Промежуточное тестирование за полугодие по биологии
10 класс (углубленный уровень)
1 вариант
1. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.
В разработку клеточной теории внесли вклад:
1) А. И. Опарин 4) Т. Шванн и М. Шлейден
2) В. И. Вернадский 5) Р. Вирхов
3) Г. Мендель
2. Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания прокариотической клетки. Определите ДВА признака, "выпадающие" из общего списка, и запишите.
1) Отсутствие в ней оформленного ядра
2) Наличие цитоплазмы 4) Наличие митохондрий
3) Наличие клеточной мембраны 5) Наличие эндоплазматической сети
3. Из предложенного списка химических элементов выберите органогены. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.
1) кислород 2) азот 3) магний 4) хлор 5) йод
4. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны. Генеалогический метод используют для:
1) получения генных и геномных мутаций
2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека
3) исследования наследственности и изменчивости человека
4) изучения этапов эволюции органического мира
5) выявления наследственных заболеваний в роду
5. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны. Каково преимущество использования электронной микроскопии перед световой:
1) большее разрешение
2) возможность наблюдать живые объекты
3) дороговизна метода
4) сложность приготовления препарата
5) возможность изучать макромолекулярные структуры
6. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны. Принципами организации любой биологической системы является её:
1) изолированность от других систем
2) открытость для веществ, энергии и информации
3) простота организации
4) невысокая упорядоченность
5) раздражимость
7. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.
Гомеостаз — это:
1) обмен веществ и превращение энергии
2) регулярное снабжение организма пищей
3) это совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих восстановление постоянства внутренней среды организма
4) поддержание изменчивости во внутренней среде организма
5) осуществляется благодаря изменению активности симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы
8. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики общих свойств митохондрий и хлоропластов. Определите два признака, «выпадающих » из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) формируют лизосомы 4) участвуют в синтезе АТФ
2) являются двумембранными 5) образуют веретено деления
3) являются полуавтономными органоидами
9. Цитоплазма выполняет в клетке функции:
1) внутренней среды, в которой расположены органоиды
2) синтеза глюкозы
3) взаимосвязи процессов обмена веществ
4) окисления органических веществ до неорганических
5) осуществления связи между органоидами клетки
6) синтеза молекул АТФ
10. Какие из перечисленных органоидов присутствуют только в растительной клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) хлоропласты 4) клеточная стенка из целлюлозы
2) центральная вакуоль 5) митохондрии
3) эндоплазматическая сеть 6) аппарат Гольджи
11. Бактерии, в отличие от животных:
1) относят к безъядерным организмам
2) являются эукариотами
3) питаются готовыми органическими веществами
4) могут быть хемотрофами
5) структура молекулы ДНК линейная
6) имеют ДНК кольцевидной формы
12. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток.
2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.
3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.
4. Во всех клетках имеется ядро.
5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.
13. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с тимином (Т) составляют 24% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.
14. Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами – (1) целлюлоза либо (2) глюкоза:
ОСОБЕННОСТИ | | ВИДЫ |
А) мономер Б) полимер В) растворимы в воде Г) не растворимы в воде Д) входят в состав клеточных стенок растений Е) входят в состав клеточного сока растений | | 1) целлюлоза 2) глюкоза |
15. Установите соответствие между классами органических веществ — углеводы (1) и нуклеиновыми кислотами ДНК и РНК (2) — и выполняемыми ими функциями в клетке.
A) запасание энергии
Б) сигнальная
B) хранение генетической информации
Г) перенос энергии
Д) входит в состав клеточных стенок и мембран
Е) реализация генетической информации (синтез белка)
Промежуточное тестирование за полугодие по биологии
10 класс (углубленный уровень)
2 вариант
1. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.
Согласно положению современной клеточной теории: клетки — являются единицей живого:
1) фенотипической
2) структурно-функциональной
3) роста и развития
4) биохимической
5) экологической
2. Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.
1) анатомия 4) молекулярная биология
2) биоценология 5) эволюционное учение
3) физиология
3. Из предложенного списка химических элементов выберите макроэлементы. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.
1) цинк 2) селен 3) магний 4) хлор 5) йод
4. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны. Клеточный уровень организации совпадает с организменным у:
1) бактериофагов 4) кролика дикого
2) амёбы дизентерийной 5) эвглены зелёной
3) вируса полиомиелита
5. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны. Каково преимущество использования световой микроскопии перед электронной:
1) большее разрешение
2) возможность наблюдать живые объекты
3) дороговизна метода
4) сложность приготовления препарата
5) доступность и не трудоёмкость при приготовлении препаратов
6. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны. С помощью генеалогического метода можно выяснить:
1) характер изменения хромосомного набора в клетках
2) закономерности наследования признаков у человека
3) влияние среды на развитие эмбриона человека
4) влияние среды на формирование признаков организма
5) признаки и болезни, которые передаются по наследству
7. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны. Для всех живых организмов характерно:
1) образование органических веществ из неорганических
2) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ
3) активное передвижение в пространстве
4) дыхание, питание, размножение
5) раздражимость
8. Какие общие свойства характерны для митохондрий и пластид:
1) не делятся в течение жизни клетки
2) имеют собственный генетический материал
3) являются одномембранными
4) содержат ферменты окислительного фосфорилирования
5) имеют двойную мембрану
6) участвуют в синтезе АТФ
9. Какие органические вещества в организме человека могут выполнять энергетическую функцию? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гликоген 4) липид
2) нуклеиновая кислота 5) витамин А
3) глюкоза 6) сульфат натрия
10. Что из перечисленного характерно для клеток эукариот? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) плазматическая мембрана 4) митохондрии
2) эндоплазматическая сеть 5) ядерная мембрана
3) жгутики 6) рибосомы
11. В клетке растений в отличие от клетки животных, имеются:
1) рибосомы
2) хлоропласты
3) митохондрии
4) плазматическая мембрана
5) целлюлозная клеточная стенка
6) вакуоли с клеточным соком
12. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1) У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана.
2) Прокариоты не способны к фагоцитозу.
3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро.
4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.
5) У всех эукариот есть хлоропласты.
6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.
13. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с тимином (Т) составляют 40% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.
14. Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом:
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ | | ВИД ВЕЩЕСТВА |
А) молекула сильно разветвлена Б) имеет четвертичную структуру В) откладывается в запас в печени Г) мономерами являются аминокислоты Д) используется для поддержания уровня кислорода | | 1) гемоглобин 2) гликоген |
15. Установите соответствие между особенностями строения и свойств вещества и веществом, имеющим эти особенности.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА | | ВЕЩЕСТВА |
A) неполярны, нерастворимы в воде Б) в состав входит остаток глицерина B) мономером является глюкоза Г) мономеры связаны пептидной связью Д) обладают ферментативными функциями Е) входят в состав клеточных стенок растительных клеток | | 1) белки 2) углеводы 3) липиды |
Ответы на промежуточное тестирование по биологии,
10 класс( углубленный уровень)
№ | 1 вариант | 2 вариант |
1 | 45 | 23 |
2 | 45 | 13 |
3 | 12 | 34 |
4 | 35 | 25 |
5 | 15 | 25 |
6 | 25 | 25 |
7 | 35 | 45 |
8 | 15 | 256 |
9 | 135 | 134 |
10 | 124 | 245 |
11 | 146 | 256 |
12 | 1-организмы, кроме вирусов имеют клеточное строение; 3- клеточной стенки нет у клеток животных; 4- клетки прокариот не содержат оформленного ядра | 3 - В клетках прокариот не содержится оформленного ядра. 5- У растительных клеток есть хлоропласты. 6- В синтезе белков эукариоты используют азот, поступающий с пищей и минеральными солями. |
13 | 24% Т=24% А по принципу комплементарности; 26% Г=26% Ц | 40% Т=40% А по принципу комплементарности; 20% Г=20% Ц |
14 | 212112 | 21211 |
15 | 112112 | 332112 |
Критерии оценки
Каждый правильный ответ в вопросах с 1 по 11, а также 14 и 15 оценивается в 2 балла или 1 балл в случае одной ошибки. За задание 12 и 13 дается 3 балла или по 1 баллу за элемент правильного ответа. Максимальный балл 32.
Отметка «5» ставится при 32-29 баллах,
отметка «4» при 28-23 баллах,
отметка «3» при 22-16 баллах,
менее 16 баллов ставится отметка «2».