать психологическое состояние героя;

4) заинтриговать читателя.


В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («пышные», «прекрасное», «исключительные»).

Ответ: ________________________________________________________


В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он хорошо сложен…»).

Ответ:_________________________________________________________


В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Он довольно…», выпишите объяснение, почему эпиграммы Грушницкого никогда не бывают метки и остры.

Ответ: _______________________________________________________


В 4. В абзаце, начинающемся со слов» «Он довольно…», найдите эпитет, характеризующий храбрость Грушницкого.

Ответ: _______________________________________________________


С 1. На какие особенности характера Грушницкого обращает внимание Печорин?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература 9 класс Тест

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Вариант 2


— Знаете, княжна, — сказал я с некоторой досадой, — никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее... и тогда...

Хохот и шушуканье нас окружающих заставили меня обернуться и прервать мою фразу. В нескольких шагах от меня стояла группа мужчин, и в их числе драгунский капитан, изъявивший враждебные намерения против милой княжны; он особенно был чем-то очень доволен, потирал руки, хохотал и перемигивался с товарищами. Вдруг из среды их отделился господин во фраке с длинными усами и красной рожей и направил неверные шаги свои прямо к княжне: он был пьян. Остановясь против смутившейся княжны и заложив руки за спину, он уставил на нее мутно-серые глаза и произнес хриплым дишкантом:

— Пермете... 11 ну, да что тут!.. просто ангажирую вас на мазурку...

— Что вам угодно? — произнесла она дрожащим голосом, бросая кругом умоляющий взгляд. Увы! ее мать была далеко, и возле никого из знакомых ей кавалеров не было; один адьютант, кажется, все это видел, да спрятался за толпой, чтоб не быть замешану в историю.

— Что же? — сказал пьяный господин, мигнув драгунскому капитану, который ободрял его знаками, — разве вам не угодно?.. Я таки опять имею честь вас ангажировать pour mazure... 12 Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего!.. Гораздо свободнее, могу вас уверить...

Я видел, что она готова упасть в обморок от страху и негодования.

Я подошел к пьяному господину, взял его довольно крепко за руку и, посмотрев ему пристально в глаза, попросил удалиться, — потому, прибавил я, что княжна давно уж обещалась танцевать мазурку со мною.

— Ну, нечего делать!.. в другой раз! — сказал он, засмеявшись, и удалился к своим пристыженным товарищам, которые тотчас увели его в другую комнату.

Я был вознагражден глубоким, чудесным взглядом.


А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.

1) рассказ;

2) повесть;

3) быль;

4) роман.


А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) является экспозицией;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является вставным эпизодом.


А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) жестокость Печорина;

2) поведение Мери;

3) поведение Печорина;

4) описание господ на балу.


А 4. Что определяет поведение пьяного господина, подошедшего к Мери?

1) желание покрасоваться перед товарищами;

2) стремление смутить Печорина;

3) любовь к Мери;

4) нелюбовь ко всем лицам женского пола.


А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание Мери во время приглашения её пьяным господином на танец?

1) выявить отсутствие в героине серьёзного отношения к жизни;

2) заинтересовать читателя;

3) охарактеризовать состояние героини;

4) показать, что Мери – девушка, лёгкая в общении.


В 1. Укажите лексическое средство, которым в литературоведении характеризуются слова иностранного происхождения, не ассимилировавшиеся ещё в русском языке. («Я-таки опять имею честь вас ангажировать pour mazure»).

Ответ: ________________________________________________________


В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Я подошёл…»).

Ответ:_________________________________________________________


В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Я видел…», выпишите слова, характеризующие чувства Мери в описываемый момент.

Ответ: _______________________________________________________


В 4. В последнем абзаце найдите эпитеты, описывающие взгляд, которым Мери наградила Печорина после сцены с пьяным господином.

Ответ: _______________________________________________________


С 1. Почему Печорин пришёл Мери на помощь?

________________________________________________________________________________________________________________________________



Литература 9 класс Тест

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Вариант 3


Узкая тропинка вела между кустами на крутизну; обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы; цепляясь за кусты, мы стали карабкаться. Грушницкий шел впереди, за ним его секунданты, а потом мы с доктором.

— Я вам удивляюсь, — сказал доктор, пожав мне крепко руку. — Дайте пощупать пульс!.. О-го! лихорадочный!.. но на лице ничего не заметно... только глаза у вас блестят ярче обыкновенного.

Вдруг мелкие камни с шумом покатились нам под ноги. Что это? Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали.

— Берегитесь! — закричал я ему, — не падайте заранее; это дурная примета. Вспомните Юлия Цезаря!

Вот мы взобрались на вершину выдавшейся скалы: площадка была покрыта мелким песком, будто нарочно для поединка. Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась, там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи.

Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник. От выдавшегося угла отмерили шесть шагов и решили, что тот, кому придется первому встретить неприятельский огонь, станет на самом углу, спиною к пропасти; если он не будет убит, то противники поменяются местами.

Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью?


А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.

1) рассказ;

2) повесть;

3) быль;

4) роман.


А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является одним из этапов развития сюжета;

4) является завязкой сюжетного действия.


А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) характеристика условий дуэли;

2) портрет Печорина;

3) портрет Грушницкого;

4) состояние героев перед дуэлью.


А 4. Какая деталь портрета Печорина предаёт его волнение перед дуэлью?

1) рука;

2) глаза;

3) губы;

4) лоб.


А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится подробное описание местности, где будет проводиться дуэль?

1) выявить красоту природы;

2) показать такие условия, при которых смертельный исход наиболее вероятен;

3) украсить повествование;

4) показать, какое впечатление природа произвела на героев.


В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, с помощью которого один предмет сопоставляется с другим («там внизу казалось темно и холодно, как в гробе»).

Ответ: ________________________________________________________


В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании природы, его окружающей (со слов: «Кругом теряясь…»).

Ответ:_________________________________________________________


В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Я решился…», выпишите слова, которые характеризуют черты характера Грушницкого.

Ответ: _______________________________________________________


В 4. В абзаце, начинающемся со слов» «Я решился …», найдите сочетание слов, которое объясняет, почему Печорин решился предоставить все выгоды Грушницкому.

Ответ: _______________________________________________________


С 1. Как в данном фрагменте раскрывается внутренний мир Печорина?__________________________________________________________________________________________________________________________

Литература 9 класс Тест Ключи

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»


Вариант 1

А1. 4.

А2. 1.

А3. 3.

А4. 2.

А5. 3.

В1. Эпитет.

В2. Портрет.

В3. …он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою.

В4. Не русская.


Вариант 2

А1. 4.

А2. 3.

А3. 4.

А4. 1.

А5. 3.

В1. Варваризм.

В2. Поступок.

В3. Страх и негодование.

В4. Глубоким и чудесным.


Вариант 3


А1. 4.

А2. 3.

А3. 4.

А4. 2.

А5. 2.

В1. Сравнение.

В2. Пейзаж.

В3. Самолюбие и слабость.

В4. Хотел испытать его.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!